Новая эпоха — это всегда вторжение в реальность абсолютно новых факторов и технологий. То, что ещё вчера казалось фантастикой, становится частью повседневности.
"Современные технологии вообще изменили подход к расселению. Автоматизация производства, цифровая связь позволяют людям комфортно жить и вне мегаполисов. Раньше завод требовал собрать тысячи рабочих вокруг, а сейчас роботизированному предприятию достаточно нескольких инженеров в цехе. Образование и медицина тоже уходят в онлайн. Поэтому в будущем сверхкрупные города не будут нужны — наоборот, лучше распределить население по территории. Особенно это актуально для нашей страны — земель много, почему бы не создать сеть современных малых городов по всей стране? Скажем так: технологически мы готовы помочь их построить хоть завтра — все нужные наработки имеются", — сообщил корреспонденту ТАСС 3 января 2026 года президент Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук.
Интересно, что заявление столь статусного в науке человека практически проигнорировали крупные СМИ, но откликнулись политологические ресурсы в Сети. Ещё эту новость опубликовали на сайте правительства Ивановской области. Но это и объяснимо — в 2023 году со статьёй "Малые города России: размышляя о будущем" выступал в "Российской газете" губернатор региона Станислав Воскресенский, а в 2024 году круглый стол по этой тематике прошёл в рамках Дня Ивановской области на Международной выставке-форуме "Россия" в московском комплексе ВДНХ.
Сгон населения в агломерации
Одна из причин молчания СМИ в том, что, как отмечалось на одном из сетевых ресурсов, Ковальчук "выразил скепсис в отношении развития мегаполисов как доминирующей модели расселения, поставив под вопрос устойчивость концентрированной городской стратегии". Причём формулировка про "концентрированную городскую стратегию" выглядит даже очень мягко и обтекаемо. Фактически речь шла о том, чтобы "согнать 85% россиян в агломерации, а деревню отдать гастарбайтерам" (опубликовано 5 ноября 2021 года на сайте "Завтра").
Впервые эта идея в законченном виде была представлена в большой инсайдерской статье, опубликованной 16 ноября 2010 года в газете "Ведомости": "В правительстве и администрации президента работают над совершенствованием территориальной организации России, знают три чиновника правительства".
Суть в изложении "Ведомостей" следующая: "Сейчас 90% городов России — малые города с населением до 100 000 человек… Развивать малые города бесперспективно, сказано в документе. Надо идти другим путём: создать общие условия для ускоренной миграции населения из монопрофильных городов в большие и таким образом обеспечить перевод процесса урбанизации на качественно иную основу. …В документе приводится примерный каркас поселенческой структуры России, он будет состоять из 20 крупных агломераций с населением более 1 млн человек… Основа новой экономики — трёхмиллионные агломерации, сказано в документе: "Здесь на основе достижения критической массы интеллектуальных ресурсов формируется инфраструктура знаний, реализуется новая модель городского управления и концепция креативного города". В новой модели городского управления будут нужны сити-менеджеры, развитая электронная система взаимодействия, многофункциональные центры предоставления городских сервисов и публичных услуг".
Эту же идею практически дословно повторяла вполне официальная "Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года", утверждённая распоряжением правительства Российской Федерации № 207-р от 13 февраля 2019 года: "Для обеспечения расширения географии и ускорения экономического роста, научно-технологического и инновационного развития Российской Федерации за счёт социально-экономического развития перспективных крупных центров экономического роста Российской Федерации — крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций предлагается: обеспечить ускорение экономического, научно-технологического и инновационного развития указанных территорий: за счёт приоритетной поддержки высокотехнологических и наукоёмких отраслей производства товаров, услуг, творческих (креативных) индустрий".
Вполне вероятно, что эта концепция пропагандировалась либеральным вице-премьером Дворковичем, судя по срокам подготовки вышеупомянутых документов. С 13 мая 2008-го по 21 мая 2012 года Аркадий Дворкович — советник президента (президентский срок Дмитрия Медведева), с 21 мая 2012-го по 18 мая 2018 года — заместитель председателя правительства Российской Федерации (первое правительство Дмитрия Медведева), причём свои полномочия в правительстве он описал 21 мая 2012 года как "у меня весь реальный сектор" экономики.
Есть также очень интересная концепция "Агрессивное развитие инфраструктуры" на сайте Агентства новостей "Строительный бизнес": "2021 год — определена 41 агломерация", "критерии отбора агломераций" — "численность населения — более 500 тыс. человек". Далее указан план на 2030 год: "в 41 агломерации созданы условия для интенсивного экономического развития (более 60 млн человек)" и "прирост численности населения городских агломераций к 2030 году — не менее 105%". Однако, как я подсчитал, в 41 городе с населением более 500 тыс. человек уже проживало по переписи населения 2020 года более 50 млн чел., с учётом близлежащих небольших городов — те самые 60 млн чел. Получается, что прирост населения агломераций на 105% идёт от этой цифры, и по планам к 2030 году в агломерациях должно было жить уже 123–125 млн человек. Таким образом, на всю прочую огромную Россию осталось бы всего 20–25 млн человек.
Открыть границы новым мигрантам?
И тут в стратегии озвучивается массовый завоз мигрантов, пардон, "ценных специалистов" (не тогда ли этот термин стал мемом?) из Средней Азии: "Решения для фронтальной стратегии. Новая миграционная стратегия и ЕАЭС. Необходимое решение — создать условия для привлечения 5 млн специалистов, в том числе из ЕАЭС. В 2024 году +5 млн специалистов из-за рубежа разной квалификации, в том числе из ЕАЭС". (Для понимания, за январь — декабрь 2021 года МВД поставило на миграционный учёт 13,39 млн иностранцев и лиц без гражданства, и это с учётом вынужденных переселенцев, — а тут сразу ещё 5 млн гастарбайтеров.) На другой странице презентации прямо призывали "открыть границы для иностранных строителей".
Причём мигранты оказались бы заняты не только в строительной отрасли. В статье 2021 года я кратко упоминал, а в одной из последующих подробно описал историю, о которой стало известно из официального сообщения Министерства сельского хозяйства Узбекистана: "1 октября 2021 года в Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан прошли видеопереговоры министра Жамшида Ходжаева с представителями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и его департаментов. С российской стороны переговоры возглавил заместитель министра сельского хозяйства РФ Сергей Левин. Основная цель двусторонней онлайн-встречи: обсуждение вопросов предоставления сельхозземель на территории России узбекским предприятиям для выращивания нескольких видов агрокультур".
Далее прямая речь министра сельского хозяйства Узбекистана в ходе переговоров: "Нами была достигнута предварительная договорённость по вопросу выделения на территории Российской Федерации сельхозземель для выращивания ряда сельхозкультур узбекскими предпринимателями с последующим вывозом урожая в Узбекистан… На текущем этапе мы предлагаем запустить этот проект на площади 35 тыс. га для налаживания контактов и механизмов взаимодействия, а также их практической отработки. И мы выражаем заинтересованность в ближайшие годы поэтапно расширить эти площади до 300–500 тыс. га, а в перспективе — до 1 млн га". Далее изложено: "Замминистра сельского хозяйства РФ Сергей Левин и его коллеги отметили, что в настоящее время в Российской Федерации имеется порядка 8–13 млн га земель для введения в сельхозоборот, и 23 субъекта РФ уже выразили предварительную заинтересованность в поддержке этого узбекско-российского проекта".
Характерно, что российская сторона никак не афишировала эти встречи и соглашения, и была вынуждена признать факт таковых лишь после огласки в СМИ. Сделка сорвалась.
Стратегический приоритет государства — развитие малых городов
Однако уже летом 2023 года эта линия встретила мощное сопротивление. 18 июля председатель верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко прямо заявила: "Мы считаем, что тенденция стягивания людей и ресурсов в крупные агломерации контрпродуктивна для нашей страны, а значит, нужно больше строить, а главное, повышать доступность жилья во всех субъектах Федерации, в том числе и в малых городах, и в сельской местности". Также она высказалась против массового завоза иностранных строителей: "Достаточно остро в строительной отрасли с учётом масштабов её развития стоит кадровый вопрос. Сегодня дефицит кадров в значительной степени покрывается за счёт трудовых мигрантов. Но в долгосрочной перспективе нам нужно сосредоточиться на подготовке своих специалистов, чтобы снизить зависимость от иностранного труда, оставлять деньги в нашей экономике".
А уже 24 июля 2023 года с трибуны форума "Развитие малых городов и исторических поселений" высказался и председатель правительства Михаил Мишустин: "Главная тема сегодня — "Малые города — опора большой страны". И это действительно так. Их существенное большинство, и они отражают многообразие России, хранят её культуру, историю, традиции, вносят значительный вклад в экономику страны. Это и известные туристические центры, среди которых и Плёс, и Переславль-Залесский, и Сергиев Посад, и Болгар, и промышленные города, моногорода — это Череповец, Губкин, Кировск, — и порты, такие как Находка, Выборг, Магадан. Ну и конечно, наукограды — это Мичуринск, Кольцово, Обнинск. Именно такие города формируют каркас нашей страны от Анадыря до Балтийска, от Певека до Дербента. Зачастую они больше всего нуждаются в поддержке государства. Ведь чем меньше населённый пункт, тем сложнее найти средства на его обновление, на его благоустройство, обеспечение современных, удобных для проживания условий, чтобы люди не уезжали из родных мест, а оставались там работать, создавать семью. Поэтому улучшение жизни в малых городах и исторических поселениях является стратегическим приоритетом для государства, без чего невозможно достичь национальных целей развития, которые поставлены перед нами президентом".
При разговоре о наукоградах в первую очередь приходят на память "атомграды" — подмосковные Дубна, Троицк, Протвино и Черноголовка, калужский Обнинск, а также до сих пор имеющие статус закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) Снежинск (ранее Челябинск-70), Лесной (Свердловск-45) и находящийся на границе Нижегородской области и Мордовии Саров (Горький-130 или Арзамас-16). Отдельно можно упомянуть города-спутники АЭС, прежде всего остававшийся ЗАТО до 2013 года, но уже в силу близости к границе — Сосновый Бор при Ленинградской АЭС.
Советские "города-витрины"
Воспоминания о жизни в наукоградах, пусть и приукрашенные за счёт ностальгии, звучат как научная фантастика. Недавно, 23 августа 2025 года, в "Ставропольской правде" были опубликованы воспоминания о Дубне Алексея Боярского, в 1970 году поступившего в Московский институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА): "Я попал в необычный город-витрину, где женщины дома практически не готовили, потому что в обычной столовой за 60 копеек можно было вкусно поесть первое, второе и третье… Даже зимой удивляло изобилие свежей зелени, овощей и фруктов. Готовили великолепно, и не у каждой хозяйки так могло получиться. …Милиции я вообще не видел, но в городе царил порядок и тишина. Все передвигались на велосипедах, для которых везде по городу стояли велопарковки, к которым велосипеды прислоняли, не пристёгивая".
Добавим к этому малоэтажную (практически коттеджную) застройку центра Дубны, совсем не походившую на типовую советскую, и ощущения Боярского до сих пор понятны: "Было удивительно, что в маленькой Дубне сконцентрировалось всё лучшее, чем располагает человечество, — наука и культура, искусство и прекрасная природа, широкая красивая Волга и великолепный, устроенный быт".
Похожие впечатления, кстати, сейчас испытывают посещающие упомянутый выше Сосновый Бор. Достаточно свежий, от 3 сентября 2025 года, отзыв: "Город мне безумно понравился! В первую очередь — он очень ухоженный. Видно, что за парками, скверами, улицами и дорогами следят, ремонтируют и облагораживают. Росатомовский город как-никак… Тут такой запах! Фитонциды летают в воздухе, как будто ты находишься в лесу. Такую красоту я видела только в новосибирском Академгородке". А вот другой подробный рассказ о городе от 5 мая 2023 года: "Город Сосновый Бор чист, красив и комфортен… На улицах города практически нет рабочих из ближнего зарубежья (как в Санкт-Петербурге, например). А ещё не встретила ни одного бездомного человека, вот что значит город с градообразующим серьёзным предприятием".
Технологии будущего для малых городов
В принципе, описания советских "атомградов" очень похожи на новые жилые кварталы (ЖК), которые в 2010-е годы начали строить в Новой Москве и куда старается перебраться средний класс. Тут упор на экологию (строить стараются рядом с большими лесными массивами), отказ от шаблонных "человейников" в пользу индивидуальных проектов, полностью малая (всего 3 этажа) или переменная этажность.
Почему бы не распространить этот подход и на малые города, как новые, так и уже существующие? Потому что и туда добрались "человейники". Например, в маленьком Городце (Нижегородская область) с сохранившейся дореволюционной застройкой в 2024 году построили первые 8-этажные и в 2025-м начали строить 9-этажные дома. Как грустно шутят местные жители: "Ждём 12-этажку к 2026 году?"
Что касается атомной индустрии, она могла бы обеспечить энергетическую автономность малых городов, необходимость которой стала особенно очевидна как раз в январе 2026-го, когда не только небольшой подмосковный Чехов, но и сотни тысяч жителей Мурманска и находящихся рядом ЗАТО — Североморска (база Северного флота ВМФ России) и Островного — остались без тепла и света из-за обрыва линий электропередач.
"Мы разрабатываем как раз малые атомные станции для удалённых территорий. "Елена-АМ" — компактная АЭС малой мощности (порядка 1–5 МВт) — создана специально для суровых условий Арктики, — рассказал Михаил Ковальчук корреспонденту ТАСС 3 января 2026 года синхронно с заявлением о ненужности сверхкрупных городов. "Такая станция не требует постоянного персонала: привёз готовый реактор, подключил — и он десятилетиями работает, снабжая посёлок электричеством и теплом, на 40 лет ресурса хватает. Полностью саморегулируемая и безопасная установка. "Росатом" сейчас рассматривает пилотное строительство такого типа станций на Чукотке и в Якутии, так что к моменту, когда понадобятся северные города, технология уже будет обкатана". Такие мини-АЭС могут быть востребованы не только на Севере. Ведь, как отметил Ковальчук, "атомная энергетика сейчас набирает обороты и переживает своего рода ренессанс как самая экологически чистая из мощных генераций".
Современные технологии могут обеспечить жителей малых городов работой, а бюджет — налогами. "Сегодня подписали соглашение о сотрудничестве с президентом НИЦ "Курчатовский институт" Михаилом Ковальчуком, — сообщил 28 января 2026 года на своих официальных каналах губернатор Карелии Артур Парфенчиков. — Это ещё один шаг в нашей работе по внедрению передовых научных достижений, их практическому применению на территории Карелии. …Опыт, знания и технологии Курчатовского института помогут нам в работе над конкретными проектами в области глубокой переработки древесины, создания новых биоматериалов и развития "зелёной" энергетики, а также в сфере аквакультуры: Карелия является лидером по производству товарной форели, добыче водорослей — сейчас готовимся запустить завод по производству детского питания с водорослями".
Единственной адекватной реакцией на будущее, которое уже здесь, становится способность говорить на его языке — создавая идеи, способные не только выявлять и обозначать новизну, но, главное, управлять ею. Регулировать скорость её стремительных преображений.