Найти в Дзене
Захар Прилепин

«КУБИНЦЫ НЕ СДАЮТСЯ. КАК И РУССКИЕ»: КАК ЖИТЕЛИ ОСТРОВА СВОБОДЫ СПРАВЛЯЮТСЯ С ТРУДНОСТЯМИ

Источник: https://www.kp.ru/daily
Автор: Григорий Кубатьян
Профессор Гаванского университета Барросо: «Кубинцы не сдаются. Как и русские» Корреспондент «КП» побывал на Острове свободы и узнал, как его жители справляются с трудностями. Район Мирамар в Гаване считается престижным. Здесь находятся посольства, резиденции дипломатов, международные учреждения. Но живут и простые кубинцы. Это район 1 - 2-этажной застройки. Вековые испанские особнячки соседствуют с бетонными частными домиками.
В этом районе мы встречаемся с профессором Гаванского университета, доктором исторических наук Оскаром Вилляром Барросой. Сидим в кафе напротив его дома. 62-летний профессор ни разу здесь не был. Несмотря на международную известность и ученую степень, профессорская зарплата на Кубе не позволяет обедать в кафе.
Это результат американских санкций, направленных в первую очередь против кубинского государства и госслужащих. У тех, кто занят в частном секторе, жизнь легче. США пытаются расколоть кубинское о

Источник: https://www.kp.ru/daily
Автор: Григорий Кубатьян

Профессор Гаванского университета Барросо: «Кубинцы не сдаются. Как и русские»

Корреспондент «КП» побывал на Острове свободы и узнал, как его жители справляются с трудностями. Фото: Григорий КУБАТЬЯН
Корреспондент «КП» побывал на Острове свободы и узнал, как его жители справляются с трудностями. Фото: Григорий КУБАТЬЯН

Корреспондент «КП» побывал на Острове свободы и узнал, как его жители справляются с трудностями.

Район Мирамар в Гаване считается престижным. Здесь находятся посольства, резиденции дипломатов, международные учреждения. Но живут и простые кубинцы. Это район 1 - 2-этажной застройки. Вековые испанские особнячки соседствуют с бетонными частными домиками.

В этом районе мы встречаемся с
профессором Гаванского университета, доктором исторических наук Оскаром Вилляром Барросой. Сидим в кафе напротив его дома. 62-летний профессор ни разу здесь не был. Несмотря на международную известность и ученую степень, профессорская зарплата на Кубе не позволяет обедать в кафе.

Это результат американских санкций, направленных в первую очередь против кубинского государства и госслужащих. У тех, кто занят в частном секторе, жизнь легче. США пытаются расколоть кубинское общество. Заставляя его часть, особенно молодежь, завидовать «новым кубинцам» и считать, что правительство «неэффективно».

Оскар - бывший военный летчик, учившийся в СССР. Фото: Григорий КУБАТЬЯН
Оскар - бывший военный летчик, учившийся в СССР. Фото: Григорий КУБАТЬЯН

Но старые бойцы вроде Оскара продолжают отстаивать интересы своей страны. А то, что Оскар - боец, несомненно. Бывший военный летчик, учившийся в СССР. Ветеран войны в Алжире. Майор ВВС в отставке.

Теперь - профессор, политолог, писатель.

- Чего не хватает Кубе? - без предисловий спрашиваю его.

- Сметаны, - усмехается профессор.

В меню кубинских кафе такого продукта действительно нет. Заказываем блюдо, которое называется la ropa vieja, или «старая одежда», «рванье». Это рис с кусочками мяса, не нарезанными, а будто рваными. Цены - московские. Но для кубинцев дорого. Профессорской месячной зарплаты в 8,7 тысячи песо (20 долларов, или 1539 рублей) не хватит, чтобы поесть двоим.

Чемоданы с наличкой

Мы разговариваем с Оскаром на русском. Этим заинтересовалась официантка и спрашивает профессора, можно ли ей тоже поехать учиться в Россию.

- Знаешь, кто она по профессии? - поворачивается ко мне Оскар. - Инженер-гидравлик! На Кубе сейчас нет достойной работы для инженеров. Зато в кафе за пару дней она зарабатывает больше, чем я за месяц.

Оскар не живет на одну зарплату. Публикуется, берет на дом переводы с русского на испанский. Но выживать все равно трудно.

В чем же дело? Куба - относительно благополучная страна. Ее жители образованны. Здесь самая низкая в Карибском регионе преступность. Посмотришь, какие дорогие машины ездят по улицам, - деньги у людей есть. И в кафе ходят не только иностранцы. Что не так?

- У нас появились частные предприятия и магазины, - объясняет профессор. - Но если в США узнают, что они связаны с государством, их работу остановят.

С тех пор как разрешили частное предпринимательство, с продуктами в стране стало полегче. Но цены высокие. Фото: Григорий КУБАТЬЯН
С тех пор как разрешили частное предпринимательство, с продуктами в стране стало полегче. Но цены высокие. Фото: Григорий КУБАТЬЯН

Что значат американские санкции? Вот пример. Переводы на Кубу не работают. Только из России через карту «Мир». За границу коммерсантам нужно ездить с чемоданами налички. Но с большой суммой остановят в первом же аэропорту. Покупать товары можно только частным компаниям, а государственным нельзя.

В государственные (а других нет!) больницы и аптеки привезти лекарства невозможно. Люди умирают без медицинской помощи.

- Одна корейская фирма поставляла в кубинские больницы оборудование: рентген, ультразвук, томографы. Так американцы специально выкупили эту фирму, чтобы остановить поставки, - рассказывает Оскар. - Наша самая крупная ТЭЦ находится в провинции Матансас. Там французское оборудование. Несколько лет назад американцы купили это французское предприятие, и поставки прекратились. Изношенное оборудование нельзя заменить. А без энергии не работают заводы и нет электричества в домах.

Ели пельмени, пили водку

Оскар испытывает ностальгию по временам, когда Россия и Куба стояли вместе. Куба была не та, что сейчас, да и Россия тоже.

- Когда СССР распался, каждый третий ученый в мире был советским. Какие самолеты вы делали! - вздыхает Оскар. - Очень надежные! Ан-24, Ил-76... А Ту-134, обожаю этот самолет! Или Ту-154 - один из самых быстрых в мире! Я уверен, что Россия может делать самолеты лучше западных.

В их учебной группе летчиков-кубинцев было 14 человек. За минувшее время пятеро из них погибли, один уехал в США. Но недавно ветераны собрались вместе.

- Я сделал оливье, пельмени. Мы столько лет не ели пельмени! Купил черный хлеб. Не настоящий, не ваш, но хотя бы черный. Мы пили водку, как будто мы снова 20-летние курсанты! Слушали советскую музыку. У вас народ не то что лучше других, но... особенный. У вас есть нравственные опоры. А русская культура очаровательна.

Распад СССР был для Оскара ударом.

- Я учился в 80-х в Советском Союзе. Когда к власти пришел Горбачев, он говорил, что ведет борьбу против бюрократизма. Позже, когда я приехал в Россию, то увидел, что уничтожили все, кроме бюрократизма.

Доброжелательный гегемон

На встречу Оскар пришел в футболке с надписью «СССР». Он верит, что Россия снова пойдет по пути социализма. Ну, или по какому-то своему пути, отличающемуся от западного.

- Вы не должны смотреть с любовью на Запад. Вас не любят. Вы им чужие. Даже буржуазная Россия не похожа на капиталистические страны. Не знаю, когда вы поймете, что это не ваши друзья?! Запад - хищнический гегемон. А Россия - гегемон доброжелательный. Ее роль - возглавить борьбу против западной модели. И всем помогать.

- Некоторые в России считают, что СССР рухнул из-за того, что всем помогал.

- У России есть интересы за границей. А как иначе? Она должна их защищать! Были инвестиции в Ливию - 1,2 млрд долларов. Где они сейчас? Были инвестиции в Ирак. Что с ними? Были инвестиции в Венесуэлу. Сейчас на нее напали, похитили Мадуро. Россия не должна никого умиротворять, это невозможно. Нужно громко сказать: «Эй, это наши интересы. Не трогай! Или узнаешь, что такое «Орешник».

- Какие интересы у России на Кубе?

- На Кубе нет ресурсов, нет нефти, ничего нет. Наше главное богатство - расположение напротив США. Это ключ к Мексиканскому заливу. Ключ к Америке. Именно поэтому нельзя допустить морскую блокаду. Китай и Россия должны помогать Кубе, своему союзнику. Тогда Трамп оставит нас в покое.

- А если придется воевать?

- Тогда я первый пойду на защиту Родины. Кубинцы тоже не сдаются. Как и русские.

Из-за американских санкций на Кубе не хватает стройматериалов и краски. За последние 60 лет дома даже в столице сильно обветшали. Фото: Григорий КУБАТЬЯН.
Из-за американских санкций на Кубе не хватает стройматериалов и краски. За последние 60 лет дома даже в столице сильно обветшали. Фото: Григорий КУБАТЬЯН.

Компетентно

Противостоит США и этим опасна

О ситуации на Кубе «Комсомолка» поговорила с Николаем Калашниковым, советником директора Института Латинской Америки.

- Сложное положение Кубы определяется двумя факторами. Первый - американские экономические санкции, фактически - блокада. Из-за последних решений Трампа Куба больше не может получать углеводороды, и это ставит государство на уровень экономической катастрофы. За счет нефти, которую она добывает, Куба обеспечивает себя только на 30%. Остальное - импорт.

Два последних десятилетия основным поставщиком была Венесуэла. С начала 90-х годов Россия сократила экономическое взаимодействие с островом, перестала поставлять нефть. Приход к власти в Венесуэле президента Чавеса, который симпатизировал кубинской революции и развивал сотрудничество между двумя странами, помогло Кубе преодолеть нефтяной голод. Но из-за санкций, которые США проводили против Венесуэлы, она остановила поставки нефти на Кубу. Это произошло еще до 3 января, когда США похитили президента Мадуро с его женой.

Венесуэла оказалась под санкциями из-за своей нефтяной промышленности, и Трамп не скрывал желания взять под контроль венесуэльскую нефть. А Куба - из политических соображений. Ее объявили угрозой для США. Конечно, военной угрозы Куба не несет в силу разных весовых категорий. Угроза в том, что Куба на протяжении 60 с лишним лет демонстрирует возможность противостоять политике США - политике нажима и подчинения.

США последовательно, за коротким периодом президентства Обамы, старались экономически задушить остров. Куба зависит от внешних связей, и препятствия, которые создают США, не позволяют ей нормально развиваться. Нет нормальных финансовых отношений с зарубежными странами. Мало возможностей для экспорта и импорта.

В прошлом году США ввели санкции против государственных деятелей стран, готовых принимать услуги кубинских врачей и других специалистов. Это одна из важных статей кубинского экспорта услуг. Перекрываются возможности получения валюты для закупки необходимых средств производства. Для сельского хозяйства это удобрения, гербициды, семена и те же горюче-смазочные материалы, запчасти для техники и так далее.

- А какие у Кубы отношения с Россией?

- Россия давно объявила Кубу стратегическим партнером. Мы в дружественных отношениях. Но наша страна сейчас в сложной ситуации. Уровень торгово-экономических отношений с Кубой не сравнить с тем, который был во времена СССР. Среди основных торговых партнеров Кубы мы где-то на 8 - 9-м месте.

Конечно, Куба заинтересована в более тесных экономических отношениях. Но, увы, из-за своих экономических проблем эта страна неплатежеспособна. В 2014 году Россия простила Кубе 30 млрд долларов долга.

По моему мнению, у России есть историческая ответственность за нынешнее состояние Кубы. Если бы мы не бросили ее в начале 90-х годов, такой ситуации можно было бы избежать.

Думаю, помогать Кубе надо. Учитывая, что и наши компании находятся под санкциями США и Евросоюза, нужно оказывать максимальную помощь, на которую мы способны в условиях, когда сами ведем СВО. Но я считаю, что военного конфликта на Кубе не будет. Соединенным Штатам это невыгодно. Куба - не Венесуэла. Агрессор получит отпор со стороны кубинского народа. И США, несмотря ни на что, соблюдают договоренность, которая была достигнута в 1962 году после Карибского кризиса: мы отказываемся от размещения на Кубе ракет, а США - от применения против нее военной силы.

Метод Трампа - это экономическое удушение. Военной интервенции он не предполагает. Трамп считает, что Куба сама развалится из-за бедственного положения. Что население восстанет. Он надеется на это. Силой они не будут пытаться свергнуть кубинскую власть. Но возможность выступления кубинских военных против руководства страны - это из области фантастики.

Пока верстался номер

Москва поможет

Россия бесплатно и в кратчайшие сроки отправит на Кубу нефть и нефтепродукты. Об этом заявили в посольстве России в Гаване. Понятно, что в нынешней ситуации взять Остров свободы на содержание мы не можем. Расплатиться за нефть Кубе нечем, и нашей помощи хватит ненадолго. Но возможно, это позволит Кубе пережить нынешний энергетический кризис. Что дальше - будет видно.