Несколько месяцев назад в средствах массовой информации прозвучало сенса ционное заявление о том, что современные ученые озабочены снижением употребления алкоголя во всм мире, особенно в молодежной среде.
Было озвучено мнение ученых о том,что подобное снижение может постепенно привести к деградации человечества.
Подобное заявление немало удивило зрителей популярного массового канала, так нам всем внушали мысль, что черезмерое употребление алкоголя ведет к неизбежной деградации .
Давайте разберемся в данной сенсации, выясним, насколько устарели наши прочные убеждения.
Гипотеза " пьяной обезьяны" и угрозе цивилизации в связи с сокращением употребления алкоголя как мировой тенденции, была высказана еще в 2000 году биологом Калифорнийского университета Робертом Дадли. Ученый специализировался на процессах эволюции и высказал гипотезу, что 10 миллионов лет назад, в связи с глобальным похолоданием и изменившимися условиями питания родственные человеку обезьяны вынуждены были спуститься с деревьев на землю и начать подбирать ферментированные забродивший плоды, в которых содержался алкоголь.
Это поволило активировать гены, отвечающие за выработку фермента альдегиддегидрогеназы ( ADH) расщепляющeй алкоголь.
В результате мутации генов синтез ADH увеличился более, чем в 40 раз.
Это стало конкурентным преимуществом некоторых видов обезьян, в том числе и тех видов, которые считаются предками человека.
Так как это поволило:
- Расширить кормовую базу, начать употреблять продукты, которые ранее были непригодны для пищи.
- Увеличить калорийность пищи, так как алкоголь относится к высококалорийным продуктам.
- Создались условия для уничтожения патогенных микробов, так как алкоголь является природным антисептиком.
- Создались условия для улучшения общения внутри группы, так и с другими группами обезьян, так как алкоголь в небольших количествах снимает тревогу и напряжение.
Таким образом, ученый сделал вывод, что начало употребления алкоголя и рост выработки в организме предков человека фермента, расщепляющего алкоголь, являлилось конкурентным преимуществом и шагом вперед в процессе эволюции.
Но в теории ученого есть и изъяны:
- Ученый не отметил, что потреблени алкоголя неблагоприятно сказывалось на здоровье предков человека- алкоголь ухудшал работу печени, сердца, почек и нервной системы человека.
- Пьяные обезьяны, пребравшие алкоголем могли падать с деревьев и становиться добычей для других хищников.
- Алкоголь в больших дозах мог вызывать агрессию и ухудшать взаимодействие между членами группы
Теперь давайте посмотрим на факты, не является ли снижение алкоголя всего лишь мифом?
Возьмем советские и российские данные.
В России заметный рост употребления алкоголя начался в 70х годах прошлого века.
Для того времени стало обычным употребление алкоголя на рабочих местах, походы в пивные заведения после окончания рабочего дня всем коллективом, дни получки можно было определить по количеству пьяных, " отдыхающих" на остановка транспорта и прямо на асфальте, день пятницы в народе называли "питницей", запои традиционно начинались с вечера пятницы по вечер воскресенья.
По данным Минздрава к 1984 году колличество крепкого алкоголя
Составляло в среднем около 15 литров на душу населения в год.
В Советском союзе была развитая сеть специализированных наркологических поликлиник и стационаров, работала служба участковых наркологов, врач нарколог или фельдшер- нарколог были практически на каждом производственном предприятии.
В системе Министерства внутренних дел работала служба ЛТП, куда направляли больных алкоголизмом на принудительное лечение, для этого достаточно было решения органов внутренних дел.
В эпоху зарождения капитализма в России, к середине 90 х годов употребление алкоголя на душу населения выросло уже до 18 литров в год. Возраст начала употребления помолодел, в это время начался рост наркомании наряду с ростом употребления алкоголя.
Возросло употребление алкоголя среди руководящего состава фирм и предпринимателей.
Сделки было модным заключать в банях и саунах, сопровождать неприменным употреблением алкоголя.
Многие руководители имели личных наркологов или медсестер, способных оказать помощь в случае перебора с алкоголем.
Система ЛТП была ликвидирована, ликвидирована система участковых наркологов и наркологов на предприятиях.
Стали появляться частные наркологические клиники и бригады скорой помощи для вывода из запоя на платной основе.
В 2000х года
ситуация начала меняться кардинально:
- Началось снижение употребление алкоголя.
- Появился интерес к здоровому образу жизни.
- Появилось убеждение, что бизнес и употребление больших доз алкоголя несовместимы.
- Возраста нетерпимость к употребляющим алкоголь на рабочих местах.
- Стали разрабатываться государственные программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и запрет на пропаганду употребления алкоголя.
В результате достигнуто существенное снижение употребления алкоголя - в 2,3 раза в 2025 году по сравнению с 1995.
То есть мы наблюдаем реальное снижение употребления алкоголя за последние годы с начала этого века.
Так что же, нам реально угрожает деградацией и вымиранием данный факт?
Буду честной с вами, уважаемые читатели.
Далеко не все факты, которые привели к снижению употребления алкоголя, являются положительными.
Некоторые факторы, которые привели к снижению употребления алкоголя, вызывают беспокойство в нынешнем обществе, и их гораздо больше, чем положительных.
Давайте рассмотрим детально.
Позитивные факторы, которые привели к снижению употребления алкоголя:
- Пропаганда здорового образа жизни и запрет на рекламу алкоголя на государственном уровне.
- Рост самосознания современной молодежи, настрой на здоровый образ жизни.
Негативные факторы, снижающие употребление алкоголя:
- Разобщенность современной молодежи, снижение межличностного взаимодействия. Алкоголь ассоциируется с употреблением в кампании.
- Переключение на употребление запрещенных наркотических веществ.
- Рост распространенности нехимических видов зависимости - компьютерные игры, гемблинг, шопоголизм.
- Рост употребления фармакологических препаратов с психотропным эффектом, при менение этих препаратов без достаточных оснований.
То есть, негативных факторов, влияющих на снижение потребления алкоголя гораздо больше.
Так что же, нам грозит вымирание и деградация?
Давайте разбираться в деталях.
Мутация гена, произошедшая у приматов 10 миллионов лет назад и сыгравшая положительную роль в их адаптации в связи с возможностью употреблять забродившие продукты, в настоящее время утратила свою адаптивную функцию.
Дело в том, что эволюция не идет по примитивному принципу прибавил- отял.
Значение фермента альдегиддегидрогенсзы в настоящий условиях утратило свою адаптивную функцию.
Даже если представить ситуацию, что люди вообще перестанут употреблять алкоголь.
Фермент альдегиддегидрогеназа исчезнег за ненадобностью за несколько поколений в связи с обратной мутацией генов. Нет продукта, нет и фермента, который его расщепляет.
И что же, люди обратно вернутся на деревья , обрастут шерстью, забудут речь и трудовые навыки?
Вред ли возможно подобная метаморфоза.
Фермент ADH не влияет ни на когнитивные процессы, ни на эмоциональную сферу, ни на коммуникацию, ни на процессы приспособления к окружающим условиям внешней среды.
Даже, как ни странно, фермент ADH не влияет напрямую на формирование алкоголизма.
То есть, конечно же, влияние оказывает, но в совокупности с другими факторами- социальными, культурными, религиозными, психологическими, историческими.
Наиболее пьющими считаются славянские народы, финноугорские, ирландцы и немцы.
При этом наибольшая активность и содержание фермента ADH отмечается у славян.
Это позволяет им длительное время употреблять большие количества алкоголя без последствий.
Алкоголизм у этих народов развивается гораздо позже, чем у других. Но и страдающих алкоголизмом у славян гораздо больше, чем у других народов.
А вот если взять коренные народы севера, индейцев Соединенных штатов, алкоголизм у них развивается гораздо быстрее остальных. Процент страдающи алкоголизмом среди этих народов довольно высок.
А вот содержание фермента ADH у этих народов гораздо ниже, чем у остальных. С одной стороны, это является их защитой- у ни природная непереносимость алкоголя.
При принятии алкоголя у данны этнически групп развивается выраженная рескция- покраснение лица, одышка, сердцебиение, рвота, судороги. Это с одной стороны, является их природной защитой от алкоголизма.
Но если они преодолевают этот барьер, то становятся, алкоголиками гораздо быстрее и с большими пагубными последствиями, чем славяне.
Азиатские народы так же отличаются низким содержанием фермента ADH, что повышает риск более быстрого развития алкоголизма с пагубными последствиями.
Но препядствием на пути развития, алкоголизма становятся религиозные и культурные ценности.
Поэтому у азиатских народов, особенно исповедывающих ислам, уровень распространения алкоголизма невысок.
Выводы:
1.В современном обществе происходят объективные процессы, способствующий снижению употребления алкоголя.
Процессы обусловлены как положительными, так и негативными явлениями.
2. Повышение уровня фермента ADH, которое 10 миллионов лет назад сыграло адаптивную роль, в современных условиях не может оказывать влияние на адаптацию, то есть утратило свое эволюционное значение.
3. Снижение употреблени алкоголя в современных условиях не может быть причиной для регресса развития человека.
# алкоголизм# хронический алкоголизм# фермент, разрушающий алкоголь# альдегиддегидрогеназа# гипотеза о пьяной обезьяне#