Вероятно, мы больше не увидим чешскую легенду на льду.
Яромир Ягр, второй бомбардир НХЛ всех времен после Гретцки, не сказал прямым текстом, но дал понять, что уходит из хоккея. В 2026 году. В 54.
Мне на год меньше. И один факт того, что мой ровесник все еще играет в хоккей профессионально, делал меня чуть-чуть моложе.
***
... 20 лет назад. Нью-Йорк, весна 2006-го, раздевалка после матча «Рейнджерс» с «Филадельфией». Впервые за много лет втащив нью-йоркский клуб в плей-офф со 123 очками (тогда — клубный рекорд), 34-летний Яромир за тот сезон получит трофей Теда Линдсея — а признание коллег, полагаю, для хоккеистов поважнее даже, чем «Харт Трофи».
В предыдущем, локаутном сезоне Ягр играл в «Авангарде». И узнав, откуда я, чех сказал по-русски: «Здравствуй!» Я спросил, помог ли ему год в Омске восстановить статус суперзвезды.
— Конечно! Я играл в НХЛ много лет. Все приелось, стало казаться одинаковым — игра за игрой, перелет за перелетом, сезон за сезоном. От такого поневоле устанешь. Причем не столько физически, сколько морально. Этим, наверное, и объяснялось, что последние сезоны перед локаутом получились не лучшими. И тут вовремя подоспело предложение из Омска. Там ко мне отнеслись по-человечески, дали понять, что я могу жить так, как хочу, не загоняя себя в рамки строгих правил. Психологически меня это раскрепостило. Я встряхнулся, появилась свежесть. Это и сказывается после возвращения в НХЛ.
Эти слова доказывают упрощенность стереотипа, будто три пропущенных сезона, которые Ягр проведет уже на полноценном контракте с «Авангардом» с 2008 по 2011 годы, резко снизили его итоговые цифры в НХЛ. Как раз похоже на то, что смена обстановки, которую Яромир предпринимал несколько раз, помогла ему продлить свой век в хоккее.
А вот еще фрагмент из того интервью. Я спросил:
— Допускаете, что года через четыре вернетесь играть в Россию?
— Сильно сомневаюсь, что к тому моменту все еще буду играть в хоккей. Хотя... Когда мне было 18, отец сказал, что самый лучший хоккей я буду показывать в 37. А сейчас мне всего 34.
— Что, и на Олимпиаде в Ванкувере есть шанс вас увидеть?
— Может быть. Хотя это было бы большим чудом.
***
В 37, после трех шикарных сезонов в «Рейнджерс» (109 голов, 290 очков), он-таки окажется в России. И поедет не только в Ванкувер, но даже в Сочи-2014. А его отец, пусть и не угадав с возрастом лучшего сезона, знал, о чем говорил. Но даже ему наверняка не могло прийти в голову, до скольких дотянет сын в НХЛ.
И дождется момента максимальной славы, когда Пи Кей Суббан в конкурсе буллитов на Матче звезд-2016 выиграет в одну калитку, винтажно нарядившись под Ягра — парик с шевелюрой, форма, шлем, — а после гола по-ягровски отдаст трибунам честь. Евгений Кузнецов, участвовавший в той All-Star Game, назовет это «высшим пилотажем». А сам Суббан, совершив фурор, подъедет к настоящему Ягру — в свои почти 44 участвовавшему в Матче звезд и умиравшему со смеху. И они обнимутся.
Спустя два дня после Матча звезд-2018 в Тампе сидим в офисе Стива Айзермана на Amalie Arena, и я прошу генменеджера «Лайтнинг» поделиться мыслями об окончании энхаэловской карьеры Ягра.
— Сколько ему — 45, 46? — улыбается экс-капитан «Детройта». — Невероятно, что он оказался способен играть в НХЛ до этого возраста. Я ушел, когда мне было 40. И у меня не было даже мысли о возвращении. Травмы, боль — я чувствовал, что исчерпал себя до конца. Что он сделал в хоккее и как долго — потрясающе. Но когда-то всему наступает конец.
— Какие у вас самые яркие воспоминания о Ягре?
— Их два. Выходил против Яромира еще до его дебюта в НХЛ, на ЧМ-1990 в Швейцарии. Канада играла с Чехословакией, и он, 18-летний, за счет виртуозного владения клюшкой обыграл всю нашу команду и забил победный гол. Не забуду и финал «Питтсбурга» против «Чикаго» (в 1992-м). Пара голов, которые он тогда забил, — ох, что это было! По-моему, победная (на самом деле Ягр сравнял счет) шайба в первой игре: он выкатился из угла площадки, обыграл пару чикагских парней, как будто их не было, и отправил шайбу в сетку. Для такого юного игрока забить настолько важный гол и так легко...
***
Мне было интересно найти старейшую прямую речь о Ягре из своих интервью.
В сентябре 1996 года его «Питтсбург» приезжал в Сан-Хосе на выставочный матч. Но целью моей было поговорить с защитником Дмитрием Мироновым. В раздевалку «Пингвинз» журналистов почему-то не пускали, и потолковать с защитником удалось только с помощью нахальства. У заграждения раздавал автографы Ягр. Его-то я и попросил позвать Миронова из раздевалки. Суперзвезда просьбу выполнила. С того момента я к Яромиру как к человеку стал относиться с симпатией.
В ноябрьском разговоре с тем же Мироновым предположил, что Ягр приехал с неудачного Кубка мира-96 злым на весь свет. Тот парировал:
— Нет, он, по-моему, злым никогда не бывает. Этакий вечно смеющийся простачок. Я бы его еще назвал — мальчиш-плохиш.
До поры у Ягра действительно была репутация кривляки-весельчака. Тем поразительнее оказалась картина на Матче звезд в Ванкувере в 1998 году. Что угодно мог себе представить, но чтобы Ягр сразу после такой игры десять минут крутил велотренажер — извините.
Подошел и услышал:
— Сегодня была игра для удовольствия, которая больше развлекла зрителей, чем хоккеистов. А в «Питтсбург» нужно вернуться в хорошей форме, там от меня ждут классной игры в каждом матче. Поэтому и кручу сейчас велосипед.
В этом велотренажере после All-Star Game в 26 лет — корни его долголетия.
Вы наверняка заинтересовались — почему плохиш? Не нужно делать из Ягра ангела: за его карьеру не раз ходили разговоры, что он снимал неугодных тренеров.
Когда в первый день тренинг-кемпа перед сезоном-1997/98 хоккеистам «Питтсбурга» представили нового тренера Кевина Константина, Ягр по привычке выкатился на тренировку без шлема. И тут произошло неожиданное. К нему подъехал Константин, тихо что-то сказал — и Яромир отправился на скамейку за шлемом. Все сразу поняли, что отныне в «Пингвинз» — новые порядки.
В январе 99-го он пойдет в атаку на Константина в чешской прессе, назвав методы его работы авторитарными, а модель — унылой и бесперспективной. Вскоре Константина отправят в отставку. И на первую тренировку при Хербе Бруксе Ягр выйдет с непокрытой головой...
Новичок НХЛ Алексей Морозов в сезоне-1997/98 на мой вопрос об отношениях с Ягром ответил:
— Он ни разу ко мне не подходил и ничего не говорил, а сам я разве буду таким звездам в приятели навязываться? Он меня даже с первым моим голом в НХЛ не поздравил, хотя сам же его и сделал.
Потом их отношения изменятся. Герман Титов в 1999-м расскажет:
— Когда я шел в «Питтсбург», то, конечно, слышал, почему он взял 68-й номер, и несколько его опасался. Но Ягр оказался замечательным парнем и к русским относится без всякой враждебности. Морозов рассказывал мне, как в прошлом году Яромир морально поддерживал его, новичка. Он полиглот: учит немецкий и грозится, что, когда освоит его, всерьез возьмется за русский. Каждый раз просит научить его новому выражению.
Мама Никиты Кучерова показала мне фото 12-летнего сына с Ягром в московской школе «Белые медведи». Сам Куч, когда фото вышло в «СЭ», рассказал:
— Увидеть такого игрока, приехавшего специально к нам в школу, — это было нечто. Сам Ягр потратил свое время на нас! Для ребят и для меня в том числе это был важный день: мы пожали руку самому Яромиру и получили от него призы. Куча эмоций! Ягр для меня тогда был идолом. Сразу появилось стремление добиться таких же успехов.
Когда Ягр выиграл первый Кубок, до рождения Кучерова оставалось два года. И уже в пору выступлений в НХЛ Никите не хватило дерзости, чтобы подойти и напомнить про давнюю фотографию. Когда Ягр уходил из НХЛ, Кучеров был лучшим бомбардиром лиги. Это и называется — время.
***
... «Шай-бу! Шай-бу!» Полный зал сочинского «Большого» скандировал советский рефрен в поддержку... чехов. И не против шведов в матче Олимпиады народ болел. А лично за Ягра.
И когда при 1:4 Яромир с неудобной руки забил Хенрику Лундквисту, дворец орал так, словно это не Ягр, а Овечкин.
И ведь не в Омске было дело.
Но такова сила притяжения гения, который одним присутствием на льду делал мое поколение, поколение его ровесников, моложе.
«Я ненавидел СССР». Ягр не русофоб, как Гашек: выступал против коммунистов и стал православным
«Наш первый Кубок Стэнли начался с ужина в русском ресторане». Интервью Стива Айзермана
Биография Яромира Ягра: 37 сезонов и 13 команд великого чешского форварда
Никита Кучеров: «Харт Трофи»? Какой приз мне могут дать с такой игрой?»
Игорь Рабинер, «Спорт-Экспресс»