Суд Сеула поставил точку в самом громком политическом процессе десятилетия — бывший президент Республики Корея Юн Сок Ёль признан виновным в руководстве мятежом. Несмотря на требования прокуратуры приговорить политика к смертной казни, суд остановился на пожизненном заключении. Юн Сок Ёль стал уже пятым осужденным лидером в новейшей истории страны. Эксперты считают, что это акт «правосудия победителей». При этом такая нестабильность в верхах власти почти не влияет на внешнеполитический курс и экономическую устойчивость республики. О том, почему экс-лидеры Южной Кореи так часто попадают за решетку, — в материале «Известий».
Приговор бывшему президенту Южной Кореи
19 февраля 2026 года Центральный окружной суд Сеула признал экс-президента Республики Корея Юн Сок Ёля виновным в руководстве мятежом из-за его попытки ввести военное положение 3 декабря 2024-го. Прокуратура просила смертную казнь, но суд остановился на пожизненном сроке.
Он счел, что действия Юна и его окружения выходили за рамки президентских полномочий и были направлены на паралич государственных институтов. Тогда, в декабре 2024 года, президент задействовал военных и полицию, чтобы сорвать работу парламента и не дать депутатам отменить введенный им режим военного положения.
Судебное решение затронуло и ключевых фигур его администрации, которые также получили внушительные сроки. Бывший министр обороны Ким Ён Хён был приговорен к 30 годам заключения, экс-премьер-министр Хан Док Су получил 23 года, а бывший глава МВД Ли Сан Мин проведет за решеткой семь лет за свою роль в событиях той ночи.
Стоит отметить, что приговор по делу о мятеже стал для Юна не единственным: еще 16 января 2026 года тот же суд назначил ему пять лет лишения свободы по другому делу, связанному с событиями, произошедшими после 3 декабря. Тогда политику инкриминировали воспрепятствование попыткам задержания, подделку документов и грубые процедурные нарушения. Кроме того, следствие выдвигало обвинения в попытке спровоцировать военный конфликт с КНДР ради создания предлога для введения военного положения, включая приказ о нанесении удара беспилотником по Пхеньяну в октябре 2024 года.
Причиной мятежа стал затяжной конфликт между президентом и Ассамблеей, обострившийся после выборов апреля 2024 года, когда оппозиция получила почти две трети мест. Юн Сок Ёль жаловался на «парламентскую тиранию» и блокировку бюджета, в то время как оппозиция давила на него из-за законопроектов о спецпрокуроре для расследования обвинений в адрес первой леди. Когда за неделю до кризиса оппозиция провела через комитет значительное сокращение правительственных расходов, администрация сочла это объявлением войны.
Как происходящее в РК влияет на ее политику
На отношения с КНДР нынешний кризис не повлиял. Внутренняя политика Юга не пересекается с двусторонними отношениями с Севером, заявил «Известиям» ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований ИКСА РАН Константин Асмолов. С 2023 года КНДР окончательно отказалась от парадигмы объединения, закрепив существование двух враждебных государств.
— На Корейском полуострове существуют два враждебных государства, и КНДР не желает общаться с Югом вне зависимости от того, кто у власти: консерваторы, которых она считает открытыми врагами, или демократы, которые, по её трактовке, хотят того же, но «маскируют это лицемерием», — отметил эксперт.
Кризисы правительства не оказывают прямого влияния на экономику и внешнюю политику страны, считает ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований ИКСА РАН Людмила Захарова. Проблемы с экономическим ростом в Южной Корее связаны с другими процессами. Например, демографическими проблемами, особенностями рынка труда, а также долговой и жилищной нагрузкой.
— Это громкое внутриполитическое дело. Да, в современный период это первый случай, когда бывшего президента так жестко приговаривают по такому сюжету. Но и раньше были случаи, когда бывшим президентам выносили очень серьезные приговоры, в том числе на большие сроки, по коррупционным обвинениям. Поэтому я бы не стала искать связь приговора с экономикой или внешней политикой, — отметила эксперт.
Вместе с тем, несмотря на отсутствие внешних последствий, для внутренней политики Южной Кореи действия президента стали знаковым событием по многим причинам.
Проблема с коррупцией в Южной Корее
В отличие от прошлых эпизодов, когда в стране вводилось военное положение, на этот раз обошлось без жертв, подчеркнул Асмолов. И не исключено, что именно этот фактор позволил бывшему лидеру избежать смертной казни.
Так или иначе Юн Сок Ёль стал очередным лидером Южной Кореи, чья карьера завершилась тюремным сроком. С момента перехода к демократии в конце 1980-х страна живет в условиях специфического «президентского проклятия». Модель одного пятилетнего срока без права переизбрания задумывалась как механизм защиты от диктатуры, но в итоге создала жесткую цикличность, при которой каждый президент быстро превращается в «хромую утку», а новая администрация неминуемо инициирует расследования против предшественника.
Исторический список осужденных лидеров впечатляет: во второй половине 1990-х за решетку отправились Чон Ду Хван и Ро Тхэ У. Позже по коррупционным делам проходили и другие руководители. Экс-президент Но Му Хён покончил с собой в 2009 году на фоне антикоррупционного расследования, Ли Мён Бак в 2018-м получил 15 лет тюрьмы и был помилован лишь в 2022-м. Бывшая глава государства Пак Кын Хе после импичмента 2017 года также была осуждена на 20 лет, однако вышла на свободу в 2021-м.
Пожизненный приговор Юн Сок Ёлю стал новой главой в этой бесконечной хронике борьбы за власть и правосудие в Сеуле. То, что значительная часть президентов сидела в тюрьме, и часто за коррупцию, — это определенная деталь политической культуры, подчеркнул Константин Асмолов.
— И это не столько борьба с коррупцией, сколько борьба за коррупцию. Тот, кто приходит к власти и объявляет кампанию по борьбе с коррупцией и «социальным злом», затем сам оказывается фигурантом коррупционных скандалов — иногда более заметных, чем у тех, с кем он боролся, — отметил эксперт.
Юна в свое время избрали именно как генерального прокурора, известного борьбой с коррупцией. Но его недостатки как непрофессионального политика в итоге перевесили и привели к попытке ввести военное положение, заключил эксперт.