Статья была опубликована в информационно-практическом журнале «Охраняется государством», выпуск №2/2025.
В любой стране есть художники и скульпторы, полностью или частично посвятившие свое творчество батальной теме. Но только в России существует целое творческое объединение военных художников – это знаменитая и легендарная Студия имени М.Б. Грекова. В 2024 году, в день 90-летия Студии были вручены почетное знамя Министерства обороны России и орден «За заслуги в культуре и искусстве».
Студия имени М.Б. Грекова располагается на улице Советской Армии недалеко от Центрального академического театра Российской армии, Музея Вооруженных сил и Центрального дома Российской армии. Да, есть в столице такие места, которые притягивают определенную тему и становятся ее сосредоточием. Нашим проводником по Студии стал ее главный архитектор Алексей Темников.
Каким сегодня, в XXI веке, должен быть достойный памятник в честь Победы и подвига победителей? Ведь очевидно, что за десятилетия меняются акценты и оценки, люди начинают по-другому мыслить и воспринимать историю, происходят какие-то эстетические подвижки, в конце концов, мир меняется и жизнь идет вперед.
Наверное, сейчас все больше памятников-символов, формирующих не буквальный, а эмоциональный образ. Плюс на первый план выходит тема преемственности военных побед, повторений исторических уроков, наследия Памяти. И новый памятник в Благовещенске взял на вооружение именно эту идею обобщения: почтить и вспомнить всех защитников Отечества, превратив монумент в скульптурную летопись. Композиция состоит из трех элементов – центральной части и двух боковых барельефов.
«Важно было, чтобы памятник был не абстрактным, а привязанным к истории того места, где будет стоять, – объясняет Алексей Темников. – Центром композиции являются три фигуры, имеющие отношение к истории Амурской области. Это фигура красноармейца гражданской войны, рядом фигура солдата Великой Отечественной войны, в связи с тем, что в Благовещенске осуществлялась переправа через Амур 2-й армии, участвующей в освобождении Маньчжурии от японских милитаристов. И третья фигура – в современной военной форме. Фланкируют центр два горельефа, воспроизводящие героев со времен раннего средневековья до СВО».
Монумент высотой 6,3 метра выполнен из бронзы, тыльные части барельефов и контур облицованы гранитом. Общая длина всей композиции – порядка 18 метров. Отдельной технической задачей стала перевозка монумента из Москвы в Благовещенск. Левый и правый горельефы везли целиком (их вес – 3,3 и 3,9 тонны), а вот центральная группа была разделена на три части.
Работа с масштабными произведениями у Студии, можно сказать, «в крови». Самые известные и узнаваемые нам с детства произведения создавались здесь: панорама «Сталинградская битва», являющаяся центром мемориального ансамбля-музея «Сталинградская битва» в Волгограде, диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» в Севастополе, две самые крупные в СССР диорамы «Ясско-Кишиневская операция» в Кишиневе и «Огненная дуга» в Белгороде. И сегодня запрос на масштаб и художественное качество никуда не делся. Среди наиболее значительных современных работ Студии – комплекс диорам в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе и росписи храма Христа Спасителя в Москве, диорама «Стояние на Угре» во Владимирском скиту Свято-Тихоновой пустыни в Калужской области, скульптурные композиции «Первая мировая война 1914–1918 годов» и «Победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», установленные на Фрунзенской набережной в столице.
Студия как подведомственная Министерству обороны структура работает по плану. В среднем это 400 картин и 45 скульптурных произведений в год. Свои заказы и запросы присылают воинские части, городские и областные администрации, частные благотворители. Все они сводятся в единый список, который затем утверждается в Министерстве обороны.
Один из монументов, над которым работают сейчас в мастерской Студии – это памятник военному подвигу тывинцев.
«Во время войны Тыва была 16-й республикой СССР. Скульптурная группа будет установлена в августе в парке «Патриот», – рассказал Алексей Темников. – И здесь не обошлось без казусов. У каждого из нас сложившийся стереотипный образ того, как должен выглядеть герой, какой может быть лошадь и так далее. Но в данном случае надо соблюдать специфику региона. Мы пошли в Музей коневодства, там в натуре изучали, как выглядят тывинские лошади: они невысокие, мохнатые, то есть отличаются от привычного нам образа, мы провели буквальные замеры, чтобы соблюсти все пропорции. И вот когда к нам приехали академики на худсовет, они эти пропорции все никак не могли воспринять. Сказали, что лошадь странная и какая-то волосатая. Ну, в результате пришлось на 5 см удлинить ноги, облегчить заднюю часть, но в остальном – оставить как есть и как привычно жителям Тывы».
Очень часто при взгляде на скульптурный образ возникает вопрос о прототипе: реальный ли герой изображен? Вопрос вполне закономерный, тем более если учесть, что многие памятники посвящены конкретным историческим эпизодам со вполне конкретными участниками. И как-то так получается – видимо, это уже даже наша отечественная традиция, что если речь не идет о конкретной «портретной» скульптуре – российские мастера, да и заказчики, выбирают некий обобщенный образ, подчеркивая тем самым то, что дело и Победа – общие. И так было даже со знаменитым «Воином-освободителем» в Трептов-парке Берлина. Прототипами воина послужили советские солдаты: Николай Масалов, житель Кузбасса, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина 30 апреля 1945 года, и минчанин старший сержант Трифон Лукьянович, который спас девочку во время городских боев 29 апреля 1945 года. Оба этих случая зафиксированы в свидетельствах сослуживцев Масалова и Лукьяновича.
Изначально Евгений Вучетич создавал буквально портретное сходство скульптуры и Николая Масалова. Однако такой подход не одобрил Сталин, который сказал, что весь народ совершил подвиг, а не только один боец. Поэтому у памятника в Берлине усредненное славянское лицо. Однако сохранились первоначальные эскизы Вучетича с лицом Масалова, и мысль воссоздать памятник таким, каким его видел автор изначально, пришла в 2022 году в голову тогдашнему губернатору Кузбасса Сергею Цивилеву.
«В Студии мы эту идею с интересом подхватили. Заручились поддержкой внука Вучетича и уже даже было все практически готово под формовку, оставалось только отлить в бронзе, – рассказал «ОГ» скульптор Дмитрий Клавсуц. – Однако в последний момент заказчик передумал и решил сделать все же точную копию фигуры солдата в Трептов-парке. При этом возникли проблемы: мы могли бы съездить в Берлин и там скульптуру облететь на дроне, все просканировать и обмерить, но на данный момент такие работы были невозможны. Пришлось как-то выходить из положения. В результате была сделана копия произведения Вучетича, а уже изготовленная голова осталась у нас в Студии. На память».
Памятник в Кемерове представляет собой, скажем так, дополненную копию памятника «Воину-освободителю» в Трептов-парке. Мемориал находится в Ленинском районе города рядом с президентским кадетским училищем на Притомском проспекте. Высота кургана, на котором стоит памятник, составляет 37 метров. Рядом с памятником установлены стилобаты с именами более чем 2 900 сибиряков — Героев Советского Союза, Героев России, кавалеров Ордена Славы. В основании мемориала-кургана расположили мозаичное панно из смальты: повтор сюжета берлинского панно, но на кузбасской мозаике появились образы женщины и мальчика, который подает ей патроны из ящика с надписью «Кузбасс – фронту». Так известный монумент оказался переосмыслен и обогащен местными реалиями.
В Студии придерживаются традиций реализма. А потому выверяют по документам и источникам все детали формы, украшений и наград, оружия, достоверность поз и расположения фигур. Каждое время выводит вперед своих героев, которых раньше, возможно, и не изображали. Так, с фактическим возрождением института политруков в армии художники прорабатывают биографии и визуальные образы этих людей. Или другой пример. В мастерской сегодня стоит модель памятника саперам, частью композиции которого является поисковая собака. Не поверите, но прижатые уши собаки – так их изобразил автор – стали темой коллегиального обсуждения: разве собаки так делают, когда что-то находят? Да, вот даже такие мелочи важны, ведь они могут бессознательно отвлечь зрителя и создать у него ощущение неправды…
Сейчас в Студии трудятся 32 художника и скульптора. Восемь из них удостоены звания народного художника, четверо — заслуженного художника России. В 2020 году в парке «Патриот» была открыта постоянная выставка студийцев. Ну а временных экспозиций – считать не пересчитать. Только в мае 2025 года – Мехико, Волгоград, Москва. Открытие бюстов и памятников, выполненных в Студии, происходит по всей стране. Высокое качество и стиль узнаваемы, потому что неизменны из десятилетия в десятилетие, и в Студии искусству служат – практически как в Вооруженных Силах. Именно поэтому художников и называют «военными»: и из-за выбранной непростой темы, и из-за долга и самоотверженности, которую она требует. Даже в мирное время – быть в строю.
Евгения Твардовская, Олег Фочкин (фото)
Больше материалов – в выпуске информационно-практического журнала «Охраняется государством».