Найти в Дзене
Сергей Михеев

Концепция рыночной экономики продолжает разрушать село, считая его «непрофильным активом»

В Госдуме написали целое послание, обращение к председателю правительства Михаилу Мишустину по вопросу комплексного развития сельских агломераций. Инициатива предполагает пересмотр подходов к развитию сельских населенных пунктов и формирования перечня опорных территорий. Речь идет о том, что у нас есть Программа пространственного развития, но она, большей частью, касается крупных городов и охватывает всего 0,5% сельских населенных пунктов. Поэтому в Госдуме предложили сначала сформировать понятийный аппарат, то есть ввести в законодательство понятие «сельская агломерация», определить ее типы, сформировать сеть. А дальше – самое интересное, что касается людей: ввести дополнительные социально-экономические стимулы для закрепления населения и производства в этих сельских агломерациях, утвердить стандарты обеспеченности социальной, транспортной, энергетической и цифровой инфраструктуры. Сергей Михеев: Эта проблема есть и она очень тяжелая. Лично я уверен, что смерть русского села – это так

В Госдуме написали целое послание, обращение к председателю правительства Михаилу Мишустину по вопросу комплексного развития сельских агломераций. Инициатива предполагает пересмотр подходов к развитию сельских населенных пунктов и формирования перечня опорных территорий. Речь идет о том, что у нас есть Программа пространственного развития, но она, большей частью, касается крупных городов и охватывает всего 0,5% сельских населенных пунктов. Поэтому в Госдуме предложили сначала сформировать понятийный аппарат, то есть ввести в законодательство понятие «сельская агломерация», определить ее типы, сформировать сеть. А дальше – самое интересное, что касается людей: ввести дополнительные социально-экономические стимулы для закрепления населения и производства в этих сельских агломерациях, утвердить стандарты обеспеченности социальной, транспортной, энергетической и цифровой инфраструктуры.

Сергей Михеев: Эта проблема есть и она очень тяжелая. Лично я уверен, что смерть русского села – это такая проблема, которую никто не пытается оценить достаточно глубоко на уровне людей, принимающих решения. Но она существует, о ней говорят много десятков лет, и она ведет к запустению территорий, снижению экономического потенциала, разрушению цивилизационных основ, в том числе национального культурного кода, к росту проблем с безопасностью (потому что пустые территории являются «лакомым куском» для разного рода врагов) и к проблемам с демографией (потому что демография на селе всегда была выше, чем в городе; город не стимулирует демографические процессы – скорее, наоборот, снижает рождаемость). Поэтому да, этот вопрос есть, но десятками лет село разрушалось.

Нынешняя концепция рыночной экономики продолжает разрушать село, потому что считает его «непрофильным активом». Да, сельхозпроизводители есть, но кто эти люди? В основном, крупные компании, которым совсем не нужны ни село, ни его жители, ни поддержка инфраструктуры. И, к сожалению, если судить по тем решениям, которые принимались последние десятилетия, это сокращение инфраструктуры во всех смыслах слова, что никак не способствовало сохранению людей на селе. Нужно ли что-то делать в этом направлении? Нужно. Но данная проблема настолько запущенная, и, повторю, она совсем не вписывается в современную рыночную экономику, что даже не знаю… Хорошо, что в Госдуме написали и отправили обращение, но это потребует такого масштабного пересмотра пространственного развития, что это очень сложно. Об этом много говорили, включая и меня на моих эфирах, хотя я совсем не сельский житель. Будем надеяться, что данное обращение хоть как-то сдвинет ситуацию с мертвой точки.

Даже если посмотреть сейчас: сокращение отделений почты, сокращение фельдшерско-акушерских пунктов, школ и т.д. – всё это идет полным ходом. Как вы хотите, чтобы там кто-то остался или кто-то туда приехал? Это крайне сложно. Но возможно ли хоть что-то приостановить? Возможно, но для этого нужны титанические усилия, а самое главное – концептуальный пересмотр принципов пространственного развития. Я совершенно убежден, что абсолютно срисованное с Запада доминирование финансового фактора в формировании стратегии развития России является порочным для нашей страны. Кроме этой проблемы, банкам выгодна большая концентрация людей в крупных городах. Они с этого имеют гораздо больше денег, им это проще. Банкам не нужны никакие деревни – они для них не существуют! Без переосмысления этой концепции развития очень трудно будет что-то сделать. Написали – хорошо.

Но уже не один десяток лет нет прямого ответа на вопрос, как поднять село.

Сергей Михеев: Ответ есть, но проблема в том, какими способами это достичь. Мой ответ простой: работа, жилье, инфраструктура, сопоставимая с городской, - тогда будет больше желающих. А когда всё и так умирает, да еще говорят: «Вы как-нибудь сами порешайте», то понятно, что само собой ничего не порешается.