В сети родители двухлетней девочки, которую не удалось спасти врачам больницы в Карелии, поделились своей историей. Дело получило общественный резонанс, возбуждено уголовное дело, врио главного врача стационара уволен.
Попробуем разобраться есть ли вина докторов в произошедшем.
Итак, девочка в возрасте 2-х лет заболела ОРВИ. 13 февраля ее мама вызвала педиатра на дом в связи с жалобами на затруднененное дыхание, повышение температуры тела, боль в горле. Назначенное доктором лечение не помогло, в связи с этим родители вызвали скорую помощь, которая приехала в 18.00 и отвезла девочку с родителями в больницу.
В приемном покое они оказались в 18.30, через полчаса их осмотрел дежурный педиатр, который приехал из дома, так как его смена уже закончилась в 17.00. Врач поставил диагноз: ларинготрахеит, стеноз 2 степени. Сатурация кислорода была 90. Педиатр назначил необходимое лечение- со слов отца выполнили ингаляцию и санацию носа, после чего сатурация поднялась до 91. Врач дал рекомендации медсестре и уехал из больницы в 20 часов.
Уже на первом этапе мы видим, что первый врач- педиатр недооценил тяжесть состояния девочки. 2 степень стеноза еще не требует поступления в отделение интенсивной терапии и реанимации (ОРИТ), но необходимо было учитывать низкую сатурацию. При сатурации ниже 92 нужно было назначить кислород, не только ингаляции ( ингаляции скорее всего были с беродуалом и пульмикортом).
С этого времени к работе приступила педиатр, врио главврача больницы.
Также мы видим серьезный кадровый дефицит в данной больнице.
Со слов матери в 21.30 девочке стало хуже, у нее посинели губы. Мама стала искать врача, который пришел в палату только в 22ч. Доктор назначила ингаляции и какие-то препараты.
Здесь мы видим серьезную недооценку тяжести состояния ребенка (если все так и было). Врач, посмотрев ее историю болезни, должна была обязательно повторно измерить сатурацию, и учитывая цианоз губ- решить вопрос о переводе в ОРИТ. И добавить обязательно к ингаляциям кислород. Ингаляции с гормонами снимают стеноз, но кислород нужен, чтобы защитить мозг и сердце от гипоксии и предотвратить декомпенсацию.
В час ночи мать девочки вновь стала искать врача в связи с ухудшением состояния ребенка. Маленькой пациентке выполнили 3 ингаляции.
Улучшения не последовало, и только в 2.30 ночи девочку перевели в палату с кислородом. В это время измерили сатурацию - она была 91. Далее мама пишет, что положила кислородную маску рядом с девочкой.
Не совсем понятно, почему девочка не получала кислород хотя бы в это время, возможно врач не объяснила необходимость этого. Медсестра должна была показать как пользоваться маской.
В 4 утра врач назначил инъекцию системного глюкокортикостероида, но улучшения не было. Мать одела кислородную маску девочке, но по всей видимости она уже не помогала.
Остаются вопросы, в 4.00 перед назначением преднизолона, который в принципе показан при стенозе гортани, врач определила сатурацию вновь? По всей видимости нет. С 19.00 у девочки низкая сатурация 90-91 и не поднимается выше. Как врач это спокойно воспринимала? Если гормональная терапия не помогает, возник цианоз губ, то как доктор не перевела в ОРИТ? Где контроль сатурации?
Затем маленькая пациентка потеряла сознание.
Скорее всего если через несколько минут после этого девочка потеряла сознание, значит сатурация была менее 90, может быть уже 70%, то были однозначные показания для перевода в ОРИТ, и возможно для проведения ИВЛ.
Мама в ужасе побежала в коридор звать на помощь. Медперсонал спал в это время.
То, что медперсонал в отделении спит ночью- это во всех больницах. Медсестра дежурит сутки, естественно, она может уснуть ночью если нет работы, так же, как и врач. В реанимации медсестры не спят- они дежурят по очереди.
Через несколько минут прибежал реаниматолог, но у него не было с собой детского чемоданчика. Врачу пришлось ждать, пока санитарка его принесла. Было потеряно время, со слов отца -10-15 минут. Затем девочке поставили капельницу с адреналином, провели интубацию и на каталке повезли ОРИТ.
Однако в 4.55 врач сообщил родителям, что их дочери не стало.
Почему у реаниматолога не было с собой детского чемоданчика? Опять вопросы к организации медицинской помощи в этой больнице.
В итоге мы видим, что у девочки ОРВИ осложнилось ларинготрахеитом со стенозом 2 степени, который спустя несколько часов перешел в 3 степень, а затем видимо и в 4 степень с развитием острой дыхательной недостаточности. По всей видимости поэтому, глава Миндздрава республики согласился с тем, что были допущены дефекты в оказании медицинской помощи в больнице. Скорее всего изначально при поступлении врачи недооценили тяжесть состояния девочки, не контролировали сатурацию с адекватной периодичностью, не дали сразу кислород, при возникновении цианоза губ не переместили ее в ОРИТ, пропустили показания для ИВЛ.
Сложно делать выводы из представленной информации, без данных истории болезни. Но, вряд ли бы родители могли исказить тот факт, что кислород ребенок не получал до 2.30 ночи. Конечно, даже при адекватной терапии такой исход возможен.
Я обычно защищаю своих коллег, но в данном случае думаю, что не были применены современные клинические рекомендации ведения пациента с таким диагнозом и с такими показателями.
Очень жалко девочку и ее родителей, которые сделали в ту ночь максимально возможное для своего ребенка.
Изменит ли что-то в этой больнице увольнение главного врача? Вопрос риторический.
А как вы считаете?
Спасибо, что читаете. Понравилась статья, поддержите лайком и подпиской на канал
Имеются противопоказания к препаратам; необходима консультация врача