В начале февраля «Комсомолка» рассказала об удивительной находке. Кто-то сдал в макулатуру личную библиотеку и архив самарского ученого-изобретателя Альберта Елатонцева. С корреспондентом «КП-Самара» связалась его вдова Ирэна Владимировна. Она объяснила, как документы попали в пункт сбора макулатуры и какую ценность они представляют.
Страсть к науке и книгам
Ирэна прожила в браке с Альбертом Елатонцевым 65 лет. Они полюбили друг друга во время учебы в Куйбышевском авиационном институте.
«Мы с института вместе, и сын у нас родился в институте. Мы были не просто муж и жена: я всю жизнь была его соратником. В моей институтской группе было всего три девушки, а ребят — сколько угодно. В Альберте меня заинтересовала и привлекла его увлеченность авиацией, космонавтикой. Дальше всю нашу жизнь, как у него, так и у меня, это было наше общее и хобби, и призвание».
Альберта Елатонцева не стало в апреле 2023 года. Всю свою жизнь он собирал книги. Огромная коллекция литературы, в большей степени технической, насчитывала более тысячи экземпляров.
«Он не мог удержаться. Например, мы в командировке или отпуске, деньги уже заканчиваются, а он увидит интересную книгу и говорит: «Не могу, надо купить». И покупали. В трудные 90-е годы люди везли из Москвы мясо, продукты, а Альберт Иванович вез книги».
В 2000 году Альберт Елатонцев перенес серьезную операцию - шунтирование сердца, после чего многолетняя работа в Конструкторском бюро автоматических систем (КБАС) завершилась. После ухода он забрал из КБ хранящиеся там книги и архивные материалы. Все это потом хранилось у Елатонцевых дома.
Последующие годы своей жизни Альберт Елатонцев посвятил изобретательству. Им были разработаны проекты: башенная механизированная стоянка для легковых автомобилей БМС-10 или Вертикаль-10 и легкий широкофюзеляжный самолет АИСТ-92.
Также Елатонцев активно участвовал в разработке высокоскоростной транспортной системы для междугородних перевозок. В память о нем Ирэна напечатала книгу «Мой муж - Конструктор», где подробно описала все его конструкторские и изобретательские работы.
Как архив Елатонцева оказался в макулатуре
После смерти мужа Ирэна начала думать, что делать с богатейшей библиотекой:
«Я стала раздавать в память об Альберте Ивановиче его раритетные книги. Почему? Думаю, мне недолго осталось. Дочь у нас тоже окончила авиационный институт, работала какое-то время в ЦСКБ. Но такого интереса к предмету у нее нет. Внук увлекается компьютерной техникой и электроникой. Дедушку уважает, помнит, но интересы другие. Я подумала: меня не станет — книги пропадут».
Ирэна дарила книги ближайшим друзьям и соратникам мужа. На все издания она ставила штамп: «Личная библиотека Альберта Елатонцева».
«В 2024 году был юбилей Бережного (Игорь Бережной - главный конструктор КБ автоматических систем – прим. ред.). Его решили провести в музее аэрокосмического университета. Так принято: юбилеи сотрудников университета и ведущих работников КБ, связанных с университетом, проводят в музее. Заодно я принесла и передала в музей материалы Альберта Ивановича: основные изобретения, книги, фотографии и прочее».
В ноябре 2025 года Ирэна решила сменить жилье. Она жила одна в четырехкомнатной квартире, которую Альберт Елатонцев получил, работая в КБАС.
«Дочь с 2000 года жила отдельно. Сын в том же году у нас умер. Последние годы мы жили втроем: Альберт Иванович, я и внук. Потом не стало Альберта. В прошлом году внук женился и переехал к жене. Я осталось одна. Большая квартира стала меня тяготить. Продали, купили поменьше».
В этот момент встал вопрос: что делать с книгами и документами Альберта Елатонцева? В четырехкомнатной квартире у изобретателя был собственный кабинет, где он хранил литературу и свой архив. Ирэна пыталась пристроить книги в музей или библиотеку.
«Самое раритетное и важное я уже раздала. Думала, что после его смерти проживу недолго, а живу до сих пор. В основном оставались второстепенные общетехнические книги. Часть авиационных, но устаревших, уже не имели никакой значимости. Я просила знакомых в университете узнать, может, им нужны книги – с удовольствием бы их отдала. Дочь звонила в несколько библиотек. Никто не соглашался. Нашли в интернете услугу – вывоз макулатуры. Приехали, погрузили, увезли. У меня лились слезы».
И все же значительную часть книг и практически весь архив мужа Ирэна перевезла в новую квартиру.
Значимость находки преувеличена
Когда Ирэна увидела публикацию, в которой говорится о находке личной библиотеки и архива изобретателя Елатонцева (об этом «КП-Самара» сообщил основатель и руководитель сети букинистических магазинов «Экокнига» Рузиль Бурангулов), решила лично посмотреть, что такого важного оказалось в макулатуре. Вместе с ней отправились дочь и Владимир Герасимов, с которым работал Альберт Елатонцев.
«Сначала мы ездили в музей Алабина – там сказали, что им ничего не передавали. Потом разыскали Рузиля, встретились. Он показал нам найденный «архив». Там не было ни одного законченного расчета по изделиям – только многочисленные пометки. Альберт любил делать многочисленные наброски. Фотографии – отдельные, не привязанные ни к чему. Бессмысленные куски. Они ничего не дают».
Как оказалось, особой значимости в находке нет. Все чертежи и расчеты – лишь наброски или незначительные части больших работ. Многие из них не подписаны, а значит, неизвестно, имеют ли они какую-то ценность. То же самое и с фотографиями.
Например, чертеж многоярусного гаража. В пункте сбора макулатуры оказался лишь набросок будущего проекта. А сам проект на деле зашел намного дальше. У Ирэны сохранились более поздние чертежи этого изобретения, а также кадры с испытаний.
«Был спонсор. Проект довели до испытаний в металле, механизм работал. Даже выбрали место на новостройке, оставалось вложить деньги. Но спонсору нужны были средства в короткие сроки, а окупиться этот проект мог только через несколько лет. Спонсирование прекратилось».
Более того, некоторые фотографии, чертежи и патенты вообще не имели отношения к деятельности Альберта Елатонцева. Все патенты, а их огромное количество, до сих пор находятся у Ирэны дома. Богатая техническая литература, которая, по словам Бурангулова, сейчас является большой редкостью, также не имеет практической ценности, так как давно устарела – именно поэтому ее не приняли в библиотеки.
«Все ценное – в музее аэрокосмического университета. У Рузиля – черновое, а большая часть не имеет отношения к Альберту Ивановичу. Там даже чужие самолеты были».
Ирэна уверяет, что искать значимость в найденном архиве не стоит. Она уверена, что и в музей его, скорее всего, не примут. Еще Ирэна прокомментировала фотографию, на которой запечатлено нечто, напоминающее НЛО:
«Там были безликие фотографии. Не подписано, непонятно к чему. Думаю, это элемент какой-то конструкции. Ценность либо невозможна для оценки, либо утрачена».
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru