Найти в Дзене

Семья и труд – опора жизни

Зинаида ТУМАШ (в девичестве – Адамович) родилась 20 октября 1937 года. Она из поколения тех, кто пережил войну ребёнком, поднимал страну, работал без выходных и жалоб, растил детей и верил, что труд и терпение обязательно приведут к лучшему. Зинаида Антоновна говорит: – Тогда не думали о себе. Хотелось, чтобы детям было легче, чем нам. Родом женщина из деревни Муляры Вилейского района. Именно там прошло её детство. Родители – Антон Степанович и Мария Викентьевна – воспитывали восьмерых детей: четырёх дочерей и четырёх сыновей. Жили дружно, трудились много. Каждое воскресенье всей семьёй пешком ходили в костёл в Вишнево – по 15 километров в одну сторону. И такое расстояние тогда казалось вполне обычным. Когда началась война, Зинаиде было всего три года. А в шесть лет она уже хорошо помнила страх, который пришёл вместе с оккупацией. – Я помню, как к нам в дом зашли немцы. С собаками. Солдат было трое. Попросили у мамы молоко и сметану. Мы собак очень боялись… Мама отдала всю сметану – ли

Зинаида ТУМАШ (в девичестве – Адамович) родилась 20 октября 1937 года. Она из поколения тех, кто пережил войну ребёнком, поднимал страну, работал без выходных и жалоб, растил детей и верил, что труд и терпение обязательно приведут к лучшему.

Зинаида Антоновна говорит:

– Тогда не думали о себе. Хотелось, чтобы детям было легче, чем нам.

Родом женщина из деревни Муляры Вилейского района. Именно там прошло её детство. Родители – Антон Степанович и Мария Викентьевна – воспитывали восьмерых детей: четырёх дочерей и четырёх сыновей. Жили дружно, трудились много. Каждое воскресенье всей семьёй пешком ходили в костёл в Вишнево – по 15 километров в одну сторону. И такое расстояние тогда казалось вполне обычным.

Когда началась война, Зинаиде было всего три года. А в шесть лет она уже хорошо помнила страх, который пришёл вместе с оккупацией.

– Я помню, как к нам в дом зашли немцы. С собаками. Солдат было трое. Попросили у мамы молоко и сметану. Мы собак очень боялись… Мама отдала всю сметану – лишь бы не тронули. А немцы вылили её собакам, – вспоминает она.

В большой семье голод был знаком не понаслышке, хоть родители работали, не жалея сил. Дом у Адамовичей был большой, с двумя входами, просторными сенями, потолок сложен «ёлочкой». После войны жизнь постепенно входила в мирное русло. Молодёжь тянулась к общению, собиралась на танцы. Часто сходились именно в доме Адамовичей – было где развернуться. Танцевали, играли в разные игры – вспоминается то время как светлое и весёлое.

После войны все верили в лучшую жизнь. Любая удача казалась настоящим подарком судьбы. Зинаида Антоновна помнит, как семья выиграла по облигациям сначала 500 рублей, а затем – 5000. Для семьи с восемью детьми это стало настоящим спасением.

Своего будущего мужа ­Витольда Ивановича Зинаида встретила в костёле на празднике Святого Иоанна Крестителя. Он заметил её сразу. Вскоре приехал свататься. Тогда девушке было 17 лет, и она отказала. Во второй раз жених приехал в сваты, когда Зинаиде было уже 20. Ради такого случая Витольд Тумаш даже завил волосы. На этот раз она согласилась.

-2

Молодая семья жила скромно – в маленькой старой хатке с глиняным полом на кухне на хуторе возле деревни Малиновой. Жили вместе с роднёй мужа, трудились, строились. Позже переехали в дом в самой деревне, где Зинаида Антоновна живёт и сегодня.

-3

Трудовой путь был нелёгким. Шесть лет она проработала на ферме в Малиновой, затем девять лет – на Вишневском комплексе, в телятнике. Работы хватало. Вставать приходилось в 3 часа ночи. А в 6 утра – уже в путь: на лошади или велосипеде на работу. И на пенсии Зинаида Антоновна без дела не сидела: дом, огород, ­хозяйство.

С мужем они вырастили троих детей – сыновей Мечислава и Иосифа, дочь Ванду. Сегодня у Зинаиды Антоновны большая семья: дети, внуки, правнуки. Старший сын Мечислав живёт с семьёй в Сморгони, часто приезжает к маме. Он обустроил дом для её удобства, переложил печь, привозит продукты. Дочь живёт в Борисове, младший сын – в Санкт-Петербурге. Несмотря на расстояния, связь между родными не теряется.

-4

– Я не скажу, что жизнь была лёгкой. Как в поговорке: всё вкусное на свете не съешь, всё счастье за жизнь не проживёшь. Но я счастливая, что родные здоровы. Остальное – наживное, – подытожила она.

Лариса ТАТАРИНОВА

Фото автора

Теги: общество сельсовет Вишневский сельсовет