«Балтика», ярко проявившая себя в первой части сезона РПЛ, готовится к решающему весеннему отрезку. На зимних сборах в Турции команда Андрея Талалаева проводит спарринги и наигрывает молодых футболистов. Один из тех, на кого рассчитывает тренерский штаб, – Иван Беликов.
21-летний опорный полузащитник ростом под два метра уверенно вошел в состав и считается одним из самых перспективных игроков «Балтики». В первой половине сезона Иван провел 13 матчей и отдал две голевые передачи – в играх против «Краснодара» и «Спартака». В матче с красно-белыми Беликов был признан MVP встречи, а также дважды попадал в символическую сборную молодых игроков тура.
Мы пообщались с полузащитником «Балтики» на сборах в Турции. В интервью Metaratings.ru Беликов рассказал:
- за счет чего команда так ярко провела первую часть сезона;
- готов ли Талалаев к работе в топ-клубе РПЛ;
- как он сам попал в элиту из «Твери»;
- в каком европейском клубе хотел бы проявить себя.
«От матча к матчу выходишь с мыслью, что можешь обыграть любую команду»
– Давай начнём со сборов. Как они проходят, над чем работаете и на сколько процентов, по ощущениям, готовы к возобновлению сезона?
– Сборы нормальные, рабочие. Оттачиваем штрихи, чтобы продолжить играть свою игру. Про проценты готовности честно не скажу – этим занимается тренерский штаб, он нас подводит к началу сезона. Уже провели несколько контрольных игр, все выдержали в плане «физики» очень даже хорошо. Думаю, к концу второго сбора уже должны спокойно держать 90 минут на неплохой интенсивности.
– Как оцениваешь свою форму?
– Скорее в положительном ключе, но на сборах всё равно нужно прибавлять. Сейчас оценю себя где-то на три с плюсом.
– Поверил бы, если бы перед сезоном тебе сказали, что «Балтика» уйдёт на зимний перерыв на пятом месте с отставанием всего в пять очков от первого?
– Конечно, нет. Но когда от матча к матчу выходишь с мыслью, что можешь обыграть любую команду… Сначала думаешь о матче, а уже потом смотришь в таблицу.
«Балтика» станет ещё сильнее»: яркий Талалаев на «Коммент.Шоу» – о Карпине, Уткине и «Спартаке»
– Назови пять причин, почему «Балтика» так удачно проводит сезон. За счёт чего?
– Во-первых, командная дисциплина. Во-вторых, тренерский подход. В-третьих, сплочённость коллектива – каждый готов умирать на поле ради партнёра. Четвёртое – хорошая физическая подготовка. Пятое – конкретные задачи для каждого игрока: все понимают, что именно от них требуется на поле.
– Ты говорил, что все хотят занять первое место. Насколько эта цель реальна и что должно случиться, чтобы «Балтика» в итоге стала чемпионом?
– Я считаю, что цель реальна. Посмотрим, как войдём в чемпионат после зимы – нас сразу ждут тяжёлые игры, от них и будем отталкиваться. Но уверен, что каждый в глубине души хочет первое место.
– «Балтику» иногда сравнивают с «Лестером», который сенсационно стал чемпионом. Как тебе такое сравнение?
– В чём-то, возможно, есть похожие моменты, но напрямую сравнивать себя с той командой я бы не стал. Всё-таки «Лестер» в итоге стал чемпионом АПЛ. Если у нас получится, тогда да, это будет хорошее сравнение. Сейчас рано. Многие команды ярко проводят первый круг, а во втором – всё может сложиться по-разному.
«Талалаев обязан получить шанс в топ-клубе»
– Расскажи про работу с Талалаевым. Какой он тренер в твоих глазах?
– Он максималист. Хочет выжать из нас даже не сто – 200%, чтобы каждый игрок показал свой потолок. У каждого в нашей команде потолок очень высокий, и Андрей Викторович постоянно нас к нему подталкивает.
– Он жёсткий тренер?
– Достаточно жёсткий, да. Но нужно понимать, почему. Не просто ради жёсткости – он таким образом пытается раскрыть в нас весь заложенный потенциал.
– Может после матча кинуть бутылку в раздевалке или ударить по доске?
– По доске ударить может, да. Бутылками ни в кого не кидал. В основном всё идёт через слова. И потом все понимают, для чего это делается.
– Заслужил ли Талалаев шанс в будущем поработать в топ-клубе после того, что он делает в «Балтике»?
– Конечно, он обязан получить такой шанс. Никто не знает, будет ли у него в итоге такая возможность, но я считаю, что Андрей Викторович её заслуживает.
– Зимой из «Балтики» ушли Владислав Саусь и Сергей Пряхин. Насколько это может сказаться на игре команды весной?
– Думаю, проблем из-за этого не будет. У нас есть качественные замены этим игрокам, плюс ведётся хорошая селекционная работа. На сборах все, кто подходили к составу, сейчас максимально включаются в борьбу за место в нём. У тренерского штаба будет выбор, а конкуренция – это всегда плюс. Каждый в команде может заменить каждого, потому что мы отлично знаем наши требования и принципы. Мы команда – этим и сильны.
– Саусь перешёл в один из лучших клубов страны. На твой взгляд, он заслужил этот шанс?
– Конечно, заслужил. По моему мнению, Влад показывал очень высокий уровень. Если брать матчи, в которых я участвовал, он был одним из ключевых игроков. Тем не менее думаю, его потеря не сильно скажется на нас.
– Как думаешь, при такой конкуренции у него есть шансы закрепиться в основе «Спартака»?
– Смотря где его будут использовать. По мне, он правый защитник. У Сауся есть всё, чтобы стать игроком стартового состава в новой команде.
Саусь перешел в «Спартак»: воспитанник «Зенита» обошелся «красно-белым» почти в 4 млн евро
«В «Заре» футболистов водили на акробатику, чтобы они делали элементы, развивали тело»
– Поговорим про тебя. Как ты вообще попал в футбол? Во сколько лет и кто тебя привёл?
– Такого, чтобы кто-то за руку привёл, не было. Всё как у многих: с пацанами во дворе постоянно играли с мячом. Параллельно занимался акробатикой. В какой-то момент встал выбор: идти серьёзно в секцию по футболу или продолжать акробатику. Футбол оказался более разноплановым, живым видом спорта. В акробатике много однотипных повторений одних и тех же упражнений, а в футболе постоянно что-то новое. По возрасту выбор был где-то в 9-10 лет.
– Какие-то навыки из акробатики помогают тебе сейчас на поле?
– Да, конечно. Это растяжка, пластичность, мобильность. Помню, как в луганской «Заре» футболистов иногда специально водили на акробатику, чтобы они делали элементы, развивали тело. Всё это помогает и в футболе.
– Ты играл за «Тверь» и оттуда напрямую попал в РПЛ. Для тебя это больше сказка или закономерный шанс?
– Честно, сам до конца не знаю. Наверное, смесь везения и труда, который был проделан в «Твери» вместе с тренерами. Кто-то скажет, что это исключительно ежедневная работа, кто-то – что повезло. Я не привык об этом много думать.
– Всё началось с матча «Тверь» – «Балтика»?
– Да, конечно. Волей судьбы случился этот матч. Многие мировые звёзды получали свои шансы по стечению обстоятельств.
– Без той игры ты бы дорос до РПЛ к этому моменту?
– Может, не до РПЛ, но до уровня Первой лиги дорос бы. Были предложения от команд из «Золота» и Первой лиги.
– Тогда был момент, когда Талалаев, будучи тренером соперника, начал подсказывать тебе прямо по ходу матча. Насколько ты был в шоке от этого?
– Это было очень неожиданно. Кажется, уже в первом тайме, минуте на двадцатой, Талалаев начал подсказывать – что я делаю правильно, что нет. Сначала я не понял, думал, может, обращается к какому-то другому Ване. Потом стало ясно, что это именно мне. Андрей Викторович говорил: попробуй быстрее работать с мячом, принимать решения. У меня была своя установка от тренера «Твери», и ощущение было двоякое – всё-таки чужой тренер. Я сильно удивился. В итоге всё закончилось тем, что после игры меня пригласили на просмотр.
– В вашей команде вообще заметили это и как отреагировали, что тебе подсказывает тренер соперника?
– Особого значения этому не придали. Ну подсказывает и подсказывает.
– Вы потом с Андреем Викторовичем обсуждали этот эпизод – почему он вообще решил тебе подсказывать?
– Нет, не обсуждали. Мы общаемся по рабочим моментам. До этой истории пока дело не дошло. Может, когда-нибудь в будущем вспомним.
– Как думаешь, где бы ты оказался сейчас, если бы в жизни не было футбола?
– Я думаю, что всё равно был бы где-то в области спорта. Вся моя жизнь была связана с активностью.
– Как учился в школе? Какие предметы нравились?
– Нормально, хорошо учился. На четвёрки и тройки. Класса до десятого любил математику и геометрию. Потом уже переключился на футбол, на учёбу оставалось меньше времени.
– Расскажи какую-нибудь историю из детства, которая первой всплывает в голове.
– Всегда вспоминаю, как с друзьями выходили гулять на улицу летом в тапочках. Потом кто-то выносил футбольный мяч. А если вернёшься домой за кроссовками, то мама загонит, не выпустит назад. В тапочках играть неудобно было, конечно. А поле у нас рядом с дома было со щебнем, камнями. Ну и тем, кто не надевал кроссовки приходилось играть босиком. Так всё лето и играли босиком на камнях.
– И как ноги потом?
– Нормально, не в кровь. Старались аккуратно бегать. Зимой тоже помню, как играли в футбол по сугробам. Прикольные истории, которые показывают, что всё начинается с улицы.
– Кто-то из тех, с кем ты играл на щебне и на снегу, дорос до профессионального уровня?
– Ярик Арбузов, который принадлежит тоже, кстати, «Балтике». Мы жили недалеко друг от друга, метрах в трёхстах. Знали друг друга, играли вместе во дворах.
«Бомбоубежища были, но я там ни разу не укрывался. Пару раз сидел в погребе на даче и всё»
– Ты родился и жил в Луганске. Во сколько лет окончательно уехал оттуда и насколько тяжёлым был переезд?
– Полностью переехал после школы. Закончил школу и уехал в Каменск-Шахтинский. Там была команда, я провёл там около трёх с половиной – четырёх лет: сначала чемпионат области, потом третья лига, потом один сезон во второй лиге. После того как клуб из-за финансовых причин потерял профессиональный статус, игрокам начали искать новые команды – так у меня появилась «Тверь».
– Насколько тянет сейчас обратно в Луганск и как часто удаётся бывать дома? Туда сейчас тяжело приезжать?
– Тянет сильно. Там семья, друзья, знакомые. Приезжать туда сейчас не тяжело. Там сейчас всё отлично. Нет никаких опасений. Последний раз был в Луганске этой зимой: как только начался отпуск, поехал туда, провёл там недели три, Новый год праздновал дома.
– Что для тебя значит Луганск?
– Многое. В первую очередь вспоминаю футбольные поля, район, где мы с пацанами бегали и играли, школа. Родные места, с которыми связано много воспоминаний.
– Как ты помнишь события 2014 года? Как родители объясняли происходящее?
– Родители особо ничего не объясняли, просто было понятно одно – стреляют. Я до конца не понимал, что происходит. Сейчас уже, задним числом, понимаешь, что летали снаряды, что было опасно. Я был ребёнком и сильно не интересовался всем… Что изменилось? Людей стало меньше на улицах, многие магазины закрылись. Не хочу сказать, что было ужасное время. Да, было опасно, но большой войны не ощутил, так как был маленький.
– Ты ходил в школу в это время?
– Да, но иногда они закрывались.
– От обстрелов приходилось укрываться?
– Бомбоубежища были, но я там ни разу не укрывался. Пару раз сидел в погребе на даче и всё.
– Из твоих близких тогда кто-то пострадал из-за обстрелов?
– Нет. В тот момент из друзей, знакомых и родственников никто не пострадал.
– Раз магазины закрывались, проблемы с продуктами были?
– Закрывались в основном большие магазины. Что-то разграбливали. Продовольствия всегда хватало. Заплатил деньги, купил – всё как обычно.
– Свет, вода, газ были в домах?
– Отключали свет и воду. Газ, по-моему, всегда был. Когда воду давали, набирали в баклажки. Если нужно – подогрел, искупался.
– Тебе тогда было страшно или ты до конца не осознавал ситуацию?
– Скорее до конца не осознавал, что происходит.
– В футбол в тот момент ты уже занимался в структуре «Зари»?
– В тот момент нет, туда я попал где-то в 15 лет. Не в ту «Зарю», которая была при Украине. Академия изменилась: часть тренеров уехала, часть осталась. Я занимался, но финансирования уже не было, поля стали хуже. До сих пор хороших полей там немного: что-то строится, но в основном искусственное покрытие, не всегда высокого уровня.
– Заниматься футболом было безопасно?
– Опасность в Луганске всегда была. Ну что, теперь дома будешь сидеть? Жизнь продолжается. Не знаю, правильно это или нет, но родители говорили мне: «Если уж прилетит, значит, так надо»… Значит, судьба. Нельзя же закрыться дома и сидеть в бомбоубежище всё время. Это не жизнь.
– Год назад ты сделал предложение девушке. Многие сказали бы, что это довольно рано. Как пришёл к этому решению?
– На тот момент мы были вместе уже больше двух лет. Я понимал, что это мой человек. Подумал: почему нет? Если не хочется ни расставаться, ни куда-то расходиться. Решил показать свои намерения на будущее.
– Как именно сделал предложение – получилось романтично?
– Можно сказать, немного банально. Ресторан, подходящий момент, кольцо, предложение. Когда всё организовывал, был спокойным и решительным, а вот в сам момент, когда нужно было говорить, немного запереживал. Но всё прошло хорошо.
– Как вы познакомились?
– Сначала начали общаться в интернете, переписывались. Потом пару раз увиделись, сходили на свидание и постепенно начали строить отношения.
Блиц
– Лучший футболист РПЛ прямо сейчас?
– Если выделять одного, то, пожалуй, назову Кисляка. У меня были сомнения насчёт Батракова, но мне больше нравится универсальность Матвея.
– Кто станет чемпионом в этом сезоне?
– «Балтика».
– Лучший игрок за всю историю футбола?
– Серхио Бускетс.
– Неочевидный вариант.
– Да, но его футбольный интеллект делал невозможное. С не самыми выдающимися физическими данными он творил с мячом магию и управлял игрой. Мне лично Бускетс нравится больше Месси или Роналду.
– Старался чему-то учиться у него или у других звёзд?
– Конечно, у таких игроков всегда есть чему поучиться – как они принимают решения, как двигаются, как работают с мячом. Но чтобы реально что-то брать у них, нужно самому расти и развиваться. Тогда уже можно перенимать детали.
– Путешествие мечты – куда бы больше всего хотел поехать?
– В Луганск.
– А за границей где успел побывать?
– Только в Дубае – мы там были пять дней. До этого за границей нигде не был. Понравилось, да, хорошо провели время.
– Ты спокойно относишься к путешествиям? Нет мечты о каком-то конкретном городе?
– Нет такого, что прям рвусь куда-то. В России тоже хватает мест – Крым, Сочи, Питер. Если будут возможность, выходные, нормальное финансовое положение – съездим. Но чтобы жить мечтой о конкретном городе – такого нет.
– Любимый музыкальный исполнитель?
– Баста. Ещё нравится Гуф.
– Любимый фильм, который первым приходит в голову?
– «Пеле: Рождение легенды». Мне нравятся фильмы про футбольную жизнь – истории о том, как человек через футбол идёт к своей мечте.
– Есть ли книга, которую можешь выделить?
– Пока нет. До таких книг я ещё не дошёл, надо развиваться в этом плане.
– Назови три свои сильные стороны как футболиста.
– Объём выполняемой работы. Мобильность. Ведение единоборств.
– И три слабые, над которыми нужно работать больше всего.
– Взрывная скорость, взрывные качества. Видение поля. Обостряющие передачи вперёд.
– Твоя футбольная мечта?
– Поиграть в Испании и в Лиге чемпионов. Больше всего всегда тянуло именно туда – нравится стиль футбола.
– «Реал» или «Барселона» – к кому больше симпатия?
– Сейчас, наверное, больше к «Реалу». Но игра той «Барселоны», которая была раньше, очень нравилась.
– Твоя главная мечта как человека?
– Оставаться человеком. Соблюдать свои принципы и по ним двигаться. Быть тем, кого уважают.
– Представь идеальную картину через десять лет. Где ты живёшь, сколько у тебя детей, за какой клуб играешь?
– Через десять лет хотел бы быть в России. За какой клуб – не скажу, но это должен быть кто-то из топ-6. Хочется, чтобы было двое-трое детей, жена рядом и чтобы у родителей всё было хорошо.
«С чем ассоциируется Россия? Уважение, дисциплина, порядок»: интервью новичка «Оренбурга» Пуэблы
«Кварацхелия может получить «Золотой мяч»: Лео Гогличидзе – о Грузии, детстве и РПЛ