Найти в Дзене
Пряха метафор

Дар Велеса

В этой сказке описана метафора инициации, внутреннего роста и принятие своей силы. __________________________________________________________________________________________ Однажды утром Ярогнева открыла глаза с необъяснимым предчувствием. В окна избы просачивался туман и вся атмосфера была наполнена тайной. А клубок, обычно такой непоседливый, мирно дремал на теплой печи, не торопясь указывать путь. Девушка уже подумывала кликнуть Ягу да узнать у нее, как вдруг скрипнула дверь, и в избу вошла сама старуха, окутанная запахом сушеных трав и лесной сырости. — Поднимайся, Яруша! — проговорила Яга, сверкая угольками глаз — Сегодня праздник великий — Велесова ночь! Время, когда грань между Явью и Навью тонка, и предки слышат голоса живых. Надо угощение приготовить, да не простое — такое, чтобы и души усопших порадовать, и нашу лесную родню не обидеть. Кикимора с Лешим обещали заглянуть, да Водяница, если ручьи льдом не затянет. А тебе, девонька, праздник устроить надлежит — чтобы всем по
Картина автора
Картина автора

В этой сказке описана метафора инициации, внутреннего роста и принятие своей силы.

__________________________________________________________________________________________

Однажды утром Ярогнева открыла глаза с необъяснимым предчувствием. В окна избы просачивался туман и вся атмосфера была наполнена тайной. А клубок, обычно такой непоседливый, мирно дремал на теплой печи, не торопясь указывать путь. Девушка уже подумывала кликнуть Ягу да узнать у нее, как вдруг скрипнула дверь, и в избу вошла сама старуха, окутанная запахом сушеных трав и лесной сырости.

— Поднимайся, Яруша! — проговорила Яга, сверкая угольками глаз — Сегодня праздник великий — Велесова ночь! Время, когда грань между Явью и Навью тонка, и предки слышат голоса живых. Надо угощение приготовить, да не простое — такое, чтобы и души усопших порадовать, и нашу лесную родню не обидеть. Кикимора с Лешим обещали заглянуть, да Водяница, если ручьи льдом не затянет. А тебе, девонька, праздник устроить надлежит — чтобы всем по нраву пришлось!

Ярогнева задумалась. Как угодить таким разным гостям? Кикимора любит тишину да паутину, Леший — шум да пляски, а Водяница — звон струй и шепот камышей. И тогда ей в голову пришла мысль: пусть каждый покажет свои способности – и гостям интересно и ей хлопот меньше.

К вечеру изба наполнилась гостями. Кикимора, вся в серебристой дымке, заплела в углу тончайшую паутину, в которой, словно в зеркале, отражались забытые сны. Леший топнул — и за окном зашумели деревья, а из-под половиц потянулись корни, сплетаясь в причудливые узоры. Водяница же лишь улыбнулась — и вдруг по стенам заструилась вода, наполняя избу мелодичным журчанием.

Ярогнева стояла в тени за печкой, сердце ее бешено колотилось. Что если Яга и ее попросит показать себя? Какая у нее сила – за клубком гоняться, да задания бабкины исполнять.

— Выходи, красна девица! — подзадоривает Баба Яга, подмигивая. — Не прячься!

— Да что я могу? — прошептала девушка, сжимая руки. — Я ведь не ведунья вовсе.

— Каждый в этом мире что-то да может, — настаивает старуха. — Ты — моя ученица, выходит сила в тебе есть.

И тогда Ярогнева, собравшись с духом, вышла во двор, а гости украдкой потянулись вслед за ней. Над головой раскинулось темное ночное небо, усыпанное звездами. Левой рукой девушка потянула светящуюся нить месяца ясного, а правой рукой вырвала из земли дубок молодой с корнем. Оплела лунной нитью дубовый ствол и подняла его к небу, приговаривая почти шепотом:

«Как на зорьке на вечерней хаживала девица, коровушек да козочек в стада собирала, хворостиной домой подгоняла. Подгоняла, да приговаривала: Гой еси, Велес-батюшка! Тропами незримыми, путями хранимыми, ходишь ты лесом дремучим, да полем могучим - и ко мне заходи».

На мгновение воцарилась тишина. Потом ветер рванул с такой силой, что деревья застонали, листья взметнулись вихрем, а из чащи раздался тяжелый топот.

Из темноты вышел огромный медведь — шерсть его отливает серебром, а глаза светятся древним знанием. Сердце Ярогневы бешено заколотилось, ноги подогнулись, но зверь лишь тихо протянул ей лапу, приветствуя.

Девушка решительно шагнула вперед и коснулась лба зверя - там, где белело пятнышко в виде небесной звезды.

В тот же миг жар разлился по ее телу, а перед глазами промелькнуло видение: бескрайний лес, древнее капище, лики тех, кто давно ушел за грань, но чьи голоса все еще звучат в шелесте листьев. А в священном круге предков, что застыли на поляне молчаливыми изваяниями, рассеивая густую тьму, загорается яркий огонь, мерцающий за сокрытыми во Вселенной смертями,

Медведь глухо взрыкнул, развернулся и, не спеша, скрылся в чаще. Ярогнева проводила зверя взглядом, а посох дубовый, что держала в руках до сих пор, решительно вонзила в землю. И тот час дрогнула земля – из нижнего конца посоха вырвались жилы корней, разрастаясь во все стороны света, а из верхушки посоха рванулся ввысь столб света. И она поняла – земля приняла ее дар, небо услышало ее зов.

— Ну что, почуяла силу свою? — спросила Баба Яга, когда Ярогнева вернулась в избу.

Девушка молча кивнула. В груди у нее что-то новое поселилось — спокойное и могучее, как сам лес.

— Это дар Велеса, — ухмыльнулась старуха. — Теперь ты его избранница.

А за окном ветер затих, и в ночи зазвучала тихая песня, древняя и священная.