Найти в Дзене
Царьград. Беларусь

Австрийский след «Жигулевского»: пивовар фон Вакано — жертва клеветы или шпион двух империй?

23 февраля 1881 года, задолго до того как эта дата стала праздником армии, в Самаре произошло событие, определившее вкус нескольких поколений. АЛЕКСАНДР ПЕТРОВ Был запущен Жигулевский пивоваренный завод. Предприятие работает до сих пор, а его основатель - австрийский дворянин Альфред фон Вакано - оставил после себя не только легендарное пиво, но и шлейф загадок, связанных с Большой игрой разведок начала XX века. Статью об этом выпустила газета КоммерсантЪ. Альфред Йозеф Мария фон Вакано родился в 1846 году в Галиции (ныне Украина) в семье высокопоставленного чиновника Австрийской империи и баронессы. Получив рыцарское достоинство по рождению и отучившись в Вене, он успел повоевать с Пруссией, а затем всерьез увлекся пивоварением. В Россию Вакано попал не случайно: он работал инженером в Петербурге, где было много немецких и австрийских специалистов. Но настоящий успех ждал его в Самаре. В 1880 году 34-летний предприниматель арендовал на Волге заброшенный участок с развалившимся заводик
Оглавление
   Царьград
Царьград

23 февраля 1881 года, задолго до того как эта дата стала праздником армии, в Самаре произошло событие, определившее вкус нескольких поколений.

АЛЕКСАНДР ПЕТРОВ

Был запущен Жигулевский пивоваренный завод. Предприятие работает до сих пор, а его основатель - австрийский дворянин Альфред фон Вакано - оставил после себя не только легендарное пиво, но и шлейф загадок, связанных с Большой игрой разведок начала XX века. Статью об этом выпустила газета КоммерсантЪ.

Австрийский рыцарь на Волге

Альфред Йозеф Мария фон Вакано родился в 1846 году в Галиции (ныне Украина) в семье высокопоставленного чиновника Австрийской империи и баронессы. Получив рыцарское достоинство по рождению и отучившись в Вене, он успел повоевать с Пруссией, а затем всерьез увлекся пивоварением.

В Россию Вакано попал не случайно: он работал инженером в Петербурге, где было много немецких и австрийских специалистов. Но настоящий успех ждал его в Самаре. В 1880 году 34-летний предприниматель арендовал на Волге заброшенный участок с развалившимся заводиком купца Буреева и выиграл торги у местного купца, предложив за аренду 2201 рубль - ровно на рубль больше конкурента.

Империя пива

Уже в марте 1881 года самарцы попробовали первые сорта - "Венское бочковое" и "Венское столовое". Дела пошли блестяще. Вакано оказался фанатом технического прогресса: он построил электростанцию, обзавелся собственными пароходами и баржами, запустил вагоны-холодильники. К 1914 году завод выпускал 3,5 млн ведер пива в год, став третьим в империи после московского и петербургского гигантов. Жигулевское пиво пили от Ирана до Дальнего Востока.

Предприниматель не ограничивался производством. Он построил в Самаре газовый завод, освещал театр и парк, финансировал водопровод и канализацию, открыл детский приют. В 1897 году, желая стать "своим", Вакано принял российское подданство, подписав клятву "не щадить живота" и "не иметь вредительной откровенности" с врагами империи.

Тень шпионажа

Несмотря на лояльность, тень австрийского происхождения всегда следовала за ним. Во-первых, Вакано оставался почетным консулом Австро-Венгрии в Самаре. Во-вторых, около 1910 года он отправился в долгое и плохо задокументированное путешествие по Азии. Исследователи полагают, что пивовар посетил Китай, Японию, Индию и Турцию. Цели поездки точно неизвестны: то ли коллекционирование фарфора, то ли налаживание контактов с коллегами, то ли сбор информации о геополитической обстановке накануне большой войны.

В пользу последнего говорит его общение с вице-консулом Австро-Венгрии в Тяньцзине, тоже пивоваром. Документов, доказывающих шпионаж, не найдено, но для жандармерии этого турне хватило, чтобы взять Вакано на карандаш.

Крушение империи и личности

Когда началась Первая мировая, Вакано открыл на свои деньги госпиталь для раненых, но это не помогло. Через несколько недель его и старшего сына Владимира обвинили в шпионаже и выслали в Бузулук. Революция 1917 года не освободила их, а привела к аресту уже большевиками.

В 1918 году завод национализировали и разграбили. Дело о шпионаже ненадолго закрыли при антибольшевистском правительстве Комуча, обнаружив фальсификации, но осенью вернулись красные. Поняв, что игра проиграна, 72-летний Вакано с сыновьями уехал в Австрию. Он умер в 1929 году в маленьком городке Тюрниц, далеко от шумной Самары.

Советское наследство

Удивительно, но история на этом не закончилась. В 1921 году большевики сами позвали сыновей Вакано обратно - восстановить завод. Братья Лев, Эрих, Лотар и Владимир взяли предприятие в концессию. В 1923-м "Венское" снова потекло в народ.

Однако в 1929 году завод отобрали снова. Братья эмигрировали, кроме Владимира - он был арестован и погиб в 1936-м. А в 1934-м нарком Микоян, одобрив рецепт пива, велел убрать буржуазное слово "Венское". Так на свет появилось название "Жигулевское", под которым мы знаем это пиво сегодня, забыв об австрийце, который когда-то привез его в Россию и едва не поплатился головой за связь с родиной.

Уважаемые читатели "Царьграда"!

Присоединяйтесь к нам в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники", также подписывайтесь на наш телеграм-канал.

Если вам есть чем поделиться с редакцией "Царьград. Беларусь", присылайте свои наблюдения, вопросы, новости на электронную почту belorussia@Tsargrad.TV.