В 2026 году стрелка часов Судного дня замерла на рекордной отметке — 85 секунд до полуночи. Когда и для чего был придуман этот символ, какие фигуры повлияли на его создание, почему в 1990-е годы человечество на время почувствовало себя в большей безопасности и насколько хорошо часы отражают новую реальность — в материале RT.
Кто придумал часы Судного дня и какое время они показывают
Первая мировая война показала, что будущее вооружённых конфликтов — за машинами и технологиями. Вторая мировая лишь закрепила это: танки, авиация, новые виды оружия и, главное, атомная бомба. В 1945 году США впервые применили ядерное оружие против японских городов — мир вступил в новую эпоху. А уже через несколько лет СССР стал второй ядерной державой, и гонка вооружений стала глобальной.
Иронично, но именно создатели атомной бомбы стали первыми, кто всерьёз заговорил об опасности такого оружия. Они лучше всех понимали, к чему может привести бесконечное соперничество держав и наращивание разрушительной мощи.
Группа выдающихся учёных основала журнал «Бюллетень учёных-атомщиков», среди авторов которого были Альберт Эйнштейн, Макс Борн, Роберт Оппенгеймер, Лео Силард, Эдвард Теллер и Николай Семёнов. Многие из них выражали опасения, что новые технологии способны уничтожить человечество быстрее, чем оно сумеет обеспечить себе безопасное будущее.
В 1947 году внутри этого проекта появилась символическая метафора глобальной угрозы — часы Судного дня. Одной из ключевых фигур, связанных с ними, стал учредитель и первый редактор журнала Евгений Рабинович — американский биохимик российского происхождения, который ещё до бомбардировок Японии обращался к властям США, выступая против боевого применения ядерного оружия. После войны он активно организовывал международные конференции по вопросам глобальной безопасности и предотвращения ядерных катастроф.
Что такое часы Судного дня на самом деле
Часы Судного дня — это не реальный прибор и не прогноз в буквальном смысле. Это аллегория. Полночь символизирует глобальную катастрофу — ядерную войну, экологический коллапс, биологические угрозы или технологический апокалипсис.
Чем ближе стрелка к полуночи, тем выше уровень глобальных рисков.
Анализ положения стрелки проводится ежегодно. Решение принимает специальный научный совет, состоящий из ведущих экспертов мира — физиков, биологов, климатологов, специалистов по безопасности, лауреатов Нобелевских премий.
Кто сегодня принимает решения о переводе часов Судного дня
Сейчас за положение стрелки часов Судного дня отвечают 17 экспертов, входящих в совет по науке и безопасности при журнале «Бюллетень учёных-атомщиков». На сегодня шеф-редактор журнала — журналист и писатель Джон Меклин.
Некоторые ключевые фигуры совета:
― Дэниэл Хольц — председатель совета, профессор Чикагского университета, специалист по экзистенциальным рискам;
― Стив Феттер — профессор Мэрилендского университета, эксперт по ядерной безопасности;
― Александр Глазер — содиректор Принстонской программы по науке и глобальной безопасности;
― Мелани Митчелл — учёный-информатик, профессор Института Санта-Фе;
― Роберт Соколоу — физик-теоретик, эколог, почётный профессор Принстона;
― Скотт Сейган — эксперт по международной безопасности (Стэнфорд);
― Александра Белл — президент и генеральный директор «Бюллетеня учёных-атомщиков».
Факты о часах Судного дня
Стрелка часов Судного дня необязательно двигается каждый год, хотя совет экспертов и собирается регулярно. Решение о переводе стрелки принимается, только когда в мире действительно происходят события, меняющие баланс глобальных рисков.
Когда проект только появился в 1947 году в рамках журнала «Бюллетеня учёных-атомщиков», первое символическое положение стрелки было установлено на отметке семь минут до полуночи. Человечество подчинило энергию атома, открыв тем самым ящик Пандоры, апокалипсис перестал быть чем-то фантастическим и стал технической возможностью.
Уже в 1949 году стрелку перевели на четыре минуты ближе к полуночи. Причина — успешные испытания атомной бомбы в СССР. Мир впервые оказался в ситуации, где сразу две сверхдержавы обладали оружием глобального уничтожения.
Парадоксально, но в реальности именно это, по мнению многих историков, снизило вероятность Третьей мировой войны. Ядерный паритет сделал прямое столкновение слишком опасным. Фактически появление ядерного оружия у двух сторон одновременно создало систему взаимного сдерживания.
Самые опасные минуты в истории
Абсолютным рекордом XX века стало положение стрелки в 1953 году — две минуты до полуночи. США и СССР с разницей в несколько месяцев испытали водородные бомбы. Мир впервые получил оружие, способное уничтожать не города, а цивилизации.
Параллельно существовали секретные сценарии взаимного уничтожения, где рассматривались тотальные удары по инфраструктуре, промышленности и населению. Именно в этот период человечество оказалось ближе всего к самоуничтожению за всю холодную войну.
Когда стрелка пошла назад
Интересно, что толчком к осознанию опасности стали не только учёные и политики, но и бизнес. В 1940-х компания Kodak обнаружила необъяснимый брак в своей фотоплёнке. Расследование привело к тому, что после ядерных испытаний происходит радиоактивное загрязнение. Это стало одним из первых сигналов того, что радиация не абстракция, а реальная угроза для людей.
Позже американские исследования показали, что десятки тысяч избыточных смертей от онкологии связаны именно с радиоактивными облаками от испытаний 1940-х—1950-х годов — при этом речь не о военных, а о гражданском населении.
В 1960-е годы началось постепенное осознание опасности бесконтрольных испытаний ядерного оружия, а в 1963-м был подписан договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космосе и под водой. В результате стрелка ушла назад — до отметки 23:48.
Экономика как фактор мира
Война во Вьетнаме и расширение ядерного клуба снова приблизили часы к полуночи. Но затем в 1969 и 1972 годах СССР и США ратифицировали договоры о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и об ограничении стратегических вооружений.
Причина была простой. На момент вступления в силу ДНЯО совокупные запасы ядерного оружия двух государств приближались к 40 тыс. боеголовок. Каждая из них — крайне дорогое в создании и обслуживании оружие. По оценкам экономистов, в тот период США тратили десятки миллиардов долларов только на поддержание ядерного арсенала. Фактически затраты доходили до уровня годового ВВП целых государств.
Таким образом, стрелка часов Судного дня пошла назад в том числе и по экономическим причинам.
Опасные 1980-е и откат в 1990-е
Война в Афганистане, конфликты в Южной Африке, программа «звёздных войн» Рональда Рейгана, гонка технологий — всё это снова толкало стрелку к полуночи. В 1984 году часы дошли до 23:57. Но затем началось обратное движение.
Период, кульминацией которого стал 1991 год, явил собой момент крупнейшего отката стрелки за всю историю. «Бархатные революции», падение Берлинской стены, подписание СНВ-I, завершение холодной войны... Стрелка часов Судного дня оказалась на 23:43. И это стало самым безопасным её положением за всю историю проекта.
Однако при этом распад СССР, вопреки мифам, не был воспринят как позитивный фактор безопасности. Наоборот, мир опасался утраты контроля над советским ядерным арсеналом.
Современное положение стрелки
2023 год. Впервые в истории часы Судного дня показали 90 секунд до полуночи из-за совокупности взаимосвязанных рисков. И дело не только в военных действиях на Украине. Хотя, по мнению совета, это усилило угрозу ядерной эскалации, а дополнительно тревогу вызвало усиление проблем, связанных с климатической повесткой.
В 2024 году часы остались в том же положении, что и в предыдущем году. Эксперты отмечали, что сохранение прежнего уровня угрозы тем не менее не свидетельствовало о реальной стабилизации, так как технологии развиваются стремительными темпами, а их использование в военной, энергетической и информационной сферах зачастую опережает существующие механизмы контроля.
В 2025 году человечество стало ещё на секунду ближе к глобальной катастрофе. Эксперты называли в числе угроз климатические изменения, растущую роль искусственного интеллекта в создании потенциально опасного оружия, продолжающееся распространение дезинформации и сохраняющуюся угрозу ядерного конфликта. Аналитики подчеркнули, что действий по устранению этих опасностей было недостаточно и ситуация не демонстрировала значимого прогресса по сравнению с предыдущим годом.
В 2026 году стрелка часов Судного дня установилась на отметке 85 секунд до полуночи. Это самый близкий показатель за всю историю. Такое решение обусловлено сохраняющейся опасностью применения ядерного оружия и недостаточным контролем над стратегическими арсеналами, продолжающимися вооружёнными столкновениями на Украине и Ближнем Востоке, а также растущими рисками, связанными с климатическим кризисом и развитием искусственного интеллекта. По мнению экспертов, общие усилия человечества по снижению глобальных экзистенциальных рисков остаются недостаточными, мир по-прежнему находится на пороге серьёзной нестабильности.
Могут ли часы Судного дня быть инструментом для сгущения красок?
В 1995 году стрелка часов Судного дня снова двинулась вперёд. Но речь шла не о войне и не о ядерных испытаниях, а об утечке научных кадров из стран СНГ. Массовый отток специалистов в области физики, ядерных технологий и инженерии мог привести к появлению скрытых ядерных программ в других странах, а новые игроки могли получить технологии, но не стать официальными ядерными державами. Таким образом, могло появиться оружие, о котором никто не знает, которое никто не контролирует и за которое никто не несёт публичной ответственности.
Именно с этого момента, по мнению многих историков и аналитиков, часы Судного дня начали терять первоначальную функцию. Проект, рождённый в логике холодной войны, всё хуже вписывался в новую реальность. Как и многие символы той эпохи, часы постепенно превратились из точного индикатора рисков в бренд, который начали адаптировать под любые глобальные страхи, просто чтобы он продолжал существовать.
С начала 2000-х годов к ядерной и военной тематикам добавилась климатическая повестка. С 2007 года глобальное потепление стабильно включается в перечень факторов, влияющих на движение стрелки. С научной точки зрения это объяснимо: климатические процессы действительно влияют на безопасность. Но исторически это выглядит противоречиво. В 1970-х та же самая научная и медийная среда активно обсуждала уже не потепление, а глобальное похолодание. Просто тогда мир был занят другими угрозами и климатическая тема не воспринималась как экзистенциальная.
Сегодня часы Судного дня — это уже не индикатор реальности, а метафора тревоги. Красивый символ и сильный медийный образ. Но объективно измерить реальное состояние глобальной безопасности с помощью одной стрелки в XXI веке уже невозможно.