Найти в Дзене
КП Красноярск

«На нем снаряга – бронежилет и пулемет, а в глазах страх ребенка»: боец из Красноярского края был в числе первых штурмовиков СВО

«Буду проездом в Красноярске». Наталья и Геннадий Пыпины недоумевали, получив сообщение от сына. Он же срочник, должен быть в Омске, какой поезд? Но при встрече на перроне вокзала он вдруг объявил, что подписал контракт и уезжает в Уссурийск. Потом были две командировки в Сирию, каждая из которых проверяла родителей бойца на терпение. И Данил до последнего скрывал от родителей, что в конце февраля 2022 года их перебросили на запад, на линию боевого соприкосновения. Он участвовал в ожесточенных боях за Мариуполь, в отступлении из Херсона. После тяжелого ранения, подлечившись, он согласился сопровождать «Груз 200». Это было психологически тяжело – передавать гроб с телом боевого товарища его семье… Накануне Дня защитника Отечества Наталья поделилась с «КП» самым сокровенным. Часовой разговор несколько раз стопорился, нужно было перевести дух, осмыслить сказанное и услышанное. Но насколько смелая эта женщина, которая ждет сына домой… Не стал машинистом, пошел в десантники - У Данила и Лиз
   Гвардии старший лейтенант Данил Ерин. Фото: личный архив семьи
Гвардии старший лейтенант Данил Ерин. Фото: личный архив семьи

«Буду проездом в Красноярске». Наталья и Геннадий Пыпины недоумевали, получив сообщение от сына. Он же срочник, должен быть в Омске, какой поезд? Но при встрече на перроне вокзала он вдруг объявил, что подписал контракт и уезжает в Уссурийск. Потом были две командировки в Сирию, каждая из которых проверяла родителей бойца на терпение. И Данил до последнего скрывал от родителей, что в конце февраля 2022 года их перебросили на запад, на линию боевого соприкосновения.

Он участвовал в ожесточенных боях за Мариуполь, в отступлении из Херсона. После тяжелого ранения, подлечившись, он согласился сопровождать «Груз 200». Это было психологически тяжело – передавать гроб с телом боевого товарища его семье…

Накануне Дня защитника Отечества Наталья поделилась с «КП» самым сокровенным. Часовой разговор несколько раз стопорился, нужно было перевести дух, осмыслить сказанное и услышанное. Но насколько смелая эта женщина, которая ждет сына домой…

   Наталья с дочерью Лизой. Фото: проект «Жена и мать героя. Сосновоборск»
Наталья с дочерью Лизой. Фото: проект «Жена и мать героя. Сосновоборск»

Не стал машинистом, пошел в десантники

- У Данила и Лизы разница в возрасте ровно десять лет и шесть дней, оба апрельские. Он еще просил: «Мам, пожалуйста, не рожай сестренку в мой день рождения». Хотел разграничить два праздника, - о своих детях Наталья Пыпина готова говорить долго. – Но характер у них похожий. Дочь равняется на брата. Когда его призвали служить в 2017 году, она загорелась: «Я тоже хочу в армию». Мы с мужем ей: «Ты же девочка, девочек туда не берут». Теперь ей 16 лет, знаете, куда она собирается после школы? В академию ФСБ либо в Москве, либо в Нижнем Новгороде. Мы уже сейчас наводим справки, что для этого нужно.

С фамилией у них интересно получилось: все Пыпины, а Данил Ерин. Просто дедушка и бабушка больше сорока лет вместе прожили и только потом решили официально пожениться. У деда работа была связана с раскопками, он по всей стране мотался, видимо не до ЗАГСа было. Трое детей у них родились и все на фамилию бабушки записаны. А когда пара в почтенном возрасте оформила свои отношения, Данил сказал: «Нет, ребята, меня это не устраивает. Я хочу, чтобы по правилам было». Пошел и взял родовую фамилию, как у деда.

В детстве был очень активным, его везде и всегда было много. Везде успевал, все новое схватывал на лету. Он и сейчас жадный до информации, жизнерадостный, общительный. После 9 класса собирался поступить в Железнодорожный техникум в Красноярске, успешно прошел по баллам. И вдруг передумал. А сразу после выпускного попал под весенний призыв.

   Сестренка хочет стать такой, как брат. Фото: личный архив семьи
Сестренка хочет стать такой, как брат. Фото: личный архив семьи

Однако, не прослужив и года в Омске, подписал контракт. Там ему было скучно в моторизированной части, душа просила неба или моря. И вдруг «покупатель» с Дальнего Востока: «Кто хочет служить в ВДВ, шаг вперед». Данил первый вышел из строя. Сбылась его мечта: «Родиться – так в России, служить – так в ВДВ!». Это же элитные войска, богатая история, высокий уровень подготовки.

Когда сын прислал сообщение «Буду проездом в Красноярске», Наталья с мужем недоумевали. Примчались на вокзал. Вот он выходит из вагона… Армия меняет пацанов, превращает их в мужчин. Высокий, 190 см, красивый, белокурый. Час не могли наговориться, наобниматься.

- Потом вышел командир собирать ребят в вагон. И до меня доходит: «Куда уезжает мой ребенок? На край света?». Для меня он тогда был еще ребенком в 19 лет. Вослед я его перекрестила и отпустила. Сам решил – сам сделал. Нам с мужем осталось только принять это.

   В начале славного пути - в Уссурийске. Фото: личный архив семьи
В начале славного пути - в Уссурийске. Фото: личный архив семьи

«Мам, м ы на острове, отдыхаем»

Контракт подходит к концу, а парень уже не мыслит себя без армии, сроднился с тельняшкой. Подписывается на новый срок. Он уже гвардии старший сержант, командир отделения и командир боевой машины. В 2020 году улетает в свою первую командировку в Сирию. Там уже шесть лет идет гражданская война, столкновения между правительственными войсками и оппозицией. Как раз обострилась ситуация в северной провинции, где проживают курды.

Данил позвонил матери и, как бы между делом, сказал о командировке.

- Я – в позу: «Как улетаешь?» Моя первая реакция тогда была: «Все пропало, все пропало! Собираю чемодан и лечу вдогонку за сыном!». А он посмеивается: «Мам, да командировка обычная. Мы на острова летим, будем как в отпуске». Я так и думала, что они на Курильских островах «загорают».

И только когда через четыре месяца Данил прилетел в отпуск с наградами и чемоданом подарков, стало понятно, где он в прямом смысле загорел. Второй раз их штурмовой отряд направили в Сирию в середине 2021 года, они охраняли авиабазу Хмейним. Там дислоцировался большой контингент Российских войск, так что родители были спокойны за сына, уверенные, что с ним ничего не случится. Он оставался там 9 месяцев, до конца февраля 2022 года.

   Во время командировки в Сирии. Фото: личный архив семьи
Во время командировки в Сирии. Фото: личный архив семьи

Приказ получен, приказ не обсуждается

Дан приказ: штурмовая бригада в Хмейниме садится в самолет и летит в Уссурийск через три границы, перегруппироваться. Буквально несколько дней – и их перебрасывают в зону СВО. 83-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая орденов Суворова и Кутузова бригада ВДВ – одна их первых вошла в Херсонскую область, в Мариуполь.

- Такого ужаса я никогда не испытывала. Я боялась своих мыслей. Думала: будь он здесь, схватила бы его, удержала, никуда не пустила. Чувство бессилия, что я ничего не могу сделать в этой ситуации. Но мой взрослый сын далеко, он уже мужчина. Когда был маленький, у него рот не закрывался, все мне рассказывал. А сейчас дозирует информацию. Для мужских бесед у него есть отец. И тот, и другой мне говорят: «Я тебе сейчас расскажу, ты потом с ума сходить будешь от тревоги».

Но мать чувствовала любые интонации. Бои под Изюмом (Харьковская область) в марте 2022 года, сын позвонил по спецсвязи. Наталью поразил его голос. «Данил, что случилось?» «Мам, мы отступаем. Ты не представляешь, сколько наших пацанов осталось». В его словах было столько боли.

   Рядом с сирийцем хорошо заметен рост сибиряка - 190. Фото: личный архив семьи
Рядом с сирийцем хорошо заметен рост сибиряка - 190. Фото: личный архив семьи

- В конце августа того же года он прилетел в отпуск на две недели. У него вместо паспорта бумага, от руки написано: такой-то такой. И печать. А где паспорт? «Мам, дом взорвали, все сгорело - документы, вещи. Нам выдали бумаги, чтобы съездили домой». Мы вокруг него две недели ходили, надышаться не могли. А под конец сердце чуть на куски не разорвалось от мысли, что снова улетает. Потому что это его решение. Он своими широкими и высокими плечами заслоняет нас. Провожая его в аэропорту, навзрыд рыдали.

Через две недели после возвращения его ранило. У Натальи было предчувствие. В тот день не могла дозвониться, а муж уговаривал: «Скоро выйдет на связь и сам позвонит». Ближе к вечеру снова набирает, идет соединение.

- «Даня, ты где? Что случилось?» А у него голос такой… будто боль едва сдерживает. «Нога разболелась». Я ему: «Так, фотографию ноги мне, быстро». «Мам, да целая нога, на месте, просто ранило в нее. Сейчас за нами приедут, мы на поезд и в Волгоград, в госпиталь». Оказалось, ребята ехали на БМП, машина подорвалась. Кого-то выбросило, кого-то ранило внутри. Кто-то насмерть.

   Слева - первая, справа - вторая сирийский командировки. Фото: личный архив семьи
Слева - первая, справа - вторая сирийский командировки. Фото: личный архив семьи

«Найдите меня, помойте»

Две операции на ноге, два раза доктор снимал Данила с самолета: нельзя, мол, тебе на передовую, не готов ни бегать, ни грузы таскать. Чтобы быть полезным, парень согласился сопровождать «груз 200». Не один, вместе со своим командиром Евгением, тот тоже после тяжелого ранения долечивался. Они даже не представляли, каково им будет.

Это происходит так: «двухсотых» с одного направления или города загружают на военный борт и отправляют в пункт назначения с сопровождающими, которых называют почетным караулом, а на самом деле это очень тяжелая роль.

У Данилы с Евгением как раз погиб товарищ по имени Роман, воевали с ним плечом к плечу, в одном окопе. Сначала его долго не могли эвакуировать с поля боя, затем он находился в Ростове. Буквально перед первым вылетом Даниле снится Роман и просит: «Ребята, найдите меня. Когда найдете, помойте – я неделю уже немытый». Его нашли в морге по татуировке. Совпадение или нет, но первый такой рейс с «Грузом 200» был в Красноярск с заходом в Туву, а Роман как раз оттуда родом.

В Кызыле выгрузили два гроба. Романа сразу передали семье. А другого бойца повезли в село неподалеку.

После второго рейса Данил отказался быть сопровождающим. Лучше на передовую.

   Какинулы в нынешнем году, всей семьей. Фото: личный архив семьи
Какинулы в нынешнем году, всей семьей. Фото: личный архив семьи

«Стоит махина два метра ростом»

При первом сопровождении «Груза 200» борт на трое суток задержался в аэропорту Красноярска. И Данил пригласил Женю в гости к родителям.

- Командир моего сына немногим его старше, лейтенант. Вместе с ним еще в Сирию летали. Хороший такой парень. У меня сложилось ощущение, что ему нужно было выговориться. Может быть, своим родителям он тоже ничего не рассказывает, как мне мой сын? Бережет их чувства?

Евгений многим поделился. Например, как их штурмовая бригада была одной из первых, кто вошел в Мариуполь. Кругом был ад, ничего подобного парни прежде не видели даже в Сирии. Они группами по несколько человек занимали позиции в разбитых квартирах в многоэтажках и удерживали их. Связи зачастую не было и непонятно, кто вокруг, свои или чужие – звучала одинаково русская речь. Сопротивление врага было яростным. Сидели неделю и умыться даже нечем было, тельняшка прилипала к телу, а пот смешивался с пылью.

- В соседней многоэтажке ранило бойца, его нужно было забрать. И кругом стрельба. Наша группа, втроем, надели полное боевое снаряжение. Женя мне рассказывает: «Я смотрю на Данила – стоит вот эта махина под два метра ростом. На нем вся снаряга – бронежилет, каска, пулемет… И мне так страшно стало, что если я на своем пути такого увижу... А смотрю в глаза и в них – ребенок, который в ужасе от всего, что происходит кругом здесь и сейчас. Такой мощный контраст: мужество, сила и страх».

У Данила Ерина несколько наград, среди них Георгиевский крест IV степени и две медали за отвагу, одна – за освобождение Мариуполя, другая за оборону и выход из окружения на Херсонском направлении.

После двух безуспешных попыток вернуться на передовую, командир посоветовал парню: «Успокойся уже. У тебя такой боевой опыт, такие награды. Иди, учись лучше». И Данил поступил в Высшее командное училище, которое сначала размещалось в Донецке, потом его перенесли в Казань, а в сентябре 2025 года перекинули в город Камышин под Волгоградом.

Он же мечтал в детстве стать десантником – он им стал. И дальше будет служить Родине. Наталья и Геннадий по-прежнему следят за новостями.

- Иногда я даю волю эмоциям: «Куда его понесло?». Муж отвечает мне: «Наташа, а кто это будет делать, если все сейчас на диван сядут?»

Благодарим за помощь проект «Жена и мать героя. Сосновоборск» и лично Алену Шуба.

Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru