Статьи-обзоры произведений

Статьи-обзоры произведений

Статьи-обзоры произведений русской классики с видеофрагментами
подборка · 13 материалов
72 подписчика
Вампирическая любовь Клары Милич | Чтение книг рождает мысль

"Клара Милич" загадочна. Здесь есть и мистика, и реализм, и физическое проявление душевного страдания. Здесь есть молодой, но пресыщенный жизнью Аратов, скучный и претенциозный. Он не ждет фейерверка эмоций, даже сложно сказать ждет ли он что-то от этой жизни, либо просто существует, плывет по течению. И есть Клара Милич, влюбившаяся в него, готовая гореть от любви, гореть в искусстве, она не боится сгореть дотла, превратиться в пепел.
05:53
2 месяца назад • 4 просмотра
72 подписчика
Музыка на страницах рассказа "Чистый понедельник | Бунин

У Бунина любовь и музыка сливаются. Родство любви и музыки, напоминание одного о другом – эти темы широко и разнообразно представлены в его творчестве. Возьмем рассказ "Чистый понедельник". Бунин описывает молодых влюбленных. Образ молодого человека прост и логичен, а образ его возлюбленной – недосягаемый и сложный. Вот герой входит с любимой в ресторан, звучит марш из «Аиды» Дж. Верди. Это своего рода приветствие красоте, молодости, полноте сил героев.
В конце ужина героиня иногда просила возлюбленного «позвать цыган», песни которых слушала «с томной, странной усмешкой». «Цыганская тема» пользовалась особой популярностью в литературе XIX века и связывалась в творческом сознании писателей с романтическими представлениями о духовной воле, слиянии с дикой природой, раскованности чувств. Но к началу XX века цыганская традиция идет на убыль, переходит к эстрадным формам, что и было подмечено Буниным в его рассказе:  «…они входили нарочито шумно, развязно: впереди хора, с гитарой на голубой ленте через плечо, старый цыган в казакине с галунами, с сизой мордой утопленника, с голой, как чугунный шар, головой, за ним цыганка-запевало с низким лбом под дегтярной челкой...». Усмешка героини как раз и выражает неестественность происходящего.
Наиболее ярко мотив музыки представлен в этом рассказе в сцене отъезда на «капустник». Приехавшему за возлюбленной герою открылась необычная картина: «было необычно светло, все было зажжено…, а пианино звучало началом «Лунной сонаты» – все повышаясь, звуча чем дальше, тем все томительнее, призывнее, в сомнамбулически-блаженной грусти».
Если вы помните, героиня «Чистого понедельника» разучивала только одно начало «Лунной сонаты». Дело здесь, конечно же, не в невозможности разучить героиней это произведение полностью, а именно в музыке. Начало сонаты отличается особенно нежной, прекрасно задумчивой мелодической линией. Именно эта музыка оттеняет внутреннее состояние героини, женщины, в первую очередь, загадочной.
Тайно решившись уйти в монастырь, героиня не просто доживает последние дни мирской жизни, а доигрывает их. Ее поведение, наряд, делавший ее похожей «на красавицу с лубочной картинки», речь – все это похоже на спектакль и удивляет героя. Звучание «Лунной сонаты» –блаженно-грустное – подчеркивает состояние двоемирия героини.
В этом произведении слились две формы отражения действительности – литература и музыка. Не зря Бунин благодарил Бога за то, что смог написать этот рассказ.
3 месяца назад • 4 просмотра
72 подписчика
Целостная концепция мира в одном рассказе | Бунин | Чистый понедельник

Рассказ "Чистый понедельник" - новое слагаемое общей суммы бунинских наблюдений. В нем, как и в "Натали", тоже признания героя, но они внутренне отрывисты, импульсивны, неопределенны. Рассказчику всё кажется наваждением, неожиданностью. С самого начала он признаётся, что не пытается что-либо додумать. Он открытый, добрый, но откровенно легкомысленный, подверженный власти случая, стихии. И он не понимает свою подругу, полную противоположность себе.
Она - загадочная женщина с несомненной противоречивостью поведения: издевательство над обильной пищей, роскошью и участие в обедах, ужинах "с московским пониманием дела"; ирония над театральной и прочей мишурой и постоянные светские развлечения; принятие дерзких ласк мужчины и отказ от серьезного разговора об их отношениях. "Ничему не противилась, но всё молчала".
Затаенные влечения героини тоже вдруг потрясли ее поклонника. Каждый вечер они проводили в лучших ресторанах Москвы, пользуясь своим богатством, молодостью, поражая всех редкой красотой. А затем, по ее предложению, оказались в Новодевичьем монастыре. Выяснилось, что она ходит на Рогожское кладбище, где так силен колорит допетровской России, в Кремлевские соборы, в храм Христа Спасителя, увлечена древнерусскими текстами. Мы видим не только интеллектуальное развитие этой странной женщины, но и борьбу в ее душе разных устремлений. В подтексте - мечта о слиянии здоровых запросов человеческого счастья с высшей духовной красотой. Мечта, которая восходит к идеалу любви.
***********
От чего очищается героиня "Чистого понедельника"? От праздной мирской жизни? Так почему же после "прощеного воскресенья" она оказывается в объятиях мужчины? Нет, были и другие за ней грехи: гордыня, презрение к людям. Она хотела поверить им и своей женственной силе, полюбить того лучшего, кого встретила на жизненном пути. И не смогла. Но и в монастыре она не обрела успокоения, а продолжала тосковать...
28:57
4 месяца назад • 8 просмотров
72 подписчика
Взволнованный монолог о «том лете» | Бунин | Натали

«Натали» - характерное для «Тёмных аллей» произведение. История любви студента первого курса Мещерского к юной красавице Натали Сенкевич передана в его воспоминаниях о долгом периоде – от первого знакомства с девушкой до безвременной её смерти. Память доносит необычное, непонятное в прошлом и помогает осознать его.
Мещерского товарищи называли «монахом»: он сам не хотел «нарушать свою чистоту, искать любви без романтики». Натали не только непорочна, но и обладает гордой, утонченной душой. Они сразу полюбили друг друга. А рассказ – об их разрыве и долгом одиночестве. Внешняя причина одна – неожиданно проснувшееся накануне встречи с Натали влечение молодого человека к телесным прелестям её двоюродной сестры Сони. Внутренний процесс очень сложен.
Как всегда у Бунина, все событийные повороты едва обозначены. Явление же, которое занимает автора, глубоко осмыслено в своем внутреннем развитии. Уже в конце второй главки ощущается противоречие в мыслях героя: «…как мне теперь жить в этой двойственности – в тайных свиданиях с Соней и рядом с Натали, одна мысль о которой охватывает меня таким чистым любовным восторгом…»
Почему происходит сближение с Соней? Писатель выявляет его внешние причины – общее среди молодёжи стремление к ранней чувственности, преждевременная женская зрелость девушки, её смелый и вольный нрав. Но главное не в них. Мещерский сам не может оторваться от жарких объятий. Его память хранит опьянение этих встреч. Прекрасно сознавая преступность своего двойственного поведения, он не может выбрать для себя что-нибудь одно. Мучительно неразрешимым кажется юноше вопрос, «за что так наказал меня бог, за что дал сразу две любви, такие разные и такие страстные, такую мучительную красоту Натали и такое телесное упоение Соней». Оба переживания он вначале называет любовью.
Бедность и обманчивость чисто физической близости покажет лишь время. Достаточно было Мещерскому пять дней не видеть Соню, и он забыл своё чувственное наваждение (слишком, однако, поздно: Натали узнала об измене). А многолетняя разлука с Натали (её брак с нелюбимым человеком, связь самого Мещерского с крестьянкой) лишь разожгла неутоленное высокое чувство, подарив обоим подлинное, хотя тайное и короткое, супружество.
*******
Главный герой несет в своей душе редкий дар обожания возлюбленной, обладает способностью понять свои заблуждения (пусть не сразу и с большими потерями). Впервые у Бунина человек преодолевает несовершенство своего сознания, ощущает неудовлетворение от чисто плотских наслаждений, а воспоминание о них несет отрезвление. Но подобный опыт единичен. В массе побеждают другие чувства.
44:50
4 месяца назад • 15 просмотров
72 подписчика
"...Собранье пёстрых глав..." об обучении и воспитании

27 февраля (по другим источникам, 2 марта) 1825 г. была опубликована 1 глава «Евгения Онегина». Практически 200 лет назад. Но насколько актуальные вопросы в ней поднимаются!
Сейчас во многих соцсетях постоянно обсуждается тема современного образования. Школьного образования. Мнения разные, в основном, негативные. Многие сетуют на то, что программа стала сложной... В общем, много о чём пишут. Я, как всегда, предлагаю посмотреть на эту проблему с позиции нашей классики, в частности «Евгения Онегина».
 Все мы помним из той же школы, что В. Г. Белинский назвал произведение поэта "энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением". "Энциклопедия" - это, конечно, метафора. Но надо отдать должное поэту: жизнь дворян он описал подробно, в том числе сделав акцент и на воспитании, и на обучении.
Да, оно, как правило, было необременительное; часто - весьма поверхностное; иногда весьма и весьма серьезное. Учителя - иностранцы; чаще всего - французы. У Онегина - Madame, Monsieur, который, "Чтоб не измучилось дитя,// Учил его всему шутя"... Читаем в романе:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь.
Но это, конечно, что и с чем сравнивать! Давайте сравним, что знает Онегин (=Пушкин) и современные нам молодые люди.
Пушкин, его друзья, многие их современники - люди образованнейшие, хотя сами они, может быть, и считали свои знания недостаточными. Но ведь (во все времена!) есть и скотинины - и в провинции, и в столицах.
Что же знал Онегин? Французский, как положено было, знал в совершенстве; изучал латынь, хотя и без особого успеха; историю - хотя и без охоты; поэзии был вовсе чужд, зато "читал Адама Смита, // И был великий эконом..."
Пушкин иронизирует. Над кем? Над Онегиным? Над светом? Над системой воспитания и образования?.. Вероятно, и над тем, и над другим, и над третьим... Для света Онегин "достаточно" воспитан и образован. Хотя чуть дальше мы узнаем: он мог поговорить и поспорить и об истории, и о философии, и о мистике, и о науках. И читал он (нельзя сказать, что много; к тому же "без толку", но ЧИТАЛ!):
Прочел он Гиббона, Руссо,
Манзони, Гердера, Шамфора,
Madame de Stael, Биша, Тиссо,
Прочел скептического Беля,
Прочел творенья Фонтенеля,
Прочел из наших кой-кого,
Не отвергая ничего:
И альманахи, и журналы...
А кроме того, Онегин, как мы знаем, прочел и Байрона, и ещё "два-три романа, // В которых отразился век, // И современный человек // Изображен довольно верно..." И это, конечно далеко не всё! Это только малая часть того, что читал Онегин...
Ставлю здесь многоточие. Есть над чем поразмышлять. Что мы видим? Нерадивое отношение к своему образованию (что ж, было и есть во все времена). Но что знал Онегин, а что знает его ровесник, наш современник? Можем ли мы похвастаться тем, что современные молодые люди (при нынешнем охвате обучением населения страны и возможностях) превосходят современников Онегина=Пушкина?.. А сама система образования?..
Скорее всего, ответов в романе Пушкина мы не найдем. Да и бессмысленно их там искать. Но мы еще раз убедились, что классика актуальна и всегда дает пищу для размышлений.
38:51
4 месяца назад • 6 просмотров
72 подписчика
Неоднократно писали о трагичности взглядов Бунина, соединявшего любовь и смерть. Вот как он сам объяснял этот мотив: «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, - а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, - я был близок к самоубийству… Даже с Верой Николаевной… Ведь я был еще женат, и моя первая жена назло не желала со мною разводиться. Я боялся, что Вера Николаевна откажется… Но жизнь без неё я себе не представлял...
4 месяца назад • 6 просмотров