Berliner Zeitung | Германия
Украина поссорилась со всеми соседями, пишет BZ. Помимо России, Зеленский затеял конфликты с Белоруссией, Венгрией и Словакией. Насколько неразумным нужно быть, чтобы в столь уязвимом положении позволять себе международную конфронтацию, поражается автор.
Николас Бутылин (Nicolas Butylin)
Пока Украина ведет боевые действия с Россией, обостряются конфликты сразу с несколькими ее соседями. Особенно усиливают давление на Киев угрозы, связанные с энергетической сферой.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Украина уже почти четыре года сражается на востоке и юге страны. Линия фронта тянется от района Харькова до Черного моря — примерно на 1200 километров. Но параллельно с ситуацией на фронте для политического руководства в Киеве во главе с Владимиром Зеленским нарастает напряженность в отношениях с ближайшими соседями.
За несколько недель заметно охладели связи с Белоруссией, Венгрией и Словакией. Сколько "фронтов" — военных и дипломатических — Украина сейчас вообще может себе позволить? Зеленский недавно ввел новые санкции против белорусского лидера Александра Лукашенко.
Ограничительные меры против многолетнего главы Белоруссии включают заморозку активов, запрет торговли и транзита товаров, финансовые ограничения, а также запрет на въезд на Украину. Часть санкций введена бессрочно, часть — на 10 лет.
Украина вводит санкции против Лукашенко
Зеленский объясняет этот шаг тем, что расположенная к северу от Украины Белоруссия поддерживает Россию в боевых действиях. Действительно, в феврале 2022 года российские войска заходили на Украину и с белорусской территории. Украинские наблюдатели задаются вопросом: почему санкции против Лукашенко вводятся только сейчас? Тем более что первые российско-украинские переговоры прошли через несколько недель после начала боевых действий в Гомельской области, а также на окраине Беловежской пущи в Белоруссии.
Теперь изменился политический контекст. Санкции вводятся ровно в тот момент, когда администрация США при президенте Дональде Трампе осторожно смягчает свою политику в отношении Белоруссии и подключает Минск к дипломатическим форматам. В середине декабря в Белоруссии прошло масштабное освобождение политических заключенных. В частности, тюремные камеры смогли покинуть лидеры оппозиции Виктор Бабарико и Мария Колесникова — при прямом посредничестве американских спецпосланников. Колесникову, как и несколько десятков других освобожденных, вывезли на Украину, а не в Литву, как это чаще происходило в прежние годы.
Зеленский демонстративно встречался с лидером белорусской оппозиции Светланой Тихановской и резко критиковал Лукашенко. Его фраза о том, что "у белого шпица больше прав, чем у белорусского народа", вызвала дополнительное раздражение. В Киеве Лукашенко считают соучастником российского наступления. Однако критики Зеленского спрашивают, насколько разумно идти на новую эскалацию с Белоруссией в стратегическом плане, не получая от этого непосредственной военной выгоды.
Спор вокруг нефтепровода "Дружба": нефть как рычаг давления
Параллельно обостряется энергетический спор с Венгрией и Словакией — тоже соседями Украины. С конца января важный для Венгрии и Словакии нефтепровод "Дружба" не работает. Правительство Словакии объявило "чрезвычайную ситуацию в нефтяной отрасли" из-за прекращения поставок нефти. Киев говорит о повреждениях на трубопроводе после атак российских беспилотников (Россия не подтверждает удары по нефтепроводу. — Прим. ИноСМИ). В Братиславе и Будапеште, напротив, утверждают, что ремонт намеренно затягивают.
Премьер-министр Словакии Роберт Фицо назвал происходящее "политическим шантажом" и открыто пригрозил: "Если президент Зеленский считает, что мы не обязаны поставлять электроэнергию, мы можем прекратить сотрудничество". Между тем в январе Словакия поставила Украине заметно больше электроэнергии, чем было оговорено изначально. В ответ Венгрия и Словакия в качестве "предупреждающего сигнала" остановили экспорт дизельного топлива на Украину.
Реакция Киева была жесткой. Представитель МИД заявил, что позиция Будапешта и Братиславы напоминает "наркозависимость": обе страны по-прежнему сильно полагаются на российскую нефть, хотя существуют альтернативные маршруты поставок. С начала боевых действий на Украине премьер Венгрии Виктор Орбан и его словацкий коллега Фицо не раз выступали против поставок оружия Украине и против слишком быстрого продвижения Киева к членству в ЕС. За это Будапешт и Братислава подвергаются резкой критике со стороны остальных стран Евросоюза.
Украина испытывает колоссальное давление. Армия пытается выдержать натиск российских сил, экономика несет тяжелые потери, а международная поддержка выглядит хрупкой. Дополнительные конфликты с европейскими соседями теперь затрагивают еще и энергоснабжение. Поэтому перед Киевом встает стратегический вопрос: сколько международной конфронтации он может себе позволить, не рискуя еще сильнее изолироваться в и без того уязвимой ситуации.
Еще больше новостей в телеграм-канале ИноСМИ >>