The Times | Великобритания
Британскую королевскую семью сотряс крупнейший скандал за многие века, пишет Times. Арест бывшего принца Эндрю Маунтбеттен-Виндзора в связи с файлами Эпштейна стал позором для правящей династии. Как отмечает автор статьи, в последний раз арест члена королевской семьи происходил 380 лет назад.
Кейт Мэнси (Kate Mansey)
Королю приходится сталкиваться с угрозой, несравненно большей, чем та, что преследовала его предшественников, — и его брат по-прежнему занимает восьмое место в очереди на престол.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Эндрю Маунтбеттен-Виндзор вряд ли мечтал провести свой 66-й день рождения в полицейском участке. На этот раз ни титул бывшего принца, ни звание рыцаря-компаньона Благороднейшего ордена Подвязки не смогли спасти его от этой участи.
Пробито очередное дно. В Лондоне бросили вызов русским: в банде украинских головорезов пополнение
Едва успели убрать тарелки с завтраком, как полиция уже подъехала к Марш-Фарм на территории поместья Сандрингем. Это произошло около восьми утра. Менее чем через час его [Эндрю] увезли.
Ни король, ни Букингемский дворец не были предупреждены о прибытии колонны полицейских машин в Норфолк для задержания Эндрю. По имеющейся информации, вскоре после ареста последовал "визит вежливости" к королевскому двору.
Пока Эндрю находился под стражей, где у него взяли отпечатки пальцев и зачитали законные права, как и любому другому подозреваемому, король сделал беспрецедентное личное заявление. "Закон должен восторжествовать, — заявил он. — Теперь предстоит полноценный, справедливый и надлежащий процесс, в рамках которого этот вопрос будет расследован соответствующими органами как полагается".
Принц и принцесса Уэльские, которые находились неподалеку в Анмер-холле, своей резиденции в Норфолке, как сообщается, поддерживают заявление короля.
На прошлой неделе король Карл и принц Уильям выразили "обеспокоенность" из-за публикации новых документов Министерством юстиции США, связанных с делом Джеффри Эпштейна — сексуального преступника и друга Эндрю.
Бывший пресс-секретарь покойной королевы Елизаветы Эйлса Андерсон заявила: "Я считаю, что скорость, с которой король выступил с личным заявлением, заслуживает уважения. Особенно резко прозвучало его обращение, когда он назвал Эндрю Маунтбеттен-Виндзора по имени и фамилии — это стало символом катастрофического падения бывшего принца. На личном уровне король, должно быть, глубоко опустошен этим позором, особенно учитывая его борьбу с раком. Лично я рада, что покойная королева не дожила до этого позорного дня. Хотя ее и критиковали за то, что она не вмешалась раньше, давайте признаем: вся эта позорная слава — результат собственных действий Эндрю".
Это первый случай ареста члена королевской семьи за почти 380 лет. В последний раз подобное произошло в 1647 году, когда Карл I был заключен в тюрьму Оливером Кромвелем и впоследствии содержался под домашним арестом в Хэмптон-корте.
Текущие события представляют собой гораздо более серьезный кризис для королевской семьи, чем отречение от престола в 1936 году. "Акт об отречении", подписанный Эдуардом VIII в декабре того же года, ныне выставлен на выставке "Любовные письма" ("Love Letters") в Национальном архиве в Кью. Этот документ ярко иллюстрирует, как ради любви к своей будущей жене, Уоллис Симпсон — американской разведенке — Эдуард был готов отказаться от престола.
В этом последнем кризисе нет места заявлениям о любви или чести, и невозможно представить его в каком-либо позитивном свете.
Эндрю, может, и был лишен своих титулов, но он остается восьмым в очереди на престол. Технически — хотя это никогда не было бы разрешено, поскольку с 2019 года он не является работающим членом королевской семьи — он по-прежнему является государственным советником и, следовательно, формально имеет право замещать короля.
Независимо от исхода ареста Эндрю, правительству и королевскому дворцу придется отвечать на вопросы о назначении его торговым представителем. Он занимал эту должность с 2001 по 2011 год, период, во время которого, как утверждается, имели место нарушения.
Питер Хант, бывший королевский корреспондент "Би-Би-Си", сказал: "Арест восьмого в очереди на британский престол — это событие тектонического масштаба. Высокопоставленные члены королевской семьи оказались в неизведанных водах, в которых совершенно не могут ориентироваться. Им придется отвечать на вопросы об Эндрю Маунтбеттен-Виндзоре и нести ответственность, что до сих пор было для них чем-то совершенно чуждым".
Другие говорят, что монархия сможет пережить эту бурю. Сэр Вернон Богданор, автор книги "Монархия и конституция" ("The Monarchy and the Constitution") и профессор государственного управления в Королевском колледже Лондона, сказал: "Арест Эндрю Маунтбеттен-Виндзора не ставит под сомнение конституционные принципы. При этом следует проявить сочувствие к королю, королеве, принцу и принцессе Уэльским, а также к другим членам королевской семьи, которые неизменно преданно служат государству".
В четверг проявился прекрасный — хотя и ироничный — пример такой службы. Пока Эндрю находился в полицейском участке, его сестра, принцесса Анна, посетила тюрьму Лидса, чтобы встретиться с сотрудниками учреждения в качестве покровительницы благотворительной организации Butler Trust, которая продвигает передовые методы работы в исправительных заведениях.
Визит был запланирован еще несколько недель назад, и принцесса Анна добралась до Лидса на поезде после того, как ее вертолет не смог приземлиться из-за плохой погоды — знак того, что королевское шоу должно продолжаться, независимо от непогоды или заголовков в прессе.
Король и королева также присутствовали на публичных мероприятиях. "Босс" и "леди-босс", как их называют придворные, продолжали свой плотный график встреч.
На Лондонской неделе моды король Карл встретился со Стеллой Маккартни, которая порекомендовала ему встретиться с ее отцом, сэром Полом Маккартни, отметив, что "вам, ребята, стоит пообщаться".
Если отбросить шутки, ущерб, уже нанесенный институту, может быть очевиден. Пока Эндрю размышлял о своем будущем в полицейском участке, король, возможно, обдумывал, как справиться с этим кризисом.
Этой весной ему предстоит столкнуться с серьезным испытанием во время визита в Соединенные Штаты. Зададут ли американские журналисты вопросы о расследовании связей Эпштейна с Великобританией?
В этом году королевские финансы также окажутся под пристальным вниманием, поскольку депутаты комитета по государственным счетам намерены поднять вопросы о символических арендных соглашениях, подобных тем, которыми Эндрю пользовался на протяжении двух десятилетий в Роял-Лодж в Виндзоре.
Король будет действовать осторожно, чтобы не мешать полицейскому расследованию, а Букингемский дворец заявил, что готов оказывать полиции содействие по любым запросам.
Независимо от того, чем завершится ситуация с Эндрю, долгосрочные последствия для монархии — еще один аспект, к которому король должен быть готов.
Еще больше новостей в телеграм-канале ИноСМИ >>