Найти в Дзене

Исторические здания, помнящие войну: рассказы победителей конкурса «Хранители Победы»

Статья была опубликована в информационно-практическом журнале «Охраняется государством», выпуск №2/2025. Биографии исторических зданий, связанных с Великой Отечественной войной, написанные нашими читателями В год празднования 80-летия Победы ФГБУК АУИПИК подвело итоги объявленного Агентством литературного конкурса «Хранители Победы». Участников просили рассказать об объектах культурного наследия и исторических зданиях, связанных с событиями Великой Отечественной войны, о значении, которое эти памятники имеют в настоящем, в том числе и в личном настоящем авторов. Жюри конкурса определило победителей: Публикуем избранные фрагменты конкурсных работ. «Роль культурного наследия в годы войны выходит далеко за рамки простого сохранения предметов искусства. Это был акт духовного сопротивления, демонстрация того, что даже в самые тяжелые времена человечество не может существовать без культуры и искусства». М.Н. Яковлев, Иркутская область (о работе музеев во время Великой Отечественной войны) «К
Статья была опубликована в информационно-практическом журнале «Охраняется государством», выпуск №2/2025.

Биографии исторических зданий, связанных с Великой Отечественной войной, написанные нашими читателями

В год празднования 80-летия Победы ФГБУК АУИПИК подвело итоги объявленного Агентством литературного конкурса «Хранители Победы». Участников просили рассказать об объектах культурного наследия и исторических зданиях, связанных с событиями Великой Отечественной войны, о значении, которое эти памятники имеют в настоящем, в том числе и в личном настоящем авторов.

Жюри конкурса определило победителей:

  1. Анастасия Зайцева (о трудовом оборонном подвиге завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде в годы войны).
  2. Нелли Мясникова (о здании Варнавинского детского дома в Нижегородской области, в котором спасли 447 детей из блокадного Ленинграда).
  3. Василий Ваулин (о трагической судьбе воронежской «Ротонды», которая была частью здания областной больницы).
  4. Виктория Ярова (о Спасо-Преображенском соборе в Санкт-Петербурге, который не закрылся ни на один день блокады).
  5. Мария Аргир (о военном госпитале в подмосковной усадьбе Суханово).

Публикуем избранные фрагменты конкурсных работ.

«Роль культурного наследия в годы войны выходит далеко за рамки простого сохранения предметов искусства. Это был акт духовного сопротивления, демонстрация того, что даже в самые тяжелые времена человечество не может существовать без культуры и искусства».

М.Н. Яковлев, Иркутская область (о работе музеев во время Великой Отечественной войны)

«Каждый год 27 августа я прихожу на Песчаный Лог, чтобы поклониться мирным воронежцам, погибшим от рук нацистов. Горькое место. И Тропа смерти каждый раз заставляет встрепенуться память».

Надежда Косякова, Воронеж (о Воронежском доме инвалидов)

«В год моего рождения, за три года до войны, папа стал моделью для скульптора Манизера, тот отливал статуи для новой станции метро «Площадь Революции». Он увидел моего отца на фотографии в газете – там как раз снят прыжок через планку – и пригласил его позировать. А потом отлил в бронзе фигуру студента аж в четырех экземплярах. И мы с мамой часто ходили на эту станцию и смотрели на него. Он там в расцвете своей молодости и красоты. Мама всегда плакала и приносила цветы. Я тоже каждый День Победы приношу и кладу ему букетик полевых цветов».

Юлия Ветрова, Москва (о скульптуре в московском метро)

«Дом Павлова. Если прислушаться, кажется, что в его стенах до сих пор отдаются отголоски тех героических 58 дней, когда этот дом стал не просто адресом на карте, а настоящим символом несгибаемой воли. Каждый февраль у дома зажигают 58 свечей – по числу дней обороны, и кажется, что в этот момент весь город замирает в молчаливом уважении. В 2021 году я участвовал в волонтерской акции, во время которой в подвальных помещениях Дома Павлова были найдены артефакты времен войны: солдатская ложка с инициалами, гильзы от противотанковых ружей, обрывки карт с пометками. Особое впечатление произвела надпись, выцарапанная на кирпиче: «Держались до последнего. Простите, если не устояли». Дом Павлова – это не только история о прошлом, но и урок на будущее».

Владислав Петров, Волгоград (о «Доме Павлова» в Волгограде)

«Здание Мариинского института уцелело, сегодня в нем располагается третий корпус Нижегородского технического университета. Однако память о том, как оно стало местом спасения для тысяч солдат, не исчезла. История госпиталя в стенах Мариинского института – это не только страница медицинской хроники, но и символ человеческой стойкости, солидарности и веры в лучшее даже в самые трудные времена».

Ю. Смирова, Нижний Новгород (о здании б. Мариинского института благородных девиц в Нижнем Новгороде)

«В октябре 1941 года в Ульяновск начали прибывать эшелоны с оборудованием Московского автомобильного завода им. И.В. Сталина, что стало первым шагом к появлению Ульяновского моторного завода и одним из многих шагов к победе над фашизмом. Мой прадед в годы войны был направлен в Ульяновск, поскольку считался специалистом в моторостроении. Мои бабушка и дедушка на двоих проработали на заводе более 90 лет. Я горжусь тем, что моя семья внесла вклад в достижение Победы и в развитие моторостроения ХХ века».

Евгения Казакова, Ульяновск (об Ульяновском моторном заводе)

«Средняя школа № 5 Марксовского района Саратовской области прошла сложный путь вместе со страной в годы Великой Отечественной войны. Наиболее ярким событием стало приобретение танка для Красной Армии на собранные учениками и родителями деньги. В результате чего получены «привет и благодарность Красной Армии лично от тов. Сталина». Это подчеркивает значимость вклада каждого гражданина в общее дело Победы».

Дворец Бельведер в Петергофе. В 1941 году – опорный пункт советских солдат, защищавших Ленинград
Дворец Бельведер в Петергофе. В 1941 году – опорный пункт советских солдат, защищавших Ленинград

Елизавета Бойко, Саратовская область (о средней школе № 5 г. Маркса)

«Удивляет, что, пережив такие потрясения, «Ротонда» до сих пор возвышается над местностью. Памятник демонстрирует стойкость, его части держатся на колоннах вопреки времени и судьбе. Он словно советский воин – вышел из войны победителем, несмотря на все сопровождающие эту победу потери. Я внимательно слежу за судьбой памятника и обязательно рассказываю о нем в курсе краеведения, который преподаю».

Анастасия Пономарева, Воронеж (о «Ротонде» – здании Воронежской областной больницы)

«История, которую я хочу рассказать, глубоким шрамом прошла по моему сердцу. Луговой парк стал местом кровавых боев за Петергоф. Больше 1000 бойцов 264-го отдельного пулеметно-артиллерийского батальона, созданного из студентов Кораблестроительного института и рабочих судостроительного завода, 19–23 сентября 1941 года погибли здесь, в Луговом парке. Штаб 264-го ОПАБ находился в сердце Лугового парка – в Розовом павильоне (Озерки). Этот чудесный павильон фашисты уничтожили практически до основания вместе с героическими защитниками. Ежегодно мы проводим велопробег памяти к Розовому павильону по маршруту расположения рот 264-го ОПАБ. Расположенные на господствующих Бабигонских высотах дворец Бельведер и церковь св. Александры стали точкой опоры для наших бойцов и объектами атак фашистов. Дворец значительно пострадал во время войны. Уже пять лет он стоит закрытый, не проветривается, разрушается. Мы, волонтеры, ежегодно проводим здесь уборку территории. Наша молодежь разработала концепцию по созданию во дворце арт-кластера. Надеюсь, нас кто-то когда-то услышит».

Ольга Андреева, Санкт-Петербург (о памятниках Лугового парка в Петергофе)

«Работа медсестер в госпитале, переоборудованном из школы, стала настоящим испытанием. Они столкнулись с немыслимыми трудностями: нехваткой медикаментов, оборудования и места для раненых. Преодолевая эти препятствия, они проявляли невероятную стойкость, оказывая помощь в обстановке постоянного стресса. Эмоциональное бремя, связанное с ежедневным видом страданий, требовало от них не только профессионализма, но и огромного мужества. Мы можем лишь склонить головы перед их героизмом и самоотверженностью, благодаря которым они спасали жизни и вселяли надежду в самые темные времена. Их подвиг достоин вечной памяти».

Софья Бебнева, Нижний Новгород (о здании б. школы № 45 в Нижнем Новгороде)

«Простой дом на улице Красной, 39, города Лабинска хранит множество историй. Здесь рождались и росли дети, здесь жили и умирали люди. Дом помнит семейные праздники, теплые вечера у печки, разговоры за столом. А еще он помнит страшный 1942 год, тусклый свет керосиновой лампы и тихие беседы и приказы, скрип перьев переписываемых листовок и, конечно, стук горячих сердец юных мальчишек и девчонок. В доме на улице Красной, 39, находилась явочная квартира подпольной организации «Юный мститель». Фашисты и полицаи из местных предателей так и не смогли вычислить молодежное подполье».

Анастасия Мищенко, Краснодарский край (о «Доме юных мстителей» в г. Лабинске)

«Маленькая заброшенная деревушка Турково Сосновского муниципального округа Нижегородской области хранит на местном кладбище воспоминания о земляке, удостоенном звания Героя Советского Союза – Фомичеве Иване Васильевиче. Сколько бы времени ни прошло, мы не должны забывать ни фамилии фронтовиков, ни их подвиги. Поэтому каждый год 9 мая жители деревни возлагают цветы к памятнику Фомичева, а волонтеры округа поддерживают могилу в чистоте».

Надежда Баланова, Нижегородская область (о мемориале Героя Советского Союза И.В. Фомичева в дер. Турково)

«В годы войны в нынешнем здании школы на ул. Комсомольской размещались эвакуационные госпитали № 2790 и № 2975. Госпитали принимали раненых бойцов в самые трудные первые годы войны. Я была выпускницей этой школы в прошлом году. Я рада, что училась там и принимала участие в ее жизни. Я люблю свою школу и считаю своим долгом рассказать о ее значении во время Великой Отечественной войны».

Дарья Сабурова, Нижний Новгород (о здании б. школы № 20 в Нижнем Новгороде)

«Для изможденных, голодающих и замерзающих ленинградцев Спасо-Преображенский собор стал не просто местом молитвы, но и настоящим укрытием и символом надежды. В его подвалах было оборудовано бомбоубежище, где находили спасение сотни горожан во время воздушных тревог. Священнослужители и прихожане как могли поддерживали друг друга. В храме совершались требы, крестили детей, отпевали умерших – жизнь, пусть и искалеченная войной, продолжалась под его сводами. Знаменитый хор собора под управлением будущего Патриарха Пимена (Извекова), тогда игумена, продолжал петь, и эти божественные звуки посреди ада блокады давали людям силы жить и верить в победу. Собор стал местом, где можно было получить не только духовное утешение, но и крупицу тепла и человеческого участия. Он был островком веры и несокрушимого духа в море страданий».

Виктория Ярова, Нижний Новгород (о Спасо-Преображенском соборе в Санкт-Петербурге)

«В начале Великой Отечественной войны Завод имени Коминтерна стал стратегическим объектом – важным пунктом производства вооружения для фронта. Правительство решило срочно развернуть серийное производство реактивных снарядов М-13 и пусковых установок залпового огня БМ-13 – легендарных «Катюш». Две первые «Катюши» собрали на пятые сутки войны. В 1942 году территория завода стала полем боя между фашистскими захватчиками и советскими войсками. Это был настоящий бой за каждый метр, за каждую колонну, за каждый станок. После освобождения Воронежа в январе 1943 года началось восстановление разрушенного здания. Люди поднимали завод из пепла голыми руками. Здесь не только ковали металл – здесь ковали Победу».

Виктория Гудкова, Воронеж (о Заводе им. Коминтерна в Воронеже)

Инзенский железнодорожный вокзал. Отсюда уходили на фронт воинские эшелоны
Инзенский железнодорожный вокзал. Отсюда уходили на фронт воинские эшелоны

«В архивах сохранились донесения, где говорится, что в 1942 году сормовчане собрали и отправили на фронт более 2000 танков. Только за 1943 год завод произвел 2519 танков. Эти машины сражались под Сталинградом, Курском, в боях за освобождение Украины и Польши, входили в Берлин. Сормовские подводные лодки воевали в составе Балтийского и Северного флотов. Декабрьским утром 1943 года на центральной площади Горького прошел митинг по случаю отправки на фронт юбилейного 5000-го танка. По свидетельствам очевидцев, толпа скандировала: «Слава Сормово!». Эта машина была вручена 1-му Белорусскому фронту как символ несломленного духа и мощи тыла. Посещая завод в наши дни, невозможно остаться равнодушным. Его массивные цеха, памятные доски, монумент танку Т-34 на территории предприятия и Музей трудовой славы вызывают трепет. Я была участником волонтерской группы, помогавшей в благоустройстве мемориальной зоны перед зданием заводоуправления. Мы чистили территорию, восстанавливали клумбы и устанавливали таблички с именами героев – рабочих, погибших на фронте и в тылу. Сохранение исторической памяти – наша общая задача. Участвуя в мероприятиях по уходу за памятными местами, мы не просто ухаживаем за территорией – мы отдаем дань уважения тем, кто своим трудом приближал Победу».

Анастасия Зайцева, Нижний Новгород (о заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде)

Здание Варнавинского детского дома (бывш. мужская гимназия), в котором в годы войны спасли 447 детей блокадного Ленинграда
Здание Варнавинского детского дома (бывш. мужская гимназия), в котором в годы войны спасли 447 детей блокадного Ленинграда

«Эвакуационный госпиталь № 4844 для военных летчиков дислоцировался в Суханове с 26.04.1942 по 1.05.1943. Наша соседка баба Аня в те времена работала там санитаркой, и было ей в ту пору всего 16 лет. Она вспоминала: когда выздоравливающих летчиков выписывали и они уезжали на фронт, многие писали в госпиталь письма, присылали свои фотографии и даже сбрасывали цветы, когда самолеты пролетали над госпиталем. Многим здесь сохранили жизнь. А с погибших в госпитале летчиков началась история захоронений на Расторгуевском кладбище, куда и сегодня дотянулась трагическая связь поколений, где обрели покой участники Специальной военной операции – герои, павшие в бою».

Мария Аргир, Москва (о подмосковной усадьбе Суханово)

«В годы войны в Варнавинском детском доме воспитывались ленинградские дети. 447 детей, вывезенных из блокадного Ленинграда, в возрасте от 4 до 14 лет. Ни один истощенный, измученный ребенок не погиб в Варнавине, всех выходили! Безусловно, это здание имеет огромную историческую и культурную ценность для Варнавина и для всей страны. Важно сохранять память об этих событиях и людях, чтобы будущие поколения знали о подвиге жителей Варнавина в годы войны».

Нелли Мясникова, Нижегородская область (о здании бывш. Варнавинской мужской гимназии)

Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге
Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге

«В 1989 году на привокзальной площади г. Инзы был установлен памятник «Разлука», посвященный воинам-инзенцам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны. Именно отсюда отправляли на фронт солдат, наших земляков. Из Инзенского района на фронт ушло более 11,5 тысячи человек, из них не вернулось свыше 7,5 тысячи. Наш вокзал – хранитель истории. Это символ памяти о героях нашей Родины!»

Александр Торхов, Ульяновская область (об Инзенском железнодорожном вокзале)

«Воронежская «Ротонда» – это не просто руины. Это живое свидетельство ожесточенных боев за Воронеж в годы Великой Отечественной войны, памятник мужеству советских солдат и трагедии мирного населения, символ возрождения из пепла. Ее изрешеченные стены, пронизанные осколками и пулями, хранят в себе отголоски страшных дней 1942 года. После освобождения Воронежа в 1943 году «Ротонда» представляла собой печальное зрелище: руины, искореженная арматура, обгоревшие стены. Одна из бомб попала прямо в купол и разорвалась между вторым и третьим этажами. От великолепной областной больницы остался только искореженный купол с дырой 2 х 2 метра, который чудом держался на колоннах. Руину решили не восстанавливать, а оставить как памятник войне. «Ротонда» – это не просто архитектурный памятник, это эмоциональный мемориал, место скорби и одновременно символ стойкости духа, веры в победу и надежды на мирное будущее».

Василий Ваулин, Воронеж (о «Ротонде» – здании Воронежской областной больницы)

Нижний Новгород. Завод «Красное Сормово» и памятник советскому танку Т-34
Нижний Новгород. Завод «Красное Сормово» и памятник советскому танку Т-34

«В нашем быстротечном мире, когда все меняется, неизменным остается одно – это история, которую надо помнить. Помнить – значит знать героев, благодаря кому завоеван мир. Помнить – значит сохранить память о великом подвиге своих предков в годы войны. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Молодое поколение должно знать о подвиге народа, одержавшего победу, видеть дань уважению и славе, поэтому так важны памятники героям войны с фашистской Германией».

Галина Бочкина, Владимирская область (о мемориале Героя Советского Союза И.В. Скворцова в дер. Лучинское)

Больше материалов – в выпуске информационно-практического журнала «Охраняется государством».