Найти в Дзене
Известия

Если завтра война: какой будет атака США на Иран и как она повлияет на ситуацию в регионе

Растущее военное присутствие США на Ближнем Востоке, а также угрозы президента США Дональда Трампа применить силу к Тегерану обеспокоили весь мир. Пока Германия вслед за Польшей призывает своих граждан, находящихся в Иране, немедленно покинуть страну, эксперты в разных странах строят гипотезы по поводу возможных атак и эффекта, которые они окажут на расклад сил в регионе. Подробности — в материале «Известий». США отправили значительные силы в регион Ближнего Востока еще в начале этого года «для ударов по Ирану, чтобы помочь протестующим свергнуть режим аятолл». Демонстрации постепенно сошли на нет, американских ударов так и не последовало. Вместо этого Тегеран и Вашингтон вновь возобновили переговоры о ядерной сделке. 17 февраля в Женеве прошел второй раунд переговоров при посредничестве министра иностранных дел Омана Бадра аль-Бусаиди. Официальной информации о ходе встречи крайне мало. Известно только, что Вашингтон требует от Тегерана полностью отказаться от обогащения урана на своей
Оглавление
   Фото: Majid Asgaripour/WANA via REUTERS
Фото: Majid Asgaripour/WANA via REUTERS

Растущее военное присутствие США на Ближнем Востоке, а также угрозы президента США Дональда Трампа применить силу к Тегерану обеспокоили весь мир. Пока Германия вслед за Польшей призывает своих граждан, находящихся в Иране, немедленно покинуть страну, эксперты в разных странах строят гипотезы по поводу возможных атак и эффекта, которые они окажут на расклад сил в регионе. Подробности — в материале «Известий».

Демонстрация силы

США отправили значительные силы в регион Ближнего Востока еще в начале этого года «для ударов по Ирану, чтобы помочь протестующим свергнуть режим аятолл». Демонстрации постепенно сошли на нет, американских ударов так и не последовало.

   Фото: REUTERS/Majid Asgaripour
Фото: REUTERS/Majid Asgaripour

Вместо этого Тегеран и Вашингтон вновь возобновили переговоры о ядерной сделке. 17 февраля в Женеве прошел второй раунд переговоров при посредничестве министра иностранных дел Омана Бадра аль-Бусаиди. Официальной информации о ходе встречи крайне мало. Известно только, что Вашингтон требует от Тегерана полностью отказаться от обогащения урана на своей территории, отдать все имеющиеся запасы обогащенного урана, ограничить развитие ракетной программы и прекратить поддержку ближневосточных группировок.

Иранские власти давали понять, что к уступкам, касающимся ядерной программы, они готовы, но ракетную программу и поддержку своих прокси-сил отказываются даже обсуждать.

Повысить ставки на переговорах

На этом фоне в мировых СМИ вновь заговорили о вероятной войне США с Ираном. Американские власти активно подогревают эти слухи.

Уже месяц у входа в Персидский залив — в нескольких сотнях километров от Ирана — находится американская ударная группа во главе с авианосцем «Авраам Линкольн». К тому же в течение последних нескольких недель Вашингтон перебросил в регион Ближнего Востока системы ПВО и большие запасы боеприпасов, а также сотни самолетов.

   Фото: U.S. Navy/Mass Communication Specialist 1st Class Jesse Monford/Handout via REUTERS
Фото: U.S. Navy/Mass Communication Specialist 1st Class Jesse Monford/Handout via REUTERS

13 февраля американский лидер Дональд Трамп сообщил, что к «Аврааму Линкольну» должна присоединиться ударная группа с авианосцем «Джеральд Форд».

Это соединение в составе ВМС США считается сильнейшим. Ранее оно находилось в районе Карибского моря, где участвовало в операции против Венесуэлы.

Тем временем Россия, Китай и Иран направили военно-морские суда для совместных учений в стратегически важном районе Ормузского пролива в рамках программы «Морской пояс безопасности – 2026». Три страны ежегодно проводят военные маневры, и в этот раз на фоне эскалации отменять их или переносить не стали. Они должны пройти в Оманском заливе и северной части Индийского океана, как усилия по укреплению морской безопасности и углублению «военного сотрудничества».

Война на Ближнем Востоке

«Президент США Дональд Трамп еще не принял решения [относительно войны с Ираном], но американские военные находятся в состоянии боевой готовности: новая атака на Иран может начаться в ближайшее время, если дипломатия потерпит неудачу. Переговоры продолжаются. Но угрозы из Вашингтона в адрес режима в Тегеране остаются очень резкими», — пишет по этому поводу немецкое издание Die Zeit.

   Фото: REUTERS/Kevin Lamarque
Фото: REUTERS/Kevin Lamarque

Авторы публикации задаются вопросом: «пытаются ли США своими действиями создать угрожающий фон», стремясь добиться уступок у иранского режима, или же они преследуют иные цели.

Сейчас Трамп заговорил, о том, что Иран должен «перестать представлять угрозу миру и в особенности базам и союзникам США на Ближнем Востоке». Фактически американский лидер повышает ставки на переговорах, требуя уступок от Тегерана и в противном случае угрожая нанести ему тяжелый удар.

Иранский верховный лидер Али Хаменеи заявляет о полном праве Ирана на собственную ядерную программу, угрожая потопить американские корабли.

«Большая война на Ближнем Востоке гораздо ближе, чем многие могут себе представить», — пишет по этому поводу издание Axios. В публикации отмечается, что в случае если Трамп отступит, он потеряет лицо и даст понять игрокам в регионе, что требования США можно игнорировать.

Телеканал CBS News сообщает, что Трампу доложили о технической готовности вооруженных сил США начать операцию против Тегерана в субботу, 21 февраля. По итогам второго раунда переговоров в распоряжении Ирана должно быть две недели на подготовку своих предложений для следующей встречи.

   Фото: Global Look Press/Icana
Фото: Global Look Press/Icana

Однако в прошлом году двухнедельный дедлайн, который предоставили Тегерану, стал лишь отвлекающим маневром, в ходе которого Израиль с одобрения США начал бомбить Иран. В этот раз запланирован визит американского госсекретаря Марко Рубио в Израиль.

Варианты развития событий

Британские СМИ, веря в готовность США нанести удар по Ирану, разработали семь вероятных сценариев развития событий. Согласно первому из них, который называют оптимистичным, Вашингтон ограничится целенаправленными точечными ударами, а в самой стране произойдет «переход к демократии». По второму варианту — режим сохранится, но при этом смягчит свою политику.

Наиболее вероятным исходом событий называют разрушение режима аятолл и приход к власти в Иране военных.

Еще один возможный вариант — удар Ирана по американской армии, Израилю и арабским соседям. Оставшиеся сценарии — установка Ираном мин в Персидском заливе, затопление военного корабля США и крушение режима аятолл, на смену которому приходит хаос.

В свою очередь издание Foreign Policy уверенно, что наиболее вероятный сценарий — не вторжение США в Иран и не полномасштабный региональный конфликт, а тщательно рассчитанный, ограниченный удар, преследующий цель — изменить баланс на переговорах.

   Фото: Global Look Press/US Navy
Фото: Global Look Press/US Navy

Военный потенциал США превосходит иранский, но при этом едва ли американцы решатся на сухопутную операцию.

Научный сотрудник отдела Ближнего и Постсоветского Востока Института научной информации по общественным наукам РАН Данила Крылов в беседе с «Известиями» напомнил, что примеры войны с Ираном уже есть — это 12-дневная война 2025 года.

— В случае нынешнего обострения — война, в ходе которой могут применяться воздушные удары при помощи авиации и ракетных обстрелов. На этом фоне встает большой вопрос о готовности иранской ПВО, — отметил политолог.

Эксперт предположил, что в данном случае вполне вероятны удары по энергообъектам.

— Это могут делать для того, чтобы вывести из строя всю промышленную инфраструктуру, в первую очередь гражданскую, и создать хаос в городах. Не исключены параллельные удары по военным объектам. Если в конфликте будет участвовать Израиль, то вероятны удары по ядерным объектам, — рассказал специалист.

   Фото: РИА Новости/Валерий Мельников
Фото: РИА Новости/Валерий Мельников

По его мнению, как минимум это могут быть удары по научно-исследовательским центрам, как максимум — по заводам по обогащению урана.

— Я не готов судить, осознают ли на Западе последствия подобных ударов по атомным станциям, ведь это может стать причиной огромной ядерной катастрофы со всеми вытекающими последствиями, — считает аналитик.

Крылов уверен, что если АЭС «Бушер» уничтожат и произойдет выброс радиоактивного вещества из активной зоны реактора, то погибнуть может около половины Ближнего Востока.

— Как нам показывает опыт Венесуэлы и других горячих точек, 100% будут удары по президентским объектам, учреждениям и т.д. для того, чтобы уничтожить правящую верхушку максимальным образом, сломав всю систему управления, всю систему командования как страной в целом, так и у военных в частности, — рассказал собеседник.

Политолог предположил, что в случае начала боевых действий «конфликт не будет длиться долго».

   Фото: REUTERS/Ken Cedeno
Фото: REUTERS/Ken Cedeno

— Основная задача — отбросить Иран в каменный век. При этом необходимо подчеркнуть, что президент США Дональд Трамп порой много чего говорит, но далеко не все его слова в точности совпадают с действиями, — подчеркивает эксперт.

По мнению специалиста, логичнее было бы нагнетание обстановки до тех пор, пока «противник информационно не перегорит».

— Иран не может быть постоянно в боеготовности. И вот здесь Вашингтону надо поймать тот тонкий момент, когда Тегеран расслабится, тогда эффект от удара будет максимальным, — уверен аналитик.

Крылов считает, что перехватить инициативу Иран не в состоянии.

— В случае начала войны между США и Ираном баланс сил в регионе пошатнется. Не думаю, что кто-то из внешних или внутренних игроков заступится за Иран. Если Тегеран как сильный игрок утратит свои позиции в регионе, игроков там останется трое — Турция, Израиль и Саудовская Аравия, — подытожил политолог.

СВО
1,21 млн интересуются