Найти в Дзене
Lenta.ru

Зумеры начали скупать дачи и квартиры на Крайнем Севере. Почему молодые люди уезжают из городов?

Поколение зумеров начало бросать города: они скупают старые дачи и квартиры на Крайнем Севере. Ролики с очередным счастливчиком, купившим дом мечты, набирают миллионы просмотров в социальных сетях. По статистике, о покупке собственного дома мечтают 67 процентов поколения Z и 56 процентов миллениалов. Эксперты объясняют такую тенденцию как непростой ситуацией с ипотекой, так желанием людей жить вдали от шума и суеты. Почему молодые люди бегут из мегаполисов — в материале «Ленты.ру». Собственная загородная недвижимость есть всего у 9 процентов россиян в возрасте от 25 до 30 лет. Больше трети представителей поколения Z реставрируют участки родственников. На дачу они тратят больше, чем представители старших поколений — 88 процентов вкладывают в ее обустройство за сезон более 100 тысяч рублей. Среди 30-45-летних таких 69 процентов, среди людей старше 45 лет — только 28 процентов. 100 тысяч рублей в среднем тратят на реставрацию дачи за сезон Молодежь скупает дешевые дачи и дома, нуждающиеся
Оглавление

Поколение зумеров начало бросать города: они скупают старые дачи и квартиры на Крайнем Севере. Ролики с очередным счастливчиком, купившим дом мечты, набирают миллионы просмотров в социальных сетях. По статистике, о покупке собственного дома мечтают 67 процентов поколения Z и 56 процентов миллениалов. Эксперты объясняют такую тенденцию как непростой ситуацией с ипотекой, так желанием людей жить вдали от шума и суеты. Почему молодые люди бегут из мегаполисов — в материале «Ленты.ру».

На обустройство загородного дома зумеры тратят в среднем 100 тысяч рублей в сезон

Собственная загородная недвижимость есть всего у 9 процентов россиян в возрасте от 25 до 30 лет. Больше трети представителей поколения Z реставрируют участки родственников. На дачу они тратят больше, чем представители старших поколений — 88 процентов вкладывают в ее обустройство за сезон более 100 тысяч рублей. Среди 30-45-летних таких 69 процентов, среди людей старше 45 лет — только 28 процентов.

100 тысяч рублей в среднем тратят на реставрацию дачи за сезон

Молодежь скупает дешевые дачи и дома, нуждающиеся в ремонте, но часто не имеет опыта ни в реставрации, ни в строительстве. Так, Алина Балашова решила обустроить деревенскую избу своей мамы на Алтае для будущих туристов. В результате преображений новое окно ее избы оказалось перекошено. В доме не стали заливать фундамент: вместо этого дом подняли, старые пни выкинули и поставили новые. Владислав Воронков, региональный координатор федерального проекта «Школа ЖКХ», считает, что после первой зимы в доме может провалиться крыша.

Чтобы обустроить дом качественно и сделать жизнь в нем комфортной, понадобятся миллионы рублей, считает блогер Софья Персицкая. Она рассказала, что потратила на ремонт загородного дома больше четырех лет и около пяти миллионов рублей.

Зумеры стремятся сделать дом как в «пинтерест»

По данным опроса финансового маркетплейса «Выберу.ру», представители поколения X (сейчас им 45-60 лет) и бэби-бумеры (60-80 лет) дачу воспринимают прежде всего как хозяйственный объект — 72 процента опрошенных отметили, что загородное жилье нужно для выращивания овощей и фруктов. Около 30 процентов респондентов за последние несколько лет не выходили за пределы участка, занимаясь исключительно хозяйством.

Миллениалы (30-45 лет) чаще видят в даче пространство для отдыха и уединения: 58 процентов из них покупают или обустраивают загородные дома ради смены обстановки и создания удобного места для встреч с друзьями и близкими. Огородом они занимаются скорее для удовольствия или экспериментов.

9 процентов зумеров имеют собственные участки

Зумерам же (15-30 лет) интереснее всего эстетика и визуальная привлекательность. Так, 67 процентов опрошенных стремятся превратить дачу в «доску из пинтерест» (создать коллекцию красивых картинок) в эстетике коттеджкор (Cottage Core) — стиле, который романтизирует сельскую жизнь. Они воспринимают строительство и благоустройство дачи как публичный проект: покупают дизайнерскую мебель и красивый декор, используют нестандартные решения для интерьера и ландшафта и даже стилизованную дачную одежду.

Однако покупка заброшенной дачи почти всегда выглядит привлекательно только на фото и в цене, считает эксперт по недвижимости и риелтор София Любимова. В реальности грамотное обустройство начинается не с дизайна, а с базы: проверки документов на землю и дом, уточнения границ участка, категории земли и возможности регистрации. Основную часть бюджета «съедает» техническое обследование здания, подготовка или ремонт фундамента, кровли, электрики, проводка воды и отопления. «Если их не привести в порядок, никакой уют не спасет. Поэтому разумно сначала сделать дом пригодным для жизни, а уже потом думать о красоте», — советует она.

С чего начать реставрацию старой дачи
Начинать обустройство заброшенной дачи нужно не с ремонта, а с оценки рисков — прежде всего влаги и состояния конструкций, посоветовал директор по развитию проекта «Мой гектар» Игорь Калинин. Главной угрозой старых дачных домов являются скрытая сырость и грибок, которые в первую очередь разрушают деревянные элементы: балки, перекрытия, нижние венцы стен.Первый шаг — проверить фундамент, подполье и вентиляцию. Отсутствие продухов и гидроизоляции между фундаментом и стенами — одна из самых частых ошибок: бетон активно тянет влагу из грунта капиллярным способом и передает ее в дерево, если нет даже базовой изоляции, например, рубероида или мастика. После инженерной диагностики имеет смысл переходить к ремонту и благоустройству. На этом этапе необходимо убрать мусор, проверить стены, создать при необходимости утепление и заменить мебель, добавил предприниматель и маркетолог Максим Оганов.

Россияне устали от гонки и шума

Поколение зумеров покидает города, потому что в деревне проще и финансово, и психологически, считает предприниматель и маркетолог Максим Оганов. За городом или в маленьком городе меньше давления, меньше гонки за заработком и больше тишины.

То, что раньше выбирали пенсионеры, теперь выбирают зумеры
Максим Оганов, предприниматель, преподаватель по интернет-маркетингу в вузе им. Плеханова

Другая причина тренда — стремление иметь собственное жилье. «Я много общаюсь с поколением зумеров, они постоянно думают о будущем и обсуждают, что купить квартиру в городе-миллионнике нереально, даже в ипотеку, а снимать квартиру в Москве или Питере — тоже большая трата. Но им очень хочется жить именно в своей квартире/доме. И почти половина студентов задумываются о переезде в малонаселенные города», — рассказал «Ленте.ру» Оганов.

Не только зумеры мечтают о загородной жизни: в соцсетях в последнее время набрал популярность тренд «мечта миллениала», где россияне показывают, как приобретают заброшенные и захламленные дачи. Мужчины и женщины делятся своим видением «мечты» — для кого-то это «меньше быть онлайн» и иметь дома с камином, для кого-то — «проснуться в деревне морозным утром», а кому-то хочется «дачи, кофе, тишины, хвойного леса, дождей и туманов». Кроме того, блогеры называют жизнь за городом «мечтой интроверта».

   Фото: Kajar Kattai / Getty Images
Фото: Kajar Kattai / Getty Images

Россияне трезво оценивают, что мегаполис дает удобства, но постоянно перегружает нервную систему: на нее давит световой шум, звуковой шум, плотность людей, пробки, хроническая усталость, уверен Константин Пулькин, основатель компании RUDOM. Если работа позволяет быть на удаленке или без привязки к офису, семьи выбирают дом, воздух и время вместе. Часто берут землю дальше от крупных городов, где она дешевле, иногда объединяются двумя-тремя семьями и строятся рядом, рассказал он.

Вторая причина ярче проявляется у зумеров, но касается не только их: из городов уезжают люди, которые выгорели и тяжело переносят постоянный контакт с «толпой». Для тех, кто привык к личному пространству, метро, лифты, супермаркеты и даже подъезды становятся источником напряжения, иногда неосознанного. Поэтому им комфортнее в среде, где меньше людей и больше предсказуемости: «50-60 соседей, которых знаешь в лицо», тишина, лес, вода. Есть и практическая сторона: загородная жизнь неизбежно добавляет физической активности и это тоже «лечит». Но ключевой барьер, по словам Пулькина, нехватка доступных поселков, где в понятный бюджет можно получить дом с участком и базовую инфраструктуру (школы, сад, медицина). Именно это и будет определять, насколько массовым станет исход из городов.

   Фото: Мария Купцова / «Лента.ру»
Фото: Мария Купцова / «Лента.ру»

Переехавшие в деревню россияне сталкиваются с вызовами. Так, блогер Рыба Ксенникова рассказала, что больше всего в ее деревенской избе ее раздражают мыши, которые «постоянно шубуршатся». Переехавшая в сибирскую деревню из Москвы блогер Кристина рассказала, что живет в доме, не предназначенном для зимы, и пожаловалась, что столкнулась с нехваткой сена зимой для своих лошадей — девушка завела животных в своем новом доме.

Россияне уезжают за более дешевой жизнью

Жизнь в деревне обычно обходится дешевле города на 30-50 процентов, считает директор по развитию проекта «Мой гектар» Игорь Калинин. Основные статьи расходов — отопление, электричество и обслуживание дома. Но при энергоэффективных решениях и разумной площади дома эти расходы предсказуемы и управляемы. В среднем семья тратит на 20-30 процентов меньше, чем в городе, если не считать крупных вложений в ремонт и благоустройство, отметила риелтор София Любимова. Стоимость жизни в деревне ниже городской, но иллюзий быть не должно: коммунальные платежи и ипотека действительно меньше, но появляются расходы на обслуживание дома, топливо, дорогу и интернет.

Максим Оганов считает, что жизнь в деревне может быть не сильно дешевле городской: продукты часто дороже из-за логистики, маркетплейсы и популярные сервисы почти недоступны. Зато там практически нет развлечений и трат на них.

30-40 тысяч рублей в месяц можно тратить на жизнь в маленьком городе

По словам предпринимателя Алены Королевой, жизнь за городом действительно дешевле, но есть нюанс: экономия по статьям не всегда компенсирует неудобства. Коммунальные услуги в холодных регионах могут быть выше из-за отопления, а расходы на транспорт также добавляют к общему бюджету.

Сегодня дачный участок можно купить в очень широком диапазоне — от 100 тысяч рублей до бесконечности, рассказал Игорь Калинин. Но важно понимать: цена участка — это не только локация, но и инфраструктура. Электричество, дороги, статус земли, доступ к воде — все это может удвоить или утроить реальную стоимость владения. Поэтому «дешевый участок» без инфраструктуры часто оказывается дороже подготовленного, но формально более дорогого варианта.

Дачный участок сегодня реально купить за 200-400 тысяч рублей в удаленных регионах и от 700 тысяч рублей в местах с нормальной дорогой и инфраструктурой, заявила риелтор София Любимова. Но низкая цена почти всегда означает будущие вложения. Чем дешевле вход, тем выше расходы после сделки. Это правило работает без исключений, отметила она.

Зумеры покупают квартиры в Воркуте «по цене айфона»

В социальных сетях недавно стал набирать популярность тренд, когда молодые люди показывают, как решили переехать в Воркуту и купить там жилье «по цене айфона».

Крайний Север привлекает россиян жильем стоимостью от 50 тысяч рублей. В настоящее время в городе живет всего около 50 тысяч человек Снять трехкомнатную квартиру можно всего за 10 тысяч в месяц. По словам Константина Апрелева, основателя Российской гильдии риелторов, в эту стоимость входят и коммунальные расходы.

Риелтор Любимова объясняет: речь идет не о массовом переселении, а о точечных покупках. Квартиры покупают не для жизни на десятилетия, а как эксперимент, временное жилье или рискованную инвестицию. Этот тренд не будет долгим: он продержится до тех пор, пока разница между ценой покупки и реальными расходами кажется привлекательной.

Как только люди сталкиваются с климатом, логистикой и содержанием, романтика быстро заканчивается
София Любимова, риелтор

Предприниматель Анна Королева добавляет: переезд на Крайний Север — это локальный тренд амбициозной части поколения, у которой есть возможность гибкой работы и нет жестких привязок к инфраструктуре больших городов. Если рынки труда снова сместятся в сторону офисной привязки или инфраструктурные расходы северных регионов не будут компенсированы доходами, тренд может замедлиться.

Игорь Калинин тоже считает, что молодые люди покупают квартиры в Воркуте в качестве эксперимента: для части поколения Z недвижимость за символические деньги — это способ попробовать себя в качестве инвестора. «Но устойчивым этот тренд я бы не назвал. Без экономики, рабочих мест и качества городской среды такие покупки редко превращаются в долгосрочные решения. Скорее это отражение общего запроса на альтернативы классическому рынку жилья — люди ищут нестандартные форматы, но в итоге все равно выбирают места, где есть жизнь и перспективы», — считает он.

Молодое поколение стало работать вахтами

Все больше представителей поколения Z выбирают работу вахтовым методом. Зумеры откликаются на вакансии с вахтовой занятостью и отправляются работать в другие регионы.

Так, россиянка рассказала, что трудилась по графику 5/2, превратившему ее жизнь в скучнейшую рутину. Она поменяла офис на работу вахтой на Севере. «Я хожу в зал, прекрасно провожу свободное время (так как тут много одногодок), питаюсь лучше, чем дома, наблюдаю невероятные виды, чувствую эти мини-путешествия, а потом отдыхаю полтора месяца», — пояснила девушка.

   Фото: Алексей Резниченко / ТАСС
Фото: Алексей Резниченко / ТАСС

По данным финансового маркетплейса «Выберу.ру» (есть в распоряжении «Ленты.ру»), почти половина опрошенных зумеров хотели бы сменить офис на вахтовый метод работы на природе. 28 процентов респондентов хотя бы раз в течение года задумывались о том, чтобы сменить привычную работу в мегаполисе на более «романтическую» и «экологичную». Среди них 38 процентов хотели бы, чтобы их работа была связана с природой и уединением, а 29 процентов постарались бы больше путешествовать в рамках работы. Еще 13 процентов отдали бы предпочтение работе, связанной с общением с интересными людьми, а 12 процентов хотели бы косвенно посвятить жизнь взаимодействию с животными.

На 20-30 процентов россияне готовы сократить доход ради работы без стресса

Наиболее привлекательными вариантами альтернативной занятости респонденты называли вахтовую работу в северных регионах страны, сезонную занятость на фермах и агропредприятиях, работу в заповедниках, а также участие в экологических и волонтерских проектах с проживанием на природе. Отдельный интерес зумеры проявляли к профессиям, связанным с экотуризмом и авиацией.

Среди тех, кто задумывается о смене работы, 41 процент готовы сократить доход на 10-20 процентов, еще 27 процентов допускают падение заработка на 20-30 процентов. При этом 18 процентов респондентов заявили, что согласны на снижение дохода более чем на 30 процентов, если работа будет приносить удовольствие и ощущение смысла. Лишь 14 процентов отметили, что не готовы к финансовым потерям и будут рассматривать альтернативную занятость только при сохранении прежнего уровня дохода или его увеличении.

Наиболее подверженными мыслям о кардинальных изменениях в карьере оказались молодые специалисты и сотрудники с опытом работы до пяти лет. Чаще всего о желании попробовать нестандартные форматы занятости говорили представители IT-сферы (29 процентов), маркетинга и рекламы (18 процентов) и креативных индустрий (17 процентов).

Доцент Финансового университета при правительстве РФ Елена Воронова считает, что работа вахтовым методом набирает все больше популярности у молодых специалистов вовсе не случайно. «Молодые люди также очень внимательны к своему здоровью, особенно ментальному, опасаются стрессов, выгорания и тщательно выбирают место работы, отдавая предпочтение удаленному свободному графику», — пояснила эксперт.