The New York Times | США
Хотя переговоры завершились без официального прорыва, за закрытыми дверями идет работа над одной из самых сложных проблем конфликта, пишут колумнисты NYT. По их словам, в Женеве стороны вернулись к идее создания демилитаризованной зоны на подконтрольной Киеву территории Донбасса.
Эндрю Э. Крамер (Andrew E. Kramer), Антон Трояновски (Anton Troianovski)
Последний раунд переговоров завершился без каких-либо признаков прогресса, однако участники процесса ведут дискуссии о том, кто будет контролировать территории на востоке Украины в случае достижения соглашения.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Последний раунд переговоров по прекращению конфликта на Украине завершился в среду без каких-либо признаков значимого прогресса.
"Доверие к Украине подешевело": главное из иноСМИ по переговорам в Женеве
Тем не менее, за кулисами переговорщики пытаются найти компромисс по одному из самых серьезных препятствий на пути к мирному соглашению: вопросу контроля над территорией на востоке Украины.
Россия потребовала от Украины передать ей подконтрольные Киеву территории в Донбассе в качестве условия для прекращения боевых действий. Речь идет о территории простирающейся на 80 километров в длину и 65 километров в ширину, включающей в себя десятки городов и поселков и расположенной между линией фронта и административной границей региона.
Украина отказалась уйти в одностороннем порядке, заявив, что уступка территории подтолкнет Россию к новым нападениям на Украину или другие страны. Киев потребовал гарантий безопасности, чтобы удержать Москву от нарушения перемирия.
В ходе переговоров последних недель официальные лица обсуждали идею создания демилитаризованной зоны, не контролируемой ни одной из армий, по словам трех человек, знакомых с ходом переговоров, которые согласились говорить исключительно на условиях анонимности, чтобы обсудить деликатные вопросы о ходе переговорного процесса.
Таким образом, возобновляется предложение, которое было включено в предыдущие мирные планы, в том числе в план из 28 пунктов, выдвинутый администрацией Трампа в ноябре.
На прошлой неделе Владимир Зеленский неоднократно снижал значимость перспективы уступки территории в обмен на мир. "Позволить России что-то забрать — большая ошибка", — написал он в понедельник в социальных сетях.
Осенью прошлого года президент России Владимир Путин не дал однозначного ответа на вопрос о создании демилитаризованной зоны в Донбассе. План из 28 пунктов предполагал, что Россия будет контролировать эту территорию, но не сможет размещать там свои вооруженные силы. Путин сказал, что детали необходимо обсудить.
Советник президента России по внешней политике Юрий Ушаков позже высказался более позитивно, заявив, что Россия может согласиться на создание такой зоны, если российская полиция или солдаты национальной гвардии будут иметь право патрулировать ее.
Демилитаризованная зона может стать частью жизнеспособного урегулирования, сказал Уильям Б. Тейлор, сотрудник аналитического центра Atlantic Council и бывший посол США в Киеве. Однако, по его словам, интересы Украины необходимо защитить, а для этого администрации Трампа придется оказать дополнительное давление на Россию.
"Важно, чтобы это было реальное решение, а не навязанное, не несбалансированное", — сказал Тейлор. "Любое принудительное решение не будет стабильным. Оно будет недолговечным".
Чтобы обе стороны легче приняли эту идею, переговорщики также обсудили создание зоны свободной торговли в любой возможной демилитаризованной зоне, хотя инвестиционные возможности кажутся ограниченными на территории, которая будет зажата между двумя армиями, даже при наличии перемирия. Большая часть промышленности в этом районе находится в руинах, работает только одна угольная шахта, и в течение многих лет риск возобновления конфликта будет оставаться высоким.
Зеленский также выразил сомнения по поводу такого соглашения.
Еще одним вопросом остается вывод войск с линии фронта. В декабре Зеленский заявил, что Украина не отведет войска с линии фронта, пока Россия не отведет свои на равное расстояние.
На переговорах, состоявшихся в Абу-Даби в этом месяце, украинцы обсудили варианты частичного вывода российских войск с линии фронта, который не обязательно будет симметричным, сообщили два из трех человек, знакомых с ходом переговоров. Это будет означать смягчение позиции Украины.
Еще одним камнем преткновения стал вопрос о том, каким образом будет осуществляться управление демилитаризованной зоной. Украина настаивает на развертывании в регионе международных миротворческих сил, поскольку, по данным губернатора этой области, в ней проживает 190 тысяч гражданских лиц, в том числе 12 тысяч детей.
Двое из трех человек, знакомых с ходом переговоров, сообщили, что участники обсудили вопрос о создании гражданской администрации, которая будет управлять этим районом после завершения боевых действий. По словам одного из них, в нее могут войти как российские, так и украинские представители, но он отметил, что стороны далеки от соглашения.
Еще один вопрос, который вновь возник в последнее время, — это последовательность различных шагов, включая принятие демилитаризованной зоны, формализацию гарантий безопасности, создание механизма финансирования восстановления после конфликта и проведение выборов на Украине.
На прошлой неделе Зеленский заявил, что Украина хочет достичь соглашения о гарантиях безопасности, прежде чем брать на себя обязательства по проведению выборов или заключению какого-либо соглашения о выводе войск из Донбасса.
"Я бы очень хотел, чтобы мы сначала подписали гарантии безопасности, а потом уже другие документы", — сказал он.
"На мой взгляд, это было бы хорошим сигналом. Это даже не вопрос справедливости, а вопрос доверия. Доверие к партнерам будет выше, если сначала будут гарантии, а потом все остальное".
Зеленский заявил, что украинцы должны "знать — не просто верить, а знать — что в будущем российская агрессия будет невозможна или что, если она все же возникнет, мы не будем одиноки".
Еще больше новостей в канале ИноСМИ в МАКС >>