Там, где Лариса Долина училась, 71-летняя пенсионерка из Хабаровска Мария - преподавала. Схему с возвратом квартиры после продажи якобы из-за влияния мошенников явно придумала именно она. Ведь как иначе сказать об истории, которая длится уже почти три года. В 2023 году пенсионерка продала свою квартиру Наталье (Имя изменено), а потом сказала: «Была под влиянием мошенников». Война за двушку идет по сей день, при этом пожилую женщину признали вменяемой. 12 февраля Девятый кассационный суд Владивостока принял окончательное решение - квартиру оставить пенсионерке, а деньги вернуть Наталье. Вот только есть проблема. Возвращать Мария будет по 7 тысяч рублей ежемесячно, то есть с долгом она расплатится примерно через 32 года - когда бабушке исполнится 103 года. Журналисты KP.RU поговорили с Натальей и выяснили все подробности судебных разбирательств.
ХОЧУ К ДОЧКЕ УЕХАТЬ, ВНУКОВ ВОСПИТЫВАТЬ
Эта история, на первый взгляд, полна противоречий. Ведь по материалам суда, пенсионерка якобы получила прямое направление к Наталье от мошенника. Но все оказалось далеко не так прозаично, как говорится в документах. 28 марта 2023 года Марии позвонил некий сотрудник Центрального банка России. Представился мужчина Руковым Н.В. В своем, видимо, показавшемся пенсионерке убедительным, монологе Руков сказал, что квартиру женщины якобы хотят переоформить посторонние лица. Что ж делать? Руков долго не ходил вокруг да около и предложил квартирку продать, так якобы было безопасно. Мария согласилась.
Далее со слов женщины, Руков прислал ей номер риелтора Натальи и сказал, чтобы она обратилась туда. Так она и поступила. Все дальнейшие действия были под руководством Рукова.
- Она мне позвонила 29 марта и сказала, что планирует продажу квартиры, но не знает с чего начать. Это обычная ситуация. Я предложила встретиться, оценить квартиру, посмотреть документы и наметить дальнейший план работы. Приехала к ней и спрашиваю: «Как вы меня нашли?» Она говорит: «Да, в интернете нашла». А это действительно возможно. На тот момент времени я рекламировала риелторские услуги, в том числе и в поисковой выдаче, - рассказывает KP.RU Наталья.
Квартиру риелтор осмотрела, с хозяйкой пообщалась. И мысли не возникло, что с женщиной что-то не то.
- Абсолютно адекватная, вообще никаких намеков на то, что она чего-то не понимает. Она на все вопросы отвечала четко, не мешкалась, не выдумывала, - говорит Наталья.
Риелтор, естественно, поинтересовалась причиной продажи недвижимости. На что пенсионерка уверенно заявила, что переезжает к дочери в Краснодар.
- Квартира двухкомнатная и в одной из комнат вся стена была заставлена коробками. Я у нее спрашиваю: «Вы вот уже коробки видимо собираете? Прямо намечен у вас переезд?». Она говорит: «Ну да», - продолжает рассказ Наталья. - Части документов у нее не было. Она говорит: «Судя по всему, я их куда-то уже убрала и, наверное, я их не найду». Коробок действительно было много. Я говорю: «А почему вы решили в таком возрасте переехать к дочери?» Она отвечает: «Вы знаете, у меня муж умер от ковида, и я тут совсем одна. Хочу поближе к дочери перебраться в Краснодар. У меня там внуки, буду ими заниматься».
Наталья, не один год проработавшая с людьми, в версию пенсионерки поверила. Все же логично. Зачем одной оставаться в городе, особенно в таком возрасте?
В итоге квартиру риелтор оценила примерно в 4-4,3 миллиона рублей, ведь требовался капитальный ремонт, да и вещи явно будущему хозяину больше не смогут служить. Кроме того, квартира угловая, что тоже повлияло на оценку. Но риелтор оговорилась, что оценка рекомендательная. Все это устроило Марию и женщины подписали договор.
ДЕНЬГИ ПОЛОЖИЛИ В ЯЧЕЙКУ
Со слов Марии в суде, все произошедшее было тут же доложено Рукову. Тот сказал, чтобы цену снизили до 3 миллионов рублей, а также сократили срок исполнения договора (изначально было 90 дней).
- Через некоторое время она мне перезвонила и сказала: «Я у вас на сайте увидела, что ваша компания занимается выкупом квартир. А если пойти под выкуп?» Я ей объяснила, что цена тогда будет ниже рыночной, на что получила ответ: «Мы с дочкой переговорили, мне уже так хочется поскорее переехать к ней, давайте узнаем, какая стоимость будет?» Спросила, какая стоимость ее бы устроила, и она сказала - 3 миллиона. Якобы такой суммы им с дочкой хватит, - говорит Наталья.
К слову, в тот же момент у самой Натальи был в подвешенном состоянии вопрос о покупке квартиры. Полной суммы у супругов не было, а ипотеку банк одобрял на небольшую сумму. Посоветовавшись с мужем, риелтор решила купить квартиру у Марии. Полтора миллиона у них было скоплено, а остаток взяли в три потребительских кредита.
Сделку в итоге готовили месяц - собирали недостающие документы в МФЦ, делали справку из психоневрологического диспансера. Сама сделка проходила через МФЦ, а деньги закладывались в банковскую ячейку по просьбе Марии.
- Говорила, что так будет ей проще, якобы дочка приедет ее забирать и она всю сумму отдаст, а та распорядится ей, так как планировали в дальнейшем покупать квартиру в Краснодаре. У меня не было ни малейшего опасения, никакого сигнала интуиции, хотя я работаю в этой сфере. Видимо дело в том, что таких случаев мошенничества тогда не было ни у нас в городе, ни в России, поэтому казалось, что бояться нечего. Все выглядело натурально, - добавила Наталья.
Сделка прошла, деньги переданы, а где же ключ от заветной недвижимости? Мария, получив деньги и сделав перевод на указанный Руковым счет, вдруг неожиданно поняла, что стала жертвой мошенников и побежала в полицию. Такого исхода событий Наталья попросту не ожидала.
- Мы хотели туда заселиться, остаться в одной комнате, а в другой пусть живет эта бабушка. Ничего не получилось. В тот момент я была не в состоянии вести переговоры, за меня ходил разговаривать с продавцом мой муж по доверенности. Он несколько раз предпринял попытки поговорить с ней в самом начале, но и там все шло негладко, - вспоминает Наталья.
Оказалось, что пенсионерка приврала. Дочь у нее не одна, а три - одна в Хабаровске, вторая в Москве, а третья в Краснодаре.
- Каждый раз, когда он приходил, они пытались его спровоцировать, снимали на телефон. После этого мы прекратили попытки как-то наладить контакт, - говорит Наталья.
ДАВАЙТЕ РАЗОЙДЕМСЯ МИРНО?
В мае 2023 года семья Марии подала в суд иск о признании сделки недействительной. При этом Наталья с мужем четыре раза предлагала хозяйке квартиры заключить мировое соглашение, чтобы семья вернула сумму. Со своей стороны Наталья подала иск о прекращении права пользования жилым помещением.
- Мы хотели применить право мирового соглашения, они сказали: «Нет, денег нет. И не ждите, что мы вообще вам что-нибудь заплатим». Их юрист даже заявляла мне, что я еще молодая и заработаю. Они не скрывали своей неприязни. Хотя у меня есть видео, на котором сама бабушка мне говорит, что понимает, что я ни при чем, и деньги мне вернет или освободит квартиру. Тем не менее, и ее отношение в итоге изменилось. Под воздействием ли дочерей или юриста, не знаю, - рассказывает Наталья.
В итоге суд первой инстанции решил Марию выселить и передать квартиру покупательнице. Апелляционный суд решение поддержал. Но пенсионерка не сдавалась и подала кассацию. Там решили дело пересмотреть и вернули в апелляционный суд. Почему-то во второй раз решение было принято противоположное.
- Они приняли во внимание результаты психолого-психиатрической экспертизы, сделанной в рамках уголовного дела. Но результаты были в нашу пользу. То есть бабушку признали вменяемой, она отдавала отчет своим действиям. Единственное, за что зацепились - у нее не была сформирована воля к продаже. Но этого вывода в экспертизе нет, - говорит Наталья. - Сделка проведена законно, готовились мы к ней не два-три дня, а месяц. Стоимость и условия сделки устраивали обе стороны, при этом в договоре купли-продажи был пункт о том, что «стороны заключили договор добровольно, не вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, договор не является кабальной сделкой».
Тогда кассацию подала Наталья. Но и тут все пошло не так, как хотелось бы. Заседание перенесли на месяц и попросили предоставить документы, что Мария оплачивает долг по исполнительному производству, которое началось в августе 2025 года. Хотя по статьям 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная инстанция не может принимать и оценивать новые доказательства, которые не представляли в судах первой и второй инстанций. Парадокс еще и в том, что документы Марии приняли, а вот Натальи - нет.
- Истцы как-то нашли деньги, возможно, скинулись дочери, я не знаю точно, и перечислили мне 105 тысяч, чтобы показать суду, что они платят. При этом я постоянно прихожу на встречи с судебным приставом-исполнителем. Там мне сообщили, что в начале декабря они пытались приостановить производство. А после подали заявление на сохранение прожиточного минимума, этот иск удовлетворили. Получилось так, что с февраля она мне ежемесячно будет отправлять по семь тысяч рублей. На сегодняшний день она мне должна чуть более 2,74 миллиона, - объясняет Наталья.
В итоге кассация во второй раз оставила решение без изменений. На доводы Натальи о том, что деньги взяты в кредит, ей заявили, что кредит нецелевой.
- Проигнорировали тот факт, что деньги я сняла за пару дней до сделки, что у меня на иждивении ребенок-инвалид, много факторов не приняли во внимание. Я понимаю, что у бабушки только пенсия, но у нее три взрослые обеспеченные дочери, которые могут помочь матери вернуть деньги. Но у них нет мотивации. Квартиру ей вернули, она там живет, поэтому у нее есть все причины, чтобы пойти и обанкротиться, и ничего не платить, - говорит Наталья.
Последний шанс на справедливое решение для Натальи - в Верховном суде. И сейчас адвокаты пострадавшей рассматривают возможность обратиться туда. Несмотря на то, что уже есть судебная практика по делу Долиной-Лурье, в кассационном суде риелтору и ее юристу напомнили, что в России непрецедентное право.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: