Добавить в корзинуПозвонить
Найти в Дзене
Станковед

Полная стоимость владения станком с ЧПУ (TCO). «Дешевый» станок может вас разорить. Калькулятор.

К нам регулярно обращаются и собственники и технические директора производственных предприятий с аналогичным запросом: «Подберите станок подешевле - нам нужно вписаться в бюджет»... И когда начинаем копать дальше и задавать уточняющие вопросы - про номенклатуру, программу выпуска, требования по точности, доступность сервиса в регионе, то тут можно услышать примерно следующее: «Вы нам цену давайте в наш бюджет, остальное мы сами разберёмся. Нам заказ надо делать». Разобраться тут не просто и решение не очевидное. Поясню почему. За годы работы с металлообрабатывающим оборудованием мы видели много случаев, когда покупка «выгодного» вертикального фрезерного обрабатывающего центра превращалась для предприятия в финансовый провал уже через 2-3 года эксплуатации (а иногда и быстрее). Цена в коммерческом предложении - это действительно вершина айсберга. Под водой этого айсберга скрывается всё то, что и определяет, заработает на вас станок или будет планомерно сжирать ваши оборотные средства.
Оглавление

К нам регулярно обращаются и собственники и технические директора производственных предприятий с аналогичным запросом: «Подберите станок подешевле - нам нужно вписаться в бюджет»... И когда начинаем копать дальше и задавать уточняющие вопросы - про номенклатуру, программу выпуска, требования по точности, доступность сервиса в регионе, то тут можно услышать примерно следующее: «Вы нам цену давайте в наш бюджет, остальное мы сами разберёмся. Нам заказ надо делать».

Разобраться тут не просто и решение не очевидное. Поясню почему.

За годы работы с металлообрабатывающим оборудованием мы видели много случаев, когда покупка «выгодного» вертикального фрезерного обрабатывающего центра превращалась для предприятия в финансовый провал уже через 2-3 года эксплуатации (а иногда и быстрее).

Цена в коммерческом предложении - это действительно вершина айсберга. Под водой этого айсберга скрывается всё то, что и определяет, заработает на вас станок или будет планомерно сжирать ваши оборотные средства.

Здесь ровно та же логика, что и с автомобилями. Можно купить китайский авто за 2,5 млн рублей вместо примерно аналогичного немецкого за 5 млн и считать себя молодцом. А через три года выясняется:

  • запчасти даже для “китайца” возят несколько месяцев под заказ
  • расходники по цене аналогичные, а ТО надо делать чаще
  • расход топлива значительно выше
  • остаточная стоимость рухнула втрое

И в итоге, суммарно на дистанции вы потратили больше, чем владелец «дорогой» машины. Со станками всё то же самое… только нули на конце другие!

Разберём по полочкам, из чего реально складывается стоимость владения вертикальным фрезерным обрабатывающим центром на горизонте 5-7 лет.

Сразу предупреждаем, что цифры в статье ОЧЕНЬ СИЛЬНО примерные, предоставлены исключительно для справки. Слишком много факторов влияет на цены, поэтому ориентируемся индикативно.

Калькулятор полной стоимости владения станком с ЧПУ
Калькулятор полной стоимости владения станком с ЧПУ

Что такое TCO и почему этим понятием не пользуются на 97% российских предприятий

TCO (Total Cost of Ownership) - это полная стоимость владения (ПСВ) активом (станком с ЧПУ в нашем случае) за весь жизненный цикл. Применительно к станку с ЧПУ это сумма всех затрат: от первоначальных инвестиций до утилизации или продажи через N лет.

Парадокс российского рынка: про TCO говорят многие, но реально считают его единицы. Большинство решений о покупке станка принимается по двум-трем строкам в Excel таблице (и то не всегда):цена станка, доставка, пусконаладка...

На этом - все. Дальше - «как пойдёт». А пойдёт по-разному. И вот из каких слагаемых на самом деле складывается ваша реальная цифра.

Но в нашем калькуляторе TCO (полной стоимостью владения) учтено все! Пользуйтесь бесплатно и только затем принимайте решение по закупке станка.

Слагаемое №1: Капитальные затраты (CAPEX)

Это то, что обычно и сравнивают при выборе. Но даже здесь большинство покупателей считают неполно.

В CAPEX вертикального фрезерного обрабатывающего центра входит:

  • Стоимость самого станка в базовой комплектации (ЧПУ, шпиндель, магазин инструмента, наружная подача СОЖ, транспортёр стружки и т.д.).
  • Опции, которые «забыли» включить в базовое КП: датчики измерения детали и инструмента, система высокого давления СОЖ через шпиндель, дополнительная ось, увеличенный магазин, другой шпиндель и т.д. Кстати, про все возможные опции на станки с ЧПУ мы очень детально рассматриваем здесь.
  • Доставка, страхование
  • Подготовка фундамента
  • Электромонтаж и подвод сжатого воздуха нужных параметров (часто упускают, что для станка с пневмозажимом и обдувом нужен компрессор минимум 7–10 бар да еще и с определенным расходом… а для стабильной подачи электроэнергии – нужен еще и стабилизатор электричества)
  • Пусконаладка и обучение операторов - у нормального (профессионального) поставщика это уже включено в цену (иначе по гарантии могут быть вопросы), но если берёте «у Васи с авито», то закладывайте 200–400 тыс. отдельно
  • Первичный комплект оснастки (универсальной) - здесь скорее имеем ввиду что-то длительного пользования (типа патроны на 4 ост или задняя бабка для использования на 4 оси, универсальные тиски и т.д.). Эту строку почему-то почти никогда не закладывают в бюджет, а потом слышим: «у нас станок поставлен, а работать на нем нечем».

Уже на этом этапе разница между «ценой в КП» и реальным CAPEX может составить 25-50%. Кстати, ранее писали по каждой статье затрат подробно и сколько это примерно может стоить здесь.

Слагаемое №2: Стоимость эксплуатации (OPEX)

Здесь и начинается самое интересное. Разница между двумя одинаковыми по цене на старте станками за 5 лет может составить миллионы рублей именно за счёт OPEX.

Вот некоторые примеры по статьям затрат (их, конечно же больше в реальности):

  1. Электроэнергия. Вертикальный обрабатывающий центр среднего класса со шпинделем 15-22 кВт потребляет около 60-110 кВт·ч в смену. При тарифе 8 руб./кВт·ч и примерно 250 рабочих днях в году это 240–440 тыс. руб. в год только за электричество. За 5 лет может быть больше двух миллионов.
  2. Сжатый воздух. Отдельная строка, про которую вообще часто забывают. Расход воздуха у современного фрезерного ОЦ с ЧПУ около 400–800 л/мин (24-48 куб.м/час), а это нагрузка на компрессор и его электропотребление. Также его обслуживание и расходники.
  3. СОЖ и её утилизация.Качественная эмульсия – 600-800 руб./литр концентрата. На станок средних габаритов может уходить 200-400 литров концентрата в год (это около 120.000-320.000 рублей на СОЖ). Плюс утилизация отработанной СОЖ по закону - это может быть ещё 50-80 тыс. руб. в год при правильном (законном) подходе.
  4. Расходники и комплектующие: фильтры СОЖ, гидравлическое масло, масло для направляющих, смазки, ремни, уплотнители, скребки и т.д. Закладывать можно вполне 3-5% от цены станка ежегодно.
  5. Режущий инструмент и оснастка. Значительная статья в OPEX. На среднюю загрузку вертикального фрезерного ОЦ при обработке конструкционной стали может вполне уходить 900 тыс. - 2 млн рублей в год на твердосплавные фрезы, свёрла и пластины, а также изнашиваемую оснастку.

И вот здесь критичный момент: дешёвый станок с люфтами и низкой жесткостью изнашивает дорогой инструмент значительно быстрее (в 2-5 раз и более). Это прямая зависимость, которую многие игнорируют.

Слагаемое №3: Сервис и ремонт

Ключевой пункт, по которому «дешевые» станки и сжирают бюджет своих хозяев.

  1. Плановое ТО. У среднего поставщика на рынке это около 110-250 тыс. руб. в год за регламентные работы и расходники. Если ТО игнорировать, то можете готовиться к капитальному ремонту шпинделя уже через 3-4 года (если повезет, а на нашей практике некоторые станки и гарантийный период не отходили) - вместо положенных 8-10 лет.
  2. Ремонт шпинделя. Очень дорогая позиция... так как это ключевой элемент станка. Замена/восстановление шпинделя вертикального фрезерного ОЦ сейчас это ориентировочно от 800 тыс. до 3 млн рублей в зависимости от модели. У качественных японских и европейских станков ресурс шпинделя при правильной эксплуатации: 25–40 тыс. часов! У ноунейм-китайцев бывает и 6–8 тыс., после чего вполне вероятен незапланированный простой на 3 месяца и полтора миллиона на ремонт...
  3. Запчасти и сроки поставки. Здесь сейчас главная боль рынка. Заказали серводвигатель оси Y на «выгодный» станок неизвестного китайского бренда (и не у проверенного поставщика), а его везут 2 месяца... Два месяца ваш станок стоит (и бизнес вместе с ним). При плановой загрузке станка в 200 нормо-часов в месяц, например, по ставке 2500 руб./час это 1 млн рублей упущенной выручки в месяц. Два миллиона за время простоя… здесь будет сразу понятно, что «экономия» при покупке станка в полтора миллиона рублей (на старте) - была фикцией и уловкой продавца.
  4. Стоимость выезда сервисного инженера. У авторизованных представителей известных брендов – 50-70 тыс. руб./день плюс командировочные. У серых поставщиков — «у нас цена самая низкая, - инженера нет, инструкции нет, - разбирайтесь сами по видео из ютуба».

Слагаемое №4: Простои и упущенная выгода

Тут как раз самая недооценённая статья… На многих предприятиях её просто не считают, а это может быть крупнейшей позицией в стоимости владения.

Каждый час планового или внепланового простоя - это ваша упущенная выручка (и, соответственно, маржинальная прибыль). Считайте по своей реальной ставке. Очень укрупненно - для среднего вертикального фрезерного ОЦ при двухсменной работе, час простоя может стоить 2500-4000 рублей упущенной выручки.

Качественный станок премиум-сегмента имеет коэффициент технической готовности (КТГ) - 90% (это в идеале, по факту, конечно, меньше). Бюджетный станок без нормального сервиса не более 80% (это в идеале, а по факту – меньше). Разница в 10% при двухсменной работе - это 480 часов простоя в год, или примерно 1,2–1,9 млн рублей упущенной выручки ежегодно!

КТГ = (Плановый фонд времени − Время незапланированных простоев) ÷ Плановый фонд времени.

Например, при двухсменной работе плановый фонд за месяц - это 22 рабочих дня × 16 часов = 352 часа. Если станок за месяц простоял 28 часов из-за поломок, ожидания инструмента, ремонта, то КТГ = (352 − 28) ÷ 352 = 0,92 или 92%.

Главное, что недосчитывают в простоях - это каскадный эффект на смежные процессы. Срыв одного заказа из-за простоя станка тянет за собой:

  • Штрафы за просрочку поставки - типично 0,1-0,5% от стоимости контракта за день. По крупному заказу 8 млн руб. при двухнедельной задержке - это 80-560 тыс. руб. штрафных санкций.
  • Потеря клиента. Был случай когда машиностроительное предприятие потеряло якорного заказчика, дававшего 35% выручки, после двух подряд срывов сроков из-за поломок ключевого (ОДНОГО!) станка. Восстановить отношения не удалось - заказчик нашел альтернативу и больше не вернулся. Прямые потери - более 80 млн рублей выручки в год при маржинальности в 25%.
  • Простой смежного оборудования. Если ваш фрезерный ОЦ - узкое место в технологической цепочке, его остановка останавливает токарную обработку до него и сборку после. Умножайте простой на количество звеньев цепочки…
  • Сверхурочная работа для наверстывания плана: оплата по двойному тарифу, износ людей, рост брака. Типично +15-25% к фонду оплаты труда того участка, который наверстывает.
  • Срочный заказ субподрядчику для закрытия обязательств. Это всегда дороже своей себестоимости в 1,5-2,5 раза. По заказу на 3 млн руб. это +2,5-4,5 млн руб. внеплановых затрат.

С учётом каскадного эффекта реальная стоимость серьёзного простоя для предприятия в 3-5 раз превышает «прямой» расчёт по упущенной марже станко-часа.

Слагаемое №5: Остаточная стоимость

Через 5–7 лет станок можно продать. И вот тут разница может быть колоссальная.

Японский или европейский вертикальный фрезерный ОЦ известного бренда после 5 лет эксплуатации сохраняет 40–60% от первоначальной стоимости на вторичном рынке. Бюджетный китайский – в основном, только около 10–20%, а часто его вообще никто не берёт даже за 5% - потому что «лучше новый купить» и с гарантией.

Эта разница тоже идет в TCO со знаком минус: чем больше остаточная стоимость, тем дешевле в итоге обошлось вам владение.

Пример расчета

Недавно консультировали предприятие, которое выбирало между двумя вертикальными фрезерными ОЦ с ЧПУ под одну и ту же задачу - обработка корпусных деталей из конструкционной стали (Сталь 45), серия 200–500 шт./мес.

  • Вариант А: южнокорейский станок известного бренда, цена 14,8 млн руб.
  • Вариант Б: китайский «выгодный» (но неизвестный) бренд, цена 9,2 млн руб.

Разница в 5,6 млн рублей… собственник был уверен, что выбор очевиден, а мы посчитали TCO на 5 лет…

А по факту, получилось, что Вариант Б по итогу (на горизонте 5 лет) обойдется на 6,8 млн дороже за счёт повышенного расхода инструмента, внеплановых простоев, низкой остаточной стоимости и более высокого энергопотребления…

Иными словами, экономия» в 5,6 млн руб. при покупке оборачивается потерями от 6,8 млн руб. за 5 лет!

К нашей рекомендации не прислушались (все-таки разница в цене была очевидной и однозначной). Как итог, к сожалению, через 14 месяцев предприятие потеряло крупного заказчика из-за срыва сроков по выходу из строя шпинделя на приобретенном китайском оборудовании (к сожалению, бывает и такое, даже в гарантийный срок). Заказчик, в конечном счете, ушёл к конкуренту с качественным и надежным оборудованием (разместил у него заказ).

Отдельно отмечу, что сломаться может СОВЕРШЕННО ЛЮБОЙ станок – в том числе и новый и от очень дорогого, проверенного бренда. Тут никто не застрахован. Но практика и статистика показывают, что китайское оборудование выходит из строя пока что значительно чаще (но, полагаю, что скоро они наверстают технологическое отставание и доработают качество своего оборудования).

Что делать вам

Перед покупкой любого металлообрабатывающего центра - просто посчитайте полную стоимость владения: TCO (Total Cost of Ownership).

Открыть калькулятор TCO на сайте СТАНКОВЕД и сделать расчет.

НЕ СМОТРИТЕ ТОЛЬКО НА ЦЕНУ в КП от поставщика. Думайте на горизонт 5-7 лет. С учётом всех слагаемых: CAPEX, OPEX, сервис, простои, остаточная стоимость.

Это совсем не сложно, если есть нормальный инструмент. Чтобы вам не сидеть в Excel и не собирать формулы вручную, мы подготовили специально для вас Калькулятор полной стоимости владения станком (TCO) - он учитывает все ключевые статьи затрат и дает вам сравнение нескольких вариантов на выбранном горизонте.

Введите данные по двум вариантам станков, которые рассматриваете, и получите честную картину. Наверняка, в половине случаев результат вас сильно удивит. Но с цифрами не поспоришь. Все это можно рассчитать заранее и сделать правильный и разумный выбор!

И помните: самый дорогой станок - это тот, который стоит у вас в цеху и НЕ РАБОТАЕТ. Считайте полную стоимость владения станком (TCO) и экономьте миллионы.

Если нужна персональная консультация по подбору оборудования (станков с ЧПУ) – пишите, не стесняйтесь. Поможем разобраться и сделать правильный выбор - без аффилированности с конкретными поставщиками! Пишите нам на почту или в Telegram и обязательно приходите на сайт!