Хакерам удалось получить доступ к данным крупного американского разработчика программного обеспечения Palantir. Из них следует, что компания следит за мировыми лидерами и бизнесменами. Об этом заявил Ким Шмиц, известный как Ким Дотком. По его словам, в их распоряжении - расшифровки тысяч часов разговоров Трампа, Вэнса, Маска. Шпиц заявил: «Они оставили лазейки для доступа к данным в устройствах, автомобилях и самолетах мировых лидеров, собрали крупнейший архив материалов для шантажа». Якобы Palantir даже участвует в создании ядерного и биологического оружия для Киева, тесно сотрудничая с ЦРУ: «Они считают, что им остался год, и они намерены реализовать это, отвлекая Москву на бессмысленные переговоры».
На Радио «Комсомольская правда» говорили с Андреем Масаловичем, экспертом по кибербезопасности, в сети известном как КиберДед.
МЕТКИЙ ТИЛЬ
- Что это за великая и ужасная система?
- Palantir запустили в 2003-м. Инициатором был известный инвестор Питер Тиль. Он еще в ХХ веке запустил одну из самых успешных систем электронных платежей PayPal, много на этом заработал. У него был отдел, который занимался антифродом - анализом подозрительных транзакций. И он обратил внимание, что появилось новое измерение для анализа. Кроме работы оперативников, которые проверяют конкретные фирмы и конкретные действия, появилась возможность посмотреть на ситуацию сверху. Когда идут какие-то потоки финансов, какие-то потоки взаимодействий, среди них четко выделяются странные.
- Например?
- Выделяются коррупционные петли. Их сразу видно, что туда деньги пошли, назад деньги вернулись. И оказалось, что на больших данных можно много решать задач.
В 2003 году Петер Тиль пришел в фонд In-Q-Tel, фонд ЦРУ, и сказал: давайте сделаем систему Palantir, чтобы она следила за соцсетями, где пользователи сами будут отдавать свои данные, а мы их будем собирать и за ними шпионить.
- Что ответили в ЦРУ?
- Что соцсетей еще нет, их через год только придумают. А он - что-то мне подсказывает, что придумают. Есть такой Марк Цукерберг, который придумает запрещенную в России соцсеть. И так в 2003 году появился Palantir, чтобы шпионить за глобальными сетями.
- А дальше?
- В 2004 году Питер Тиль пришел к Цукербергу и сказал: парень, у тебя есть какая-то игрушка, давай я тебе денег дам. Тогда Цукерберг сказал фразу, за которую с ним сейчас хотят судиться: у меня 4 тысячи пользователей, и эти придурки сами несут мне свои личные данные. Он гордился, что у него 4 тысячи подписчиков! А Питер Тиль понимал, что это не предел.
300 БАЗ ДАННЫХ
- Palantir сразу был успешным?
- 7 лет он жил без прибыли. Его «кормили» миллиардами, в основном на госзаказах. Почти все время он был в два раза дороже Google своего возраста. И сейчас это огромная система, в которую интегрировано более 300 баз больших данных, покрывающих мир - авиабилеты, заказы такси там и все прочее.
- И спецслужбы?
- Около 70 мировых баз спецслужб. Фраза «мы сломали Palantir» - это как сказать: а мы проникли в Большую ленинскую библиотеку и сейчас по ней бродим.
- Поясните?
- Palantir - это огромное скопление баз и аналитики для их обработки. Очень дорогой. Им могут пользоваться только спецслужбы. В нем действительно можно найти все, что хотите. Все, что было перечислено - это не результаты самого Palantir, это результаты дополнительных модулей, с которых Palantir снимает. Вот есть компания, которая делает израильский продукт Рegasus - для шпионажа за любыми телефонами, включая яблочные. Он тоже дорогой, его используют для шпионажа за политиками высокого класса. Есть единственная претензия к Рegasus.
ВСЕ ШПИОНЯТ ЗА ВСЕМИ?
- Это какая же?
- Цивилизованные страны считают, что у них на всех 120 спецслужб. А у Рegasus при том 240-250 контрактов. То есть, работает он на кого-то еще. Все друг за дружкой шпионят. Напомню историю Сноудена 2013 года, прошло 13 лет. Сноуден просто для нас приоткрыл дверцу, что там творится.
- Может, следят за всеми только США — ведь в Америке после 11 сентября нет наказания за слежку за пределами Штатов?
- В США есть понятие «специальная служба». У нас, кстати, нет. Юридически значимый термин – специальная служба, которая занимается специальными операциями. Главное требование – это не соблюдение законов, а бескомпроматность в отношении страны. Не важно, законы какой страны ты в данный момент нарушаешь, важно – не оставить следов, чтобы эти следы не привели к великой Америке.
- Их спецслужбы чувствуют себя вольготно?
- Давно. В фильме «Сноуден» есть хороший эпизод, как они легально раскручивают шпионаж против самих американцев. Вот педофил, мы за ним можем следить, нам прокуратура разрешила. Следим. А у него есть сообщники. Давай в письмо включим, чтобы будем следить и за сообщниками. А давай туда впишем еще вот этих, потому что за ними надо последить, а дела под них еще нету. На судах доходит иногда до забавного: у педофила находят 130 сообщников, хотя вообще-то эти ребята работают в основном в одиночку.
- То есть, ничего им не мешает шпионить и за американцами?
- Технически — нет. Тем более, что любой разносчик пиццы про нас знает больше, чем родная спецслужба. Если резюмировать, сейчас просто приоткрыли дверцу.
ХАКЕР ПРЕДЛАГАЛ «КУСОК» PALANTIRа
- Знакомы с теми, кто работает с Palantir?
- Однажды меня судьба пересекала с парнем по имени Максим. Это одна из самых дорогих хакерских голов в мире, тогда он оценивался там в 5 миллионов долларов. И он говорил: если тебе Palantir интересен, мы тебе любой кусок принесем, ты только скажи — какой. Потому что их база огромная - даже если их сломаешь, их просто не скачаешь. То, что сегодня происходит, больше всего похоже на чей-то целенаправленный вброс: посмотрите, что творит Трамп, что творят эти! Кому-то это оказалось выгодно, и они дверцу для хакеров приоткрыли.
- В 2013-м, когда мировые лидеры выяснили, что американцы за ними следят, Меркель отреагировала: «Шпионаж между друзьями? Так нельзя делать». А если не между друзьями - то можно?
- С моей точки зрения, мир пошел не туда гораздо раньше, - когда появилась первая книга Флеминга. Она называлась «Агент 007. Лицензия на убийство». Что какой-то начальник департамента МИ-6, внешней разведки Великобритании, может решать, что этому человеку можно убивать подданных других стран, а можно и своей - и выдать ему лицензию на убийство. Так что дверца в беспредел со стороны спецслужб открылась гораздо раньше. И сейчас, то, что вокруг - это царство спецслужб. Оказалось, что во многих случаях главное, что умеют спецслужбы - это провокация. Она работает эффективнее, чем военная операция, и это дешевле. И сейчас мы в новостях будем читать много интересного - кто за кем шпионил, и что с этим делает.
- Кроме британцев и американцев есть еще и «Моссад».
- Израильский «Моссад» просто на слуху. Вообще-то у них шесть спецслужб, плюс служба контроля за соотечественниками, фактически седьмая спецслужба. Но там сейчас сложное отношение к большой провокации, когда два года назад много народу положили. Семь «нянек» пропустили удар. Хотя есть версия, что они специально «глаза прикрыли», чтобы получить лицензию на следующий беспредел.
- А нас прослушивают американцы на высоком уровне?
- Самые серьезные и дальновидные политики средства связи и предметы, содержащие батарейку, с собой не носит, серьезные разговоры проводят в «чистых» помещениях.
Читайте также:
Что происходит на переговорах в Женеве: США нанесли удар по самому уязвимому месту Зеленского
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru