Найти в Дзене
ИА Регнум

Матери 15 детей, потерявшей сына на СВО, не дали звание «Мать‑героиня» из‑за штрафа от ГИБДД

Многодетная мать из Томской области, вырастившая 15 детей и потерявшая на СВО старшего сына, уже несколько лет пытается добиться звания «Мать‑героиня», но неизменно сталкивается с отказами из‑за «бюрократических формальностей». Региональные власти не отправляют ее документы в Москву, ссылаясь на старые административные штрафы за превышение скорости и привод в полицию ее мужа 30-летней давности. Об этом ИА Регнум рассказала жительница села Могочино Елена Заяц. Елена Заяц и ее муж — ветеран боевых действий в Чечне Александр — живут в сибирской глубинке, в Молчановском районе Томской области. Это одна из самых известных семей в регионе. Семья Заяц вырастила 15 детей: 14 родных и одного приёмного. Елена забрала из роддома брошенного мальчика, когда сама лежала там с новорожденной дочкой: увидела отказника и не смогла оставить одного. Всю жизнь женщина и ее супруг посвятили воспитанию детей, в 2023 году местная администрация выдвинула Елену Заяц на почетное звание «Мать-героиня», это высшая
Оглавление

Многодетная мать из Томской области, вырастившая 15 детей и потерявшая на СВО старшего сына, уже несколько лет пытается добиться звания «Мать‑героиня», но неизменно сталкивается с отказами из‑за «бюрократических формальностей». Региональные власти не отправляют ее документы в Москву, ссылаясь на старые административные штрафы за превышение скорости и привод в полицию ее мужа 30-летней давности. Об этом ИА Регнум рассказала жительница села Могочино Елена Заяц.

   Семья Заяц / Источник: © Фото из личного архива
Семья Заяц / Источник: © Фото из личного архива

Елена Заяц и ее муж — ветеран боевых действий в Чечне Александр — живут в сибирской глубинке, в Молчановском районе Томской области. Это одна из самых известных семей в регионе. Семья Заяц вырастила 15 детей: 14 родных и одного приёмного. Елена забрала из роддома брошенного мальчика, когда сама лежала там с новорожденной дочкой: увидела отказника и не смогла оставить одного.

Всю жизнь женщина и ее супруг посвятили воспитанию детей, в 2023 году местная администрация выдвинула Елену Заяц на почетное звание «Мать-героиня», это высшая награда в РФ для женщин, которые воспитывают десять и более детей. Женщина собрала все документы, характеристики на каждого члена семьи, грамоты и благодарности, но получила отказ из-за «несоответствия критериям».

   Елена и Александр / Источник: © Фото из личного архива
Елена и Александр / Источник: © Фото из личного архива

«Мне отказали, потому что у меня штраф за превышение скорости, а мужа 30 лет назад хотели привлечь за кражу бензина, дело было прекращено, никаких судимостей ни у кого из нас нет. Но на награду меня из-за этого выдвинуть не могут. Неужели такие мелочи могут перечеркнуть, что я 15 детей вырастила, сына потеряла на СВО. У меня вся жизнь в детях прошла, сейчас еще и во внуках. Это такой труд, неужели его можно вот так проигнорировать из-за штрафа. Я ничего не делала против закона, я ращу своих детей, сплю по 3-4 часа в сутки», — возмутилась Елена Заяц

«Для нас каждый ребенок желанный. Это наша радость»

Семья Заяц живет своим трудом, держит коров, занимается сельским хозяйством. Дети в семье, по словам Елены, «пусть не отличники, но все труженики»: помогают по хозяйству, присматривают за младшими, занимаются спортом вместе с отцом. Сейчас в доме живут десять несовершеннолетних, семеро — школьники, двое — посещают детский сад. Самому младшему сыну четыре года. Старшие дети уже обзавелись семьями: 21‑летняя Дарья стала мамой четверых детей и одновременно учится, закрывает сессии и получает уже второй педагогический диплом — воспитателя и учителя начальных классов. Дети для родителей — источник гордости, но в некоторых случаях она смешана с болью. Двух сыновей они потеряли, 15-летний Александр погиб в 2017 году в результате несчастного случая, а 27-летний Михаил в 2024 году отдал жизнь, защищая родину на СВО.

Семью хорошо знают и в районе, и в области. В характеристике администрации Могочинского сельского поселения говорится, что семья Заяц — «большая, крепкая и необычайно дружная семья», где дети с ранних лет приучены к труду, а старшие заботятся о младших. Родители активно участвуют в школьной жизни, постоянно на связи с учителями. Сыновья и дочери посещают спортивные секции, в том числе самбо, что, как отмечают педагоги, воспитывает в них дисциплину и волю.

Прихожане Свято‑Никольского монастыря в Могочине регулярно видят Елену и Александра с детьми не только на богослужениях, но и на стройке. Семья Заяц вместе с детьми активно участвует в жизни прихода, работах при храме, строительстве и ремонте.

   Семья Заяц / Источник: © Фото из личного архива
Семья Заяц / Источник: © Фото из личного архива

В декабре 2022 года за многолетний труд по воспитанию детей семья была удостоена региональной награды «Родительская доблесть», которую вручил губернатор Томской области Владимир Мазур.

«Отметить одну из самых больших семей Томской области я считаю правильным. Знаю, сколько внимания вы уделяете воспитанию детей, с детства приучаете их к труду», — сказал тогда глава региона.

В ноябре 2023 года Елене присвоили и общественную награду — звание «Мать‑героиня» от «Союза женских сил» в Москве. Но государственное звание, учрежденное указом президента и дающее федеральные выплаты, многодетная мать так и не получила.

Звание «Мать-героиня» было установлено в 2022 году указом президента для присвоения матерям, родившим и воспитавшим десять и более детей. У женщины, претендующей на звание «Мать-героиня», должно быть минимум десять детей. Усыновленных тоже учитывают. Чтобы получить звание, нужно соблюсти ряд условий. Все члены семьи должны быть гражданами РФ, младшему ребенку на момент подачи документов должно быть больше одного года. На момент получения награды все дети должны быть живы. Но есть исключение: учитываются дети, погибшие или пропавшие без вести при защите страны, в терактах, ЧС, умершие в результате ранений в перечисленных ситуациях или из-за трудового увечья либо профессионального заболевания. Семья должна характеризоваться как социально ответственная. Это понятие в законе четко не определено, что дает возможность широко и по своему усмотрению трактовать его представителям специальных советов, осуществляющих отбор кандидатур на звание «Мать-героиня». «Номинанток» по закону может быть одна-две от региона в год, сначала кандидатуру на это звание одобряют на региональном уровне и лишь после этого ее «досье» отправляют в Москву для утверждения.

В случае присвоения звания многодетная мама получает знак особого отличия — орден «Мать-героиня». Он представляет собой звезду из золота с бриллиантом и эмалью. Также ей положено единоразовое денежное поощрение — 1 000 000 рублей. Закон дает право региональным властям устанавливать дополнительные льготы для матерей, получивших это звание.

«Моя честь — перед Богом и перед моими детьми»

«Я никогда не гналась за наградами, никогда ни к чему подобному не стремилась. Моя честь — перед Богом и перед моими детьми. А награды и слава мне не были интересны, я всегда всё делала по любви, к детям своим. А им нужны достойные условия, и мой долг им это обеспечить, чтобы они ни в чем не нуждались», — рассказала женщина.

Елена объясняет, что впервые задумалась о подаче документов на «Мать‑героиню», когда родила 13-го ребёнка. Семья тогда жила в доме площадью чуть больше 70 квадратных метров. Деньги на пристройку и строительство нового помещения собирали «всем миром», по знакомым и благотворителям, но стройка продвигалась тяжело. Узнав о том, что звание «Мать‑героиня» предполагает миллионную выплату на улучшение жилищных условий, Елена решила, что эти средства помогли бы довести дом до ума.

   Семья Заяц / Источник: © Фото из личного архива
Семья Заяц / Источник: © Фото из личного архива

Первым условием было получение награды «Родительская доблесть», его Елена выполнила и даже подумывала на этом остановиться, но заручилась благословением от своей духовной наставницы.

«У меня есть монахиня-матушка Гавриила, она прозорливая. Я попала к ней, когда в Сергиевом Посаде была. Она мне сказала: «с Богом вперед и не останавливаться», — поделилась Елена.

В 2023 году, уже после получения «Родительской доблести», Елена вновь собрала документы — теперь уже на федеральное звание «Мать‑героиня». В это время она узнала, что ждет пятнадцатого ребенка.

«Для меня каждый ребенок — любимый, желанный. Но из-за нервов я его потеряла, 21 июня 2023 года мне официально отказали в представлении к званию «Мать‑героиня». Через несколько дней, 27 июня, с сильнейшим кровотечением меня увезли в районную больницу. Беременность прервалась, я потеряла много крови и, как врачи сказали, была на грани жизни и смерти», — поделилась женщина.

   Семья Заяц / Источник: © Фото из личного архива
Семья Заяц / Источник: © Фото из личного архива

По словам Елены, тот период она до сих пор переживает тяжело, теперь он связан для нее с потерей двух детей: нерожденного 15-го и первенца Михаила, погибшего на СВО.

«Во время подачи документов в телефонном разговоре одна из сотрудниц администрации задала вопрос, который до сих пор вспоминается как нож в сердце: «Почему ваш сын не служил в армии?» Речь шла о Михаиле — старшем сыне, который к тому моменту еще не ушел по контракту на СВО. Теперь, когда он погиб, я вспоминаю об этом как о какой-то очень злой шутке судьбы», — объяснила женщина.

«Мама, молись за меня»

Старший сын Елены Михаил с детства мечтал служить в армии, но в 15 лет он попал в аварию и получил тяжелые травмы. Кость в ноге пришлось собирать с помощью металлической пластины, из-за этого военкомат признал его негодным. Парень даже пытался обмануть врачей: принес в комиссию рентгеновский снимок ноги друга, надеясь, что его всё же возьмут.

«Над ним посмеялись: «Ты герой, Миша, но мы тебя не возьмем», — рассказала мать.

После начала СВО Михаил, несмотря на отсутствие опыта службы в армии, решил идти на фронт. В 2024 году он подписал контракт и ушел на СВО в качестве старшего огнеметчика огнеметного отделения штурмовой роты мотострелкового батальона. Мама поддержала решение сына, но очень сильно за него переживала. Они часто общались, когда у Михаила появлялась связь. В один из последних разговоров Елена поделилась с сыном сомнениями по поводу подачи документов на награду. Михаил ее поддержал и просил не сдаваться.

   Боевые награды Михаила / Источник: © Фото из личного архива
Боевые награды Михаила / Источник: © Фото из личного архива

«Он сказал: «Мам, подавай еще раз, тебя наградят». Это был один из последних разговоров. Он просил молиться за него, когда уходил на задание», — вспоминает Елена.

8 сентября 2024 года ее сын погиб при выполнении боевой задачи в зоне боевых действий в районе населенного пункта Крутой Яр на андреевском направлении. Ему было 27 лет. У Михаила осталась дочь.

После гибели сына Елена снова обратилась за званием, потому что пообещала сыну идти до конца. Часть документов она подала через суд с помощью адвоката. Первый процесс, по ее словам, закончился фактическим отказом, и женщина почувствовала, что шансов у нее нет. Позже к делу подключился другой юрист из Москвы. Теперь Елена оспаривает отказ администрации с его помощью.

Бюрократические формальности в качестве причины отказа

В ответах региональных властей, с которыми ознакомилась многодетная мать, перечислены основания для отказа: два административных штрафа самой Елены (за превышение скорости), давнее привлечение мужа к ответственности «за украденный бензин» почти 30 лет назад, а также эпизод с дракой, в которую в молодости попал Михаил.

    / Источник: © Фото из личного архива
/ Источник: © Фото из личного архива

«Это бюрократические мелочи, которые остались в базах, и никому нет дела до их сути. Но разве такое вообще можно воспринимать всерьез? Мужу было на тот момент 16 лет, еще до нашего знакомства, он просто оказался не в то время и не в том месте. Его подозревали в краже бензина из машины. Дело дальше не пошло, его быстро закрыли, ни судимости, ни вопросов к мужу потом у правоохранительных органов не было», — объяснила женщина.

Елена рассказала и историю сына, который в 17 лет попал в поле зрения полиции после того, как пытался защитить себя и друга от ребят постарше.

«Мишу в 17 лет с братом сильно избили взрослые парни, среди них был 23-летний физрук из местной школы. Он испугался, что потеряет работу из-за участия в драке, и написал заявление на подростков, которые после их побоев в больнице лежали. Дело закрыли по примирению сторон, но в базе МВД оно так и осталось. И теперь всё это используют против меня», — рассказывает Елена.

«Укор за отказ от ребенка»

Отдельной строкой чиновники указали и историю с приемным сыном Елены: тем самым мальчиком, которого она когда‑то забрала из роддома. С возрастом у него проявилось тяжелое поведенческое расстройство, он начал проявлять агрессию к другим детям. После обследований врачебная комиссия рекомендовала перевести ребенка в специализированное учреждение, чтобы защитить и его самого, и окружающих. При оформлении в интернат опекунство формально переходит к медучреждению. Но чиновниками это было поставлено в вину матери.

«Я этого мальчика любила как родного, но когда врачи сказали, что он может навредить другим детям, что нужен специальный интернат, я подчинилась. А теперь это выставляют, как будто я отказалась от ребенка», — говорит она.

   Семья Заяц / Источник: © Фото из личного архива
Семья Заяц / Источник: © Фото из личного архива

Ссылаясь на эти причины, Совет при губернаторе, рассмотрев ходатайство о присвоении звания «Мать‑героиня» в отношении трех женщин, не поддержал кандидатуру Елены Заяц. Документы вернули обратно в район. Женщине разъяснили, что в случае повторного поступления наградных материалов они снова будут «рассмотрены в установленном порядке», но, по словам Елены, намекнули, что больше на награду подаваться не надо.

«Главный критерий — дети и их благополучие»

Сама Елена настаивает, что важнейшие критерии, о которых говорится в положении о звании «Мать-героиня», — это дети, граждане России, социально ответственная семья, должный уровень заботы о здоровье, образовании, духовном развитии — полностью соответствуют ее семье.

«У меня муж — ветеран боевых действий. Один сын отслужил в Армении год, другой сейчас учится, готовится в армию. Старший погиб на СВО, защищая родину. Дочь с четырьмя детьми учится на учителя. Дети‑труженики, в школе, в саду, в секциях. Где здесь основание лишать нас награды?» — спрашивает она.

По словам многодетной матери, в этой истории ее больше всего ранит не столько сам отказ, сколько ощущение несправедливости:

«Они говорят про какие‑то старые штрафы, про то, что сын в армии не служил, хотя ему пластину в ногу поставили, а теперь он герой, погибший за Родину. А то, что я 24 часа в сутки с детьми, что у меня пять внучек, что дети служат и собираются служить России — это как будто ничего не значит», — возмутилась женщина.

Сейчас Елена продолжает судиться за право на звание. А в Могочине большая семья Заяц живет по‑прежнему: дети ходят в школу и детский сад, старшие помогают по хозяйству, вся родня посещает храм и трудится в монастыре, а в доме поминают Михаила и Александра и ждут, что когда‑нибудь их мать всё‑таки официально назовут героиней.

Еще больше информации в канале «Регнум» в мессенджере МАХ.