Найти в Дзене
Международная панорама

Европейский кошмар

В этом году Мюнхенская конференция по безопасности привлекла к себе особенно большое внимание общественности. В конце концов, борьба между капиталистическими центрами разгорелась в полную силу, и Мюнхенская конференция служит своего рода сейсмографом. Внутренний империалистический конфликт между США и ЕС, в частности, открыто ведется в Мюнхене уже много лет, с тех пор как администрация Трампа во второй раз пришла к власти. Кульминацией прошлого года стало выступление вице-президента США Вэнса, в котором он обвинил государства-члены ЕС в ограничении свободы выражения мнений и разрешении массовой иммиграции. Во многих кругах это выступление тогда было названо «указом о разводе» между США и ЕС. В этом году госсекретарь США Рубио приехал в Мюнхен от имени администрации. Его речь была более примирительной по тону, чем речь Вэнса годом ранее. Однако по сути он отстаивал ту же правоконсервативную программу администрации Трампа, выступая против массовой миграции и климатической политики, и изл
Оглавление

Внесудебные санкции, лишающие людей всех прав без предъявления обвинений, усиливаются. Пока что сопротивление им практически не встречалось. На конференции по безопасности открыто разыгрался внутренний империалистический конфликт между США и ЕС, пишет известный немецкий левый журналист Петер Новак.

В этом году Мюнхенская конференция по безопасности привлекла к себе особенно большое внимание общественности. В конце концов, борьба между капиталистическими центрами разгорелась в полную силу, и Мюнхенская конференция служит своего рода сейсмографом. Внутренний империалистический конфликт между США и ЕС, в частности, открыто ведется в Мюнхене уже много лет, с тех пор как администрация Трампа во второй раз пришла к власти. Кульминацией прошлого года стало выступление вице-президента США Вэнса, в котором он обвинил государства-члены ЕС в ограничении свободы выражения мнений и разрешении массовой иммиграции. Во многих кругах это выступление тогда было названо «указом о разводе» между США и ЕС.

В этом году госсекретарь США Рубио приехал в Мюнхен от имени администрации. Его речь была более примирительной по тону, чем речь Вэнса годом ранее. Однако по сути он отстаивал ту же правоконсервативную программу администрации Трампа, выступая против массовой миграции и климатической политики, и излагая политику, давно поддерживаемую консерваторами всех партий. В результате среди них сразу же раздался вздох облегчения. В конце концов, в Мюнхене Рубио предложил своей аудитории возможность начать совместный проект с США по обновлению Запада.

Загадочное исчезновение Путина: киевский главнюк утверждает, что у него «осталось немного времени»

Авторитарные державы сотрудничают и воюют друг с другом

Придет ли теперь великое примирение между США и ЕС? Конечно, нет, и это даже не в первую очередь потому, что Трамп, как ожидается, останется в Белом доме еще на три года. Хотя его политический стиль может быть своеобразным, его администрация не является причиной отчуждения между США и ЕС. Скорее, это внутрикапиталистическая конкуренция, которая преобладает во всем мире после поражения предполагаемой номинальной социалистической альтернативной системы.

Мир вновь разделён на враждующие и конкурирующие капиталистические державы. Поэтому выступления Вэнса в прошлом году и Рубио в этом году на Мюнхенской конференции — две стороны одной медали. Предполагаемое разделение между ЕС, который сейчас защищает свои ценности даже от США, и остальным миром является частью постоянной пропаганды, распространяемой всеми капиталистическими державами для обеспечения повиновения. Никто не идёт на войну внутри капитализма ради простой прибыли. Для этого всегда требуются лицемерные слова вроде «Бог», «семья», «нация», «отечество» или какие-либо другие подобные ценности. Тот факт, что война больше не просто метафора, а реально готовится между различными державами, демонстрируется ежедневными тренировками по ведению боевых действий.

Рубио несёт ответственность за тотальную блокаду Кубы

Мюнхенская конференция позволила заглянуть за этот пропагандистский туман. Она показала, что действовали только авторитарные державы, иногда сотрудничавшие, а иногда сражавшиеся друг с другом во внутренней капиталистической борьбе. Это стало очевидным из того факта, что почти никто не помнил, что Рубио несёт основную ответственность за тотальную блокаду Кубы, которая практически парализовала жизнь на острове. Кубу наказывают за то, что она более 60 лет осмеливалась проводить некапиталистическую политику на американском континенте.

Социализм, конечно, невозможен на острове, но сама попытка построить более справедливое общество, которая вдохновляла миллионы людей по всей Америке на протяжении многих лет, будет искоренена таким образом. Тот факт, что подавляющее большинство в Генеральной Ассамблее ООН годами выступало против кубинского эмбарго, не интересовал ни США, ни большинство присутствующих на Мюнхенской конференции. Не интересовал и тех, кто так часто говорит о мировом порядке, основанном на правилах. Для них важны только правила, поддерживающие капитализм. Они жалуются только тогда, когда одна сторона оказывается в выигрыше во внутренней капиталистической борьбе за соблюдение правил.

ЕС и США — общие колониальные корни

Они также не возражали против того, чтобы Рубио прославлял европейское завоевание американского континента и объявлял это общей историей США и ЕС. Именно такой европейский колониализм привел к массовым убийствам коренного населения стран Глобального Юга. Наследники колонизаторов до сих пор отмечают этот день 12 октября как День Колумба, потому что европейские завоеватели отплыли из испанского порта 12 октября 1492 года.

Выступление Рубио в Мюнхене и все, кто ему аплодировал, вписали себя в эту традицию. Однако на протяжении десятилетий жители стран Глобального Юга рассматривали 12 октября как начало грабежа и порабощения. Мюнхенская встреча также стала объявлением войны этим людям и движениям. Стало ясно, что, несмотря на все внутренние разногласия, капиталистические державы едины в борьбе против движений в странах Глобального Юга, бросающих вызов их власти.

Репрессии в США и ЕС

Для тех, кто поддерживает эмансипацию, нет никаких оснований занимать чью-либо сторону в этом зале ужасов, собравшемся в Мюнхене. Все представители правительства, собравшиеся здесь, ограничивают демократические права и действуют репрессивно против любых проявлений оппозиции.

Внутренние конфликты в капитализме приводят к тому, что ограничения демократии, введенные США, сейчас подвергаются более интенсивной критике в Германии не только со стороны небольших левых групп, но и со стороны части либеральных СМИ. В некоторых случаях быстро звучат обвинения США в фашизме, что до 1980-х годов было характерно лишь для небольшой левой сцены. Тогда немецкая элита поддерживала США и защищала их внутреннюю и внешнюю политику, какой бы кровавой она ни была. Свобода Германии защищалась во Вьетнаме, и когда по приказу полиции США сжигали труды левого теоретика Вильгельма Райха или расстреливали студентов-демонстрантов в кампусе Кентского университета, правящий класс Западной Германии не реагировал на это.

В ходе внутреннего капиталистического конфликта ситуация изменилась. Сегодня даже некоторые либеральные СМИ пишут о фашизме в США при Трампе. Однако это так же неверно, как и аналогичные лозунги внепарламентских левых почти 60 лет назад. На повестке дня в США и ЕС стоит не фашизм, а авторитарный капитализм.

Внесудебные санкции в ЕС

ЕС, который любит прославлять себя как оплот демократических ценностей и даже пользуется поддержкой части левых социальных сил, уже несколько лет прибегает к инструментам, подрывающим основы верховенства права, как описывает историк и публицист Ханнес Хофбауэр в своей последней книге «Лишенные всех прав. От внесудебных санкций ЕС к авторитарному государству».

Отличительной чертой этих санкций является то, что они налагаются на отдельных лиц и организации, которым никогда не предъявлялись обвинения, которые никогда не представали перед судом и не могли защитить себя. Часто оправданием служит простое утверждение, что эти лица или организации распространяют российскую пропаганду. Хофбауэр отмечает, что первоначально в эти черные списки попадали российские олигархи, но затем все чаще — граждане США, а также из Африки. Последним пополнением в этих списках стал швейцарский аналитик Жак Бод. Его обвиняют в том, что он регулярно выступает в качестве гостя на российских телепрограммах.

Объявлены вне закона и отлучены от церкви

Подвергнутые санкциям лица оказываются в ситуации, которую по старинке можно описать как остракизм и запрет. Они больше не имеют доступа к своим счетам, им запрещено вести бизнес и путешествовать. На практике им приходится обращаться за срочно необходимыми средствами для выживания. Этот инструмент, как справедливо отмечает Хофбауэр, представляет собой форму превентивного военного положения. К лицам, подвергшимся остракизму, относятся так, как если бы они имели контакты со страной, с которой ЕС находится в состоянии войны.

Учитывая политически мотивированную готовность Германии и других государств ЕС к войне, существует риск увеличения числа лиц, подвергающихся остракизму и запретам. В ряде случаев заявленной причиной санкций является то, что подвергшиеся остракизму лица говорили о нацистах на Украине и, таким образом, поддерживали российские нарративы. Однако даже средства массовой информации, которые отнюдь не являются пророссийскими, такие как газета «ТАЗ», сообщают о нацистах на Украине и растущем влиянии различных правых групп. Тем не менее, особенно в Германии, такие основанные на фактах заявления изображаются как близкие к российской пропаганде, отчасти для того, чтобы скрыть старые германо-украинские связи. Ведь между националистическими силами на Украине и нацистами в период с 1941 по 1945 год уже существовало не совсем бесспорное сотрудничество. Они были едины в своей борьбе против Советов и евреев. Когда более чем через 80 лет вновь отмечается тесное германо-украинское сотрудничество против России, эта память считается деструктивной и потому безжалостно клеймится и подвергается санкциям как российская пропаганда.

Почему бы не усилить сопротивление?

В своей книге Хофбауэр также поднимает вопрос: почему нет большего сопротивления санкциям, которые порочат все принципы верховенства права? Почему не обращается внимания на противоречие, заключающееся в том, что политики ЕС, которые так много говорят о демократии, подвергают остракизму и отлучают от общества людей, которые даже не могут защитить себя в рамках верховенства права?

Одна из причин заключается в том, что, как всегда в довоенные времена, часть населения поддерживает политику власть имущих. Образ России как врага имеет давнюю традицию в Германии, восходящую ко временам пангерманского движения перед Первой мировой войной. В 1970-х годах был короткий период, когда более значительные слои населения осознавали преступления, совершенные немцами в лице СС, СА и вермахта в Советском Союзе. Но это длилось недолго. Чем больше германский империализм возрождался, тем больше Россия снова становилась врагом. Тогда остается лишь небольшой шаг до борьбы с внутренним врагом. Именно здесь вступают в игру санкционные списки ЕС и поддерживаемая государством теория заговора о российской инфильтрации. Это стало очевидным недавно в Мюнхене, где также прошли демонстрации против Мюнхенской конференции по безопасности (МКБ). Немедленно предполагаемые сотрудники украинской разведки заявили, что эти демонстранты были приспешниками Путина.

© Перевод с немецкого Александра Жабского.

Оригинал.

Приходите на мой канал ещё — к нашему общему удовольствию! Комментируйте публикации, лайкайте, воспроизводите на своих страницах в соцсетях!