История Мэри Хопкин не похож на классические сюжеты о том, как бедная девушка покорила мир. Певица лишь приняла участие в британском телевизионном шоу талантов. Дебют на экране привёл её прямиком в ближний круг «Битлз» и на вершины мировых хит-парадов. «Яблоко» соблазнило Марию...
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Мэри Хопкин одержала победу в конкурсе, и ей невероятно повезло. За шоу наблюдала легендарная модель Твигги, ставшая иконой стиля 1960-х. Когда она обсуждала с Полом Маккартни потенциальных артистов для нового битловского лейбла Apple Records, она упомянула Мэри.
Вскоре после этого начинающая певица получила загадочное сообщение с просьбой позвонить некому Питеру Брауну из Apple: «Я позвонила, и меня соединили с каким-то парнем с ливерпульским акцентом, который с ходу предложил мне приехать в Лондон и подписать контракт. Будучи осторожной юной валлийкой, я подумала: "Что-то слишком быстро!", и начала увиливать, на что тот парень сказал: "Тогда спроси у своей мамы!" Я подтащила маму к телефону, и та чуть не выронила трубку, сказав: "Кстати, это Пол Маккартни!"»
Для Мэри это был не первый опыт звукозаписи. Ранее она уже выпустила мини-альбом с песнями на валлийском языке. Но подписание контракта с Apple, конечно, сулило большее.
Пол Маккартни принял активное участие в судьбе своей юной подопечной. Уже в июле 1968 года он пригласил её в студию для записи песни Джина Раскина «Those Were the Days». Впрочем, она была не совсем Раскина... На самом деле американский архитектор и писатель лишь сочинил англоязычный текст, положив его на мелодию русского романса «Дорогой длинною», написанного Борисом Фоминым и Константином Подревским.
Выпущенный в конце августа сингл мгновенно стал мировым хитом, заняв первые места в чартах семнадцати стран. Секрет успеха заключался в аранжировке с оттенком клезмера и цыганской скрипочкой, а также в манере исполнения Мэри Хопкин, которая была настолько проникновенной, что слушателям невольно хотелось подпевать.
Продюсер Пол Маккартни проявил дальновидность и предложил певице записать несколько версий песни на разных языках: испанском, немецком, итальянском и французском, что только расширило международную аудиторию хита. В Великобритании сингл поднялся на первую строчку, в США — на вторую.
Кульминацией этого стремительного взлета стал выход дебютного альбома Мэри Хопкин «Post Card», который вышел 21 февраля 1969 года. Пластинка была полностью спродюсирована Маккартни, который даже собственноручно оформил обложку, а в качестве звукорежиссёра выступил Кен Скотт.
«Post Card» стал седьмым релизом Apple Records. За восемь дней до релиза компания устроила презентацию для прессы во вращающемся ресторане на вершине 150-метровой башни в Лондоне. На ней присутствовали Донован, Джордж Мартин, Брайан Джонс, Джими Хендрикс, Тони Висконти, Эрик Клэптон и многие другие. Пол, разумеется, присутствовал на вечеринке, продолжая оказывать поддержку восходящей звезде.
Мэри Хопкин вспоминала о том вечере: «Моя семья приехала из Уэльса, и в толпе мы потеряли мою 80-летнюю бабушку Блодвин. Когда толпа расступилась, мы увидели, что она стоит в углу и разговаривает с Джими Хендриксом. Потом она сказала, что разговаривала с "милым мальчиком", который спрашивал её о том, как доить коров и кормить кур. Думаю, бабушка его очаровала».
Альбом «Post Card» идеально вписывался в эклектичную (а то и хаотичную) философию лейбла Apple Records, в котором соседствовали солидный джаз от Modern Jazz Quartet, авторский фолк Джеймса Тейлора, индийские раги Рави Шанкара, госпел-соул Билли Престона, саундтрек к «Жёлтой подводной лодке» и авангардный «Свадебный альбом» Джона и Йоко. На этом фоне мягкий, слегка старомодный фолк в исполнении валлийской девушки смотрелся вполне органично.
Пластинку вошли три песни фолк-трубадура Донована, одна композиция Гарри Нильссона и красивая, задумчивая вещь, написанная специально для Мэри Хопкин продюсером The Beatles Джорджем Мартином. В британское издание не включили суперхит «Those Were the Days», тогда как в американской версии он присутствовал. На обложке и конверте не было указано, кто именно из музыкантов играл на записи, но широко распространено мнение, что среди них были сам Маккартни и Донован.
Альбом открывается композицией Донована «Lord of the Reedy River». Высокий, кристально чистый девичий голос парит в сопровождении акустической гитары и редких переборов электрогитары. Позже автор сам записал эту песню для своего альбома «HMS Donovan» (1971).
В другой песне Донована — «Happiness Runs» — Мэри Хопкин демонстрирует сложный гитарный перебор и использует верхний регистр голоса. Экономная аранжировка с флейтой, кларнетом и духовыми обретает объём во второй половине песни, а бас-гитара, в которой угадывается почерк Маккартни, ведёт простую нисходящую линию.
От фолка и современных баллад альбом плавно переходит к винтажным стандартам. Композиция британского Рэя Ноубла «Love Is the Sweetest Thing», написанная ещё в 1932 году, предстаёт в традиционной аранжировке с тягучими струнными. К тому времени Пол Маккартни уже успел проявить свою любовь к довоенным мелодиям в песне «Honey Pie» из «Белого альбома», и эта эстетика нашла отражение в работе над пластинкой Хопкин.
Особого внимания заслуживает композиция «Y Blodyn Gwyn», что в переводе с валлийского означает «Белый цветок», которая исполняется под аккомпанемент арфы, а голос певицы, записанный на две дорожки, создаёт изящное переплетение вокальных партий.
«The Honeymoon Song» из мюзикла 1959 года интересна тем, что входила в ранний репертуар «Битлз» (они исполняли её на BBC летом 1963 года). Версия Мэри Хопкин выдержана в стиле фолк-поп, и снова бас-гитара звучит так, будто её играет Маккартни. «The Puppy Song» написана Гарри Нильссоном, которого битлы когда-то в шутку назвали «любимой американской группой». Авторская версия вышла в августе 1969 года.
Шутливая баллада контрастирует с минималистичной меланхолией «Inchworm», в которой вокал звучит на фоне виолончели и фисгармонии, а призрачный хор и мрачные струнные на заднем плане создают почти потустороннюю атмосферу.
Третья композиция Донована на альбоме — «Voyage of the Moon» — открывает вторую сторону пластинки пронзительным соло Мэри Хопкин, которое длится почти полминуты, прежде чем к нему присоединяется акустическая гитара. В стандарте «Lullaby of the Leaves» гитарная партия в испанском стиле становится одним из самых сложных инструментальных элементов альбома.
«Young Love» в аранжировке Мэри Хопкин превращается из типичной поп-песни 1950-х в энергичный фолк-роковый номер с живой ритм-секцией. Внимательные слушатели могут заметить в ней интонационное сходство с битловской «Girl».
В оригинальное британское издание «Post Card» вошла классическая композиция Джорджа и Айры Гершвинов «Someone to Watch Over Me», которая была исключена из американской версии в пользу хита «Those Were the Days».
Также на альбоме присутствует французская песня Жана-Пьера Буртера «Prince en Avignon», посвящение актеру Жерару Филиппу, которую Хопкин исполняет на языке оригинала.
Сентиментальная аранжировка напоминает стиль Франсуазы Арди. Кроме того, Джордж Мартин написал для альбома специальную композицию «The Game» и, возможно, сам исполнил партию фортепиано. Завершает пластинку энергичная версия песни «There's No Business Like Show Business». Среди духовых, струнных инструментов и роковой ритм-секции вокал Мэри Хопкин вновь остаётся в центре внимания, идеально завершая удивительный альбом.
После выпуска «Post Card» Мэри Хопкин записала для Apple Records ещё один альбом «Earth Song/Ocean Song», вышедший в 1971 году, продюсировал который её муж Тони Висконти. Вскоре после этого она покинула лейбл.
В 2010 году вышло расширенное переиздание «Post Card», восстановившее оригинальный британский порядок треков. В альбом была добавлена «Those Were the Days» в качестве первого номера, а также несколько приятных бонусов, включая неальбомный сингл — песню Пола Маккартни «Goodbye», которая стала следующим хитом певицы и добралась до второго места в британском чарте, уступив лишь битловскому «Get Back».
В марте 1970 года Мэри Хопкин представляла Великобританию на конкурсе песни «Евровидение» и заняла второе место с песней «Knock, Knock Who's There?» Несмотря на уверенное выступление и кристально чистый голос, а также на статус фаворита конкурса, Хопкин уступила песне «All Kinds of Everything» в исполнении ирландской певицы Даны. Песня «Knock, Knock Who's There?», спродюсированная Микки Мостом, вышла в качестве сингла, заняла второе место в британском чарте и стала хитом во всём мире.
...В свои 75 лет Мэри Хопкин всё ещё активна в музыкальном плане. В 2018 году в честь 50-летия легендарного хита она даже выпустила новую версию «Those Were the Days». Теперь припев Джина Раскина звучит светлым эхом прошлого:
«То были дни, мой друг!
Мы думали, что они никогда не закончатся,
Что мы будем петь и танцевать вечно,
Что будем жить так, как захотим,
Что будем бороться и никогда не проиграем,
Ведь мы были молоды и уверены, что у нас свой путь!»
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!