Найти в Дзене
Газета Предгорье

Афганистан – часть моей жизни

Михаил Бирюстюков вспоминает два года службы в Афгане с чувством гордости и уважения к тем, кто вместе с ним выполнил интернациональный долг. Михаил окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. Парашютные прыжки, рукопашный бой, огневая подготовка и полевые учения сформировали его характер и воспитали в нём лидерские качества. После обучения офицер служил в подразделениях ВДВ. В Афганистан Михаила Бирюстюкова направили в апреле 1983 года. Он служил в отдельном гвардейском 345-м парашютно-десантном полку заместителем командира третьей парашютно-десантной роты, а затем – командиром разведроты. Служба проходила тяжело. Каждый бой мог стать последним. Когда появлялись свободные минуты, офицер вёл дневник. В нём он коротко записывал боевые операции и вклад участников. Вот несколько строк: «Первая операция началась 3 июня 1983 года. Мы прочёсывали кишлаки. Зашли в первый. Душманы попытались окружить управление роты и один из взводов. Командир первого взвода лейтенант Михаил

Михаил Бирюстюков вспоминает два года службы в Афгане с чувством гордости и уважения к тем, кто вместе с ним выполнил интернациональный долг.

Михаил Бирюстюков считает, что память об афганской войне долго будет жить в сердцах людей.
Михаил Бирюстюков считает, что память об афганской войне долго будет жить в сердцах людей.

Михаил окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. Парашютные прыжки, рукопашный бой, огневая подготовка и полевые учения сформировали его характер и воспитали в нём лидерские качества. После обучения офицер служил в подразделениях ВДВ.

В Афганистан Михаила Бирюстюкова направили в апреле 1983 года. Он служил в отдельном гвардейском 345-м парашютно-десантном полку заместителем командира третьей парашютно-десантной роты, а затем – командиром разведроты.

Служба проходила тяжело. Каждый бой мог стать последним. Когда появлялись свободные минуты, офицер вёл дневник. В нём он коротко записывал боевые операции и вклад участников. Вот несколько строк: «Первая операция началась 3 июня 1983 года. Мы прочёсывали кишлаки. Зашли в первый. Душманы попытались окружить управление роты и один из взводов. Командир первого взвода лейтенант Михаил Евгеньевич Мартынов со своими бойцами уничтожил засаду противника. Так нам удалось избежать окружения».

Следующую операцию Михаил Бирюстюков запомнил бы и без записей в дневнике. Она была самой продолжительной - с 3 по 29 января 1984 года. В провинции Пактика главарь бандформирований заявил, что советским военным никогда не удастся взять Ургунское ущелье.

- Защищал это ущелье наш парашютно-десантный батальон под командованием гвардии майора Василия Васильевича Пименова (позже ему будет присвоено звание Героя Советского Союза), - вспоминает ветеран. - Мы продвигались не более одного километра в день. Было всё заминировано. Дошли до границы с Пакистаном, разгромили склады и базу душманов. Из одного склада вынесли и загрузили только противотанковых мин иностранного производства девять вертолётов, остальное сожгли или подорвали.

-2

А вот операция в Панджшерском ущелье запомнилась майору горьким эхом потерь. За один бой, который длился с 15 часов и до темноты, погибли командир Первого парашютного-десантного батальона гвардии капитан Владимир Александрович Фёдоров, врач батальона гвардии лейтенант Евгений Борисович Козлов. Были ранены 19 человек (офицеры, сержанты, солдаты). В их числе оказался и Михаил Бирюстюков. После гибели капитана Фёдорова командование принял капитан Николай Васильевич Кравченко. Он успешно завершил боевое задание и был удостоен звания Героя Советского Союза.

- Самой удалённой от нашей базы «Баграм» была операция в Бамианском ущелье, - продолжает Михаил Владимирович. - Я тогда командовал ротой. Задачу нам ставили два полковника из ГРУ. Они объяснили, что на нашей роте проводится эксперимент: может ли подразделение действовать в отрыве от основных сил на расстоянии свыше 100 километров без поддержки артиллерии и авиации. Мы должны были обеспечить работу авиационных техников с упавшим в высокогорье вертолётом МИ-6. Задачу выполнили. Уничтожили много душманов, взяли богатые трофеи. В этой операции отличился замкомандира взвода Александр Николаевич Викентьев, отразивший несколько атак противника. Я представил его к ордену Красной Звезды.

Самая результативная операция прошла юго-западнее города Чарикар. Советским военнослужащим стало известно, что банда из 220 душманов планирует встретиться с караваном из 180 человек. Разведрота под командованием Михаила Бирюстюкова должна была определить место нахождения банды и каравана, а затем вместе с парашютно-десантной ротой помешать их встрече и нанести урон. Враги были обнаружены и понесли тяжёлые потери. В этой операции отличился прапорщик Иван Владимирович Липский. Он был представлен к ордену Боевого Красного Знамени.

Не забыть командиру Бирюстюкову и подвиг его подчинённого - санинструктора Михаила Константиновича Васильева. Во время боя под огнём противника он вливал раненому кровезаменитель из стеклянной бутылки. Душманский снайпер попал в бутылку и разбил её. Михаил достал новую и продолжил оказывать помощь. За время службы в Афганистане он вынес с поля боя 24 раненых. Награждён двумя орденами Красной Звезды.

Сам Михаил Владимирович вернулся из Афгана с орденами «За службу Родине в ВС СССР» III степени, Красной Звезды. Продолжил служить на различных командных должностях. В 1995 году с должности командира батальона береговой обороны Черноморского флота в звании майора ушёл в запас.

На заслуженном отдыхе ветеран боевых действий занимается общественной деятельностью. Он председатель комиссии по военно-патриотической работе совета ветеранов Шедокского поселения, активист инициативной группы ветеранов при ДДТ посёлка Псебай.

- Когда встречаюсь со школьниками, - замечает Бирюстюков, - и они спрашивают, страшно ли мне было на войне, говорю, что нет таких людей, которые ничего не боятся. Но есть те, для кого исполнение воинского долга важнее, чем страх и даже собственная жизнь. Такими были наши отцы в годы Великой Отечественной, такими были и участники афганской войны.

Валентина Хапёрская. Фото из архива Михаила Бирюстюкова и Виты Владимировой.