Для российского бизнеса 2025 год обернулся рекордными убытками: минус 7,5 трлн рублей. «НИ» выяснили, какие компании понесли наибольшие потери, и на чем они погорели.
Динамика убытков отечественных предприятий за 11 месяцев года выглядит тревожно.
Для сравнения: по данным Росстата, в 2023 году предприятия накопили за этот срок чистый убыток на 4 трлн рублей, в 2024-м — чуть менее 7 трлн рублей, а за январь–ноябрь 2025-го они достигли 7,5 трлн рублей.
Новые краски кризиса: прогноз экспертов для экономики России на 2026 год
По словам управляющего партнера консалтинговой компании TRIADA Partners Сергея Заборова, такой рост убытков — не случайность.
— Рост убытков практически вдвое за два года — это результат наложения комплекса мощных негативных факторов, которые сформировали «идеальный шторм» для ряда секторов.
Как мы считали
Свою бухгалтерскую отчетность за весь 2025 год пока еще предоставили немногие компании. Поэтому для составления рейтинга самых убыточных компаний мы обратились к системе «СПАРК-Интерфакс» и посмотрели чистый убыток по итогам января-сентября 2025 года по РСБУ — самые актуальные данные к настоящему моменту. Это дает наиболее полный охват отечественных предприятий.
Топ-10 самых убыточных компаний
- ПАО «Газпром»
Газовый монополист уверенно удерживает лидерство среди самых убыточных компаний: 170,3 млрд рублей. Стоит признать, что в 2024-м ситуация была еще хуже: тогда убыток за девять месяцев оценивался в 319,6 млрд рублей.
С одной стороны, за прошлый год поставки трубопроводного газа в Китай выросли на 25% и достигли 38,8 млрд куб. м — газопровод «Сила Сибири» вышел на проектную мощность.
С другой стороны, экспорт в Европу обвалился на 45%. Теперь газ в ЕС поступает только по второй нитке «Турецкого потока» — за прошлый год удалось прокачать лишь 18,1 млрд куб. м. Увеличить объемы не позволяет пропускная способность трубы.
Да и этот показатель в будущем может сократиться: американцы вкладываются в развитие европейской газотранспортной системы для увеличения поставок их сжиженного природного газа (СПГ).
Предприниматель и основатель Tiqum Юрий Гизатуллин отмечает, что убытки «Газпрома» — это плохой знак для всей экономики.
— Главная проблема не в том, что убытки растут, а в том, от кого они растут. Если в минусе находятся Газпром, металлурги и угольщики — это значит, что страдает базовый уровень экономики — базовая система, от которой уже зависит и средний и малый бизнес. Когда в минусе сидит IT-стартап — это проблема инвестора. Когда убыточны обрабатывающая промышленность, добыча и металлургия — это проблема национальной безопасности.
- ООО «Концерн „Россиум“
«Россиум» — единственная в рейтинге финансовая организация, специализирующаяся на инвестициях. За девять месяцев 2025 года чистый убыток составил 116,2 млрд рублей.
Основные активы — Московский кредитный банк (МКБ), негосударственный пенсионный фонд «Эволюция», страховая компания «Югория», фонд инвестиций в недвижимость Metrika Investments, УК «РЕГИОН Эссет Менеджмент» и нефтедобывающая компания «Директ Нефть». Ранее отмечалось, что в первом полугодии 2025-го убыток был сформирован в основном за счет падений акций МКБ.
- ООО «О’КЕЙ»
Накануне смены владельца у сети из 77 гипермаркетов «О’КЕЙ» сформировались убытки на 41,4 млрд рублей: прежние владельцы делают ставку на развитие дискаунтеров «Да!». К сожалению, количество клиентов в гипермаркетах снижается — такой формат покупок становится менее популярным.
В прошлом году закрылся гипермаркет «О’КЕЙ» в Нижнем Новгороде, а на днях — Сыктывкаре. Надежда на то, что владельцы сети «Лента» купят «О’КЕЙ» и проведут оздоровление гипермаркетов.
- ПАО «Камаз»
Главный производитель тяжелых грузовиков находится в плачевном состоянии. Убыток за девять месяцев 2025 года составил 29,1 млрд рублей, а по итогам всего года — 37 млрд рублей.
На первый взгляд позиции «Камаза» на рынке сильны. В категории грузовиков с полной массой более 16 тонн машины из Набережных Челнов уверенно сохраняют лидерство: в 2025 году продано 14 478 штук. Это почти 31% от всего рынка! Общие продажи тяжелых грузовиков в РФ упали на 54%, а «Камаз» потерял лишь 16,1% — неплохо. На рынке средних грузовиков продажи «Камаз» просели на 36,2%, но компания все равно имеет долю в 28,6% от всего спроса.
Проблема в том, что продажи не приносят достаточно денег. В топе продаж старые грузовики поколения К3, родом из СССР — это внедорожники (в том числе для армии) и самосвалы, которые используют коммунальные службы. А вот продажи современных тягачей серии К5 упали почти в два раза — до 2440 машин.
В итоге выручка за год составила 315,2 млрд рублей, а себестоимость продаж составила 315,3 млрд рублей. На падающем рынке каждая машина приносит только убытки.
Эксперт по инвестициям, сделкам слияний и поглощений (M&A) и корпоративному управлению Иван Скавыш отмечает, что промышленные предприятия подкосила необходимость модернизации производства. Хочешь производить современные грузовики и не зависеть от импорта — придется вложиться.
— К убыткам привело резкое ужесточение монетарной политики. Увеличение ключевой ставки напрямую привело к росту стоимости обслуживания заемных средств — это ощутимо ударило именно по промышленным предприятиям, чья бизнес-модель предполагает высокие капитальные затраты (CAPEX), традиционно финансируемые за счет долга.
- АО «Атомэнергопром»
Неожиданно в топ по убыткам попала атомная энергетика. Потери «Атомэнергопрома», по данным «СПАРК-Интерфакс», составили 26,9 млрд рублей за январь–сентябрь 2025-го. Спектр услуг компании широк: от добычи топлива для АЭС до постройки самих атомных станций и выработки электроэнергии.
Судя по бухгалтерской отчетности, убытки сформированы за счет выбытия акций и выплаты процентов. Что касается профильной деятельности, то выручка растет. А консолидированная отчетность с учетом дочерних предприятий показала прибыль на 110,3 млрд рублей.
- АО ОДК
«Объединенная двигателестроительная корпорация» (специализируется на производстве авиационных, судовых и ракетных двигателей, а также газовых турбин для выработки электроэнергии) за 9 месяцев 2025 года получила убыток на 26,6 млрд рублей.
Финансовое положение госкорпорации зависит от множества факторов: действующих госконтрактов, условий гособоронзаказа, объема господдержки. К тому же предприятия корпорации несли расходы на разработку двигателей ПД-8 для новых «Суперджетов» и ПД-14 для самолетов МС-21. Но серийное производство импортозамещенных лайнеров пока не запущено.
- ПАО «Южный Кузбасс»
Входящая в состав «Мечела» Игоря Зюзина угольная компания «Южный Кузбасс» продемонстрировала убыток на 15,5 млрд рублей при выручке в 18,6 млрд рублей. Это наглядный пример того, в каком кризисе сейчас оказалась угольная промышленность России.
По данным Минэнерго, совокупный убыток угледобывающих предприятий в РФ за 11 месяцев 2025 годы составил 335 млрд рублей против 69 млрд рублей в 2024-м. 74% всех компаний убыточны. Китай снижает объемы импорта угля и от этого падают экспортные цены. В конце прошлого года в восточных портах средняя экспортная цена снизилась до 69 долларов за тонну. Отказ от угля — это, к сожалению, мировой тренд, а не случайность.
К сожалению, по прогнозу Сергея Заборова, угольная промышленность останется в зоне риска и в 2026 году.
— Отрасль-лидер по доле убыточных предприятий (почти 70%) находится в структурном кризисе. Причины — обвал мировых цен на уголь (почти на 80% от пика 2022 года), потеря европейского рынка, высокие логистические издержки (до 90% от конечной цены) и укрепление рубля, которое снижает выручку экспортеров.
- АО «Ил»
Производитель самолетов «Ил» за три квартала 2025-го показал убыток на 13,8 млрд рублей. В новостях авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина встречается редко. Однако за прошлый год он передал ВКС России семь новых транспортных самолетов Ил-76МД-90А.
Наценка при выполнении гособоронзаказа строго регламентирована, как и цели расходования средств. Получать прибыль с гражданской продукции проще. Но пассажирский Ил-114 в прошлом году только проходил сертификацию. По словам управляющего директора АО «Ил» Даниила Бренермана, все ограничения на коммерческую эксплуатацию Ил-114 должны быть сняты к августу 2026 года.
- АО «Уральская сталь»
Металлургическое предприятие принесло убытки на 12,6 млрд рублей. Вся металлургия в России переживает не лучшие времена: выплавка стали в прошлом году сократилась на 4,5%, внутренний спрос — на 18% из-за сокращения объемов строительства и производства в автопроме и машиностроении. А глобальные цены — на минимуме с 2016 года.
Крепкий рубль также подкосил финансовые показатели компании — падает экспортная выручка. Финансовые перспективы весьма туманные, ведь в добавок к убыткам в прошлом году компания некоторое время находилась на грани дефолта из-за высокой долговой нагрузки.
Начальник отдела кредитного анализа и макроэкономики ООО «РСХБ Управление Активами» Павел Паевский отмечает, что у промышленных предприятий выросли расходы не только на обслуживание долга.
— Нельзя забывать про промышленную инфляцию операционных затрат, при чем среди них наибольшее удорожание произошло в сегменте расходов на оплату труда, примерно на 33% за период с начала 2024 года.
- ПАО «Сегежа Групп»
Входящий в состав АФК «Система» лесопромышленный комплекс зафиксировал убыток на 11,2 млрд рублей за январь–ноябрь 2025 года. По словам президента компании Кирилла Арсентьева, результаты «отражают сохраняющееся давление на ключевых рынка сбыта».
И снова виноваты низкие цены в Китае. К тому же компания за 2025 год должна была перечислить колоссальные 60 млрд рублей на погашение долгов.
Сергей Заборов рассказал, что экономика России на грани кризиса: запас прочности компаний, накопленный в 2022–2023 годах, исчерпан — растет риск дефолтов и неплатежей.
— Возникает эффект домино. Проблемы в базовых отраслях промышленности неизбежно распространяются на смежные сектора через производственные цепочки. Снижение заказов со стороны крупных промышленных потребителей ведет к сокращению производства у их поставщиков — производителей оборудования, комплектующих и материалов.
В худшем случае такое положение может привести к деиндустриализации экономики — прогнозирует Юрий Гизатуллин.
— Предприятия не могут инвестировать в модернизацию, оборудование изнашивается, производительность падает. Через 3-5 лет есть риск получить промышленность, которая физически не сможет конкурировать ни на внешних, ни на внутренних рынках. Особенно если китайская промышленность начнет активно «помогать».
Бизнесу в России в прошлом году пришлось очень тяжело. Причем страдают в основном промышленные предприятия. Торговые и финансовые организации в топе самых убыточных компаний занимают незначительную долю. И это касается как частных, так и государственных предприятий. Станет ли 2026 год легче? Пока явных предпосылок не видно.