Мнение обозревателя «СЭ» об итогах женского турнира на Играх-2026.
Зимние Олимпийские игры-2026. Фигурное катание. Женщины. Произвольная программа. Итоги
1. Алиса Лю (США) — 226.79
2. Каори Сакамото (Япония) — 224.90
3. Ами Накаи (Япония) — 219.16
4. Моне Чиба (Япония) — 217.88
5. Эмбер Гленн (США) — 214.91
6. Аделия Петросян (Россия) — 214.53
Заранее извините меня за вступление — может получиться патетически-пафосным, потому что писал я его почти сразу после падения Аделии и ее пронизывающих слов в диктофоны в микст-зоне. Постараюсь ограничить пафос парой абзацев, чтобы потом перейти к разбору по делу.
Наверное, главное, что стоит ценить по итогам этой Олимпиады, — забытое чувство единения огромного числа людей по всей стране и боления за своих на большом старте. Когда я читал комментарии под этим постом, где-то внутри боролись мурашки со слезами. И уже за это двум нашим олимпийцам-фигуристам, а также Никите Филиппову и вообще всем участникам этих Игр из России стоит сказать спасибо.
Как показала наша с вами жизнь, это чувство может стать редким, его могут отбирать разные люди — поэтому его надо ценить и беречь. Другое дело, что не всегда происходит единение через положительные эмоции. На каждую Россию — Голландию на ЧЕ-2008 и Россию — Испанию на ЧМ-2018 есть Португалия — Россия в отборе ЧМ-2006 или хоккей в Ванкувере-2010. Для фигурного катания прокаты в ночь на пятницу схожи по масштабу эмоционального выхлопа.
Не знаю, насколько сильно вы болеете за наших на Олимпиаде или за фигурное катание, но в том или ином виде на медаль Аделии Петросян надеялись примерно все. А крушение надежд — чувство неприятное, даже меланхоличное. Особенно когда четыре года изоляции концентрируются в десятые доли секунды и один четверной прыжок — а потом разбиваются о лед. Но в этом умении спрессовать мгновения и прелесть спорта как непредсказуемого зрелища.
Гуменник и его судейство заставили российских болельщиков взбеситься — в случае с Петросян послевкусие другое. Но вопросы по ее выступлению остаются.
1. Место и результат отражает реальность?
Судьи явно отнеслись к Аделии лояльно. Гораздо лояльнее, чем к Петру Гуменнику. Казахстанская судья поставила россиянку в произвольной программе на... первое место.
После восьми лет работы в фигурном катании мне до сих пор не хочется глубоко погружаться в то, как за кулисами работает эта судейская система. Можно вынырнуть сильно испачканным или вообще не вынырнуть. Но с позиции стороннего наблюдателя сложно не прийти к мысли, что судьи готовы были принять Россию как фаворита в женском катании (и ставить оценки в соответствии с пресловутым рейтингом) и не были готовы воспринимать Россию как участника распределения медалей у мужчин.
Причины этого остается домысливать. Могло быть так, что наша федерация фигурного катания больше «вложилась» в дипломатическую работу по Петросян, чем по Гуменнику? Не уверен. Просто сработал бренд штаба Тутберидзе? Или, скорее, повезло с судейской бригадой у женщин, чем у мужчин? Возможно, всего понемногу.
2) Шестое место — это фиаско?
Нет. Конечно, с учетом истории выступления наших одиночниц в последние 12 лет Россия была вправе надеяться здесь на золото или как минимум на медали. Тогда имеют место нереализованные ожидания и неудача. Но не более того. Вряд ли можно вешать собак на Аделию и говорить о ее личной вине.
Петросян не имела доступа к международным турнирам, была выбрана год назад, и весь год несла на себе груз первого и единственного номера сборной. Аделия попала в череду травм, а условия не позволяли ей стать чемпионкой мира или Европы, чтобы хоть как-то удовлетворить свои амбиции. Как бы глупо ни звучало, ей не повезло родиться в июне 2007 года, а не в июне 2008-го — тогда бы она наверняка в Милане вышла на пике карьеры.
3) Нужно ли было идти на второй четверной?
Задним умом все сильны. Петросян подходила к турниру не в лучшей форме — ее четверные не отличались надежностью, и их не было пять штук, чтобы перекрыть одну ошибку четырьмя другими. К сожалению, у России был только один представитель на Олимпийских играх, его нужно было выбрать по спортивным меркам очень давно, и он был выбран правильно. Хотя Аделия в микст-зоне сказала, что после Нового года поменяла бы некоторые вещи в подготовке. Но в эти дебри мы не полезем.
По итогам произвольной программы вопроса два: можно ли было не делать четверных и стоило ли делать второй прыжок после падения с первого?
Если бы Петросян откатала чистую программу с тройными прыжками, как на отборе в Пекине, она бы взяла на несколько баллов больше — как раз на грани бронзы. Не было бы дедакшна за падение — это +1 балл. Вместо недокрученного четверного тулупа, стоившего 3,80, появился бы двойной аксель (база 3,30 + примерно 1 балл за исполнение). Короче, в технике отыгрыш составил бы 1,5 балла в лучшем случае (пришлось бы заменить двойной аксель из бонусной зоны). Чуть-чуть бы выросли компоненты. Сказать, что такой прокат должен был встать выше программы с тройным акселем Ами Накаи — значит пойти против принципов самой Тутберидзе, которая всегда подчеркивала роль прыжков ультра-си.
Нужно ли было идти на второй четверной? Для этого необходим характер из особой стали, и, наверное, никто лучше самой Аделии не принял бы решение за нее. Еще одна ошибка привела бы к серьезной потере в оценке — как сказала фигуристка в ответ на вопрос «СЭ», «есть разница между шестым и двадцатым местом». Но в моем предложении пойти ва-банк было лукавство — я уже знал результаты турнира, а Аделия на момент проката — нет. Она близко к идеалу исполнила остальные элементы. Одна ошибка Накаи, повыше компоненты и обгон Гленн — тогда все могло закрутиться по-другому. Поэтому опять же решение об одном четверном имело под собой основания.
В любом случае душа не позволяет назвать путь Петросян на Олимпиаде поражением. Одним из главных ее слов в микст-зоне было «опыт». Да, удобное слово в моменты безмедалья — мол, в следующий раз получится. В отличие от лыжников, тут следующий раз не через четыре дня, а через четыре года. Но, во-первых, у Аделии впереди длинная жизнь — и необязательно только спортивная. Во-вторых, заявить о себе российским фигуристам в Милане удалось — и медийно, и результатами. Нам очень нужен опыт международных соревнований, чтобы из опыта все перешло в нормальное состояние. Как послы России в первой за годы командировке Петросян и Гуменник справились.
Все трансляции Олимпиады-2026 доступны в онлайн-кинотеатре Okko.
Дмитрий Кузнецов, «Спорт-Экспресс»