70 лет назад на биофаке МГУ произошло событие, которое зафиксировано в анналах истории как «дело сестер Ляпуновых». Дело это не являлось уголовным, но обвинения, предъявленные сестрам, были серьезные - подпольное изучение запрещенной в стране генетики на домашних лекциях отца.
Отец - Алексей Андреевич Ляпунов был выдающимся ученым-математиком, внесшим весьма заметный вклад в дескриптивную теорию множеств, в создание систем программирования, становление в нашей стране информатики и математической биологии. Им был организован первый в нашей стране семинар по кибернетике (МГУ, 1954–1955). Профессор В.М. Тихомиров писал о нем:
«Ляпунов принадлежал к ничтожному числу представителей своего поколения, кто в полной мере сумел сохранить человеческое достоинство. Он оставался Человеком во все времена, в которые ему довелось жить: он покинул Московский университет, не желая подписать письмо, в котором одобрялось разрушение церквей, он бесстрашно отстаивал истинную науку перед мракобесием; в тяжелейшую военную годину он не счел для себя возможным не пойти на защиту родины с оружием в руках».
Подробнее об отце - Алексее Андреевиче Ляпунове - можно прочесть ЗДЕСЬ:
Действительно в ранние годы студенчества своих дочерей А.А. Ляпунов организовал на дому - не только для дочерей, но и для других приходивших к нему студентам, кружок по изучению генетики. Сам он не был генетиком, но еще до войны тесно общался с учеными из окружения академика Н.К. Кольцова, в частности помогал профессору Ю.Я. Керкису в обработке материала.
Наталия и Елена Ляпуновы поступили на биофак МГУ в 1954 году и тогда же А.А. Ляпунов начал вести семинары со студентами домашнего кружка в своей квартире на улице Хавской, в районе Якиманки. Читали лекции и другие ученые. Н.А. Ляпунова вспоминала:
"Папе пришла в голову гениальная идея — просить наших замечательных ученых-генетиков рассказывать о своих работах. По очереди начали докладывать генетики кольцовской школы. Несколько раз выступал Дмитрий Дмитриевич Ромашов, о генетике поведения рассказывал Леонид Викторович Крушинский, что-то докладывал и Дубинин. После каждого доклада накрывался стол, пили чай, обычно нас было человек 12" (1)
9 декабря 1955 года выступил перед студентами на Хавской (после снятия судимости и возвращения в Москву) Н.В. Тимофеев-Ресовский. Тема его доклада была: «Биофизический анализ молекулярного размера гена».
Вскоре после этого на имя секретаря партбюро ученого почвоведа профессора Г.В. Добровольского (с 1992 г. - академик РАН) поступил донос и стал раскручиваться отработанный годами маховик. В зимнюю сессию Наталия Ляпунова получила незачет по истории партии и не была допущена к экзаменам(2). Затем последовали обвинения в «двурушничестве». По итогам расследования был поставлен вопрос об исключении из комсомола Елены и Наталии Ляпуновых за изучение в домашних условиях запрещенной науки, в рамках организованного отцом кружка «неправильного идеологического направления».
«Персональное дело сестер Ляпуновых» рассматривалось в Большой Биологической аудитории биофака. Подробно о том, как проходило это собрание, рассказала Н.А. Ляпунова(1). Она, в частности, привела выдержку из проекта решения собрания:
«Наталия Ляпунова… совершила проступки, несовместимые со званием комсомольца и заслуживающие строгого общественного осуждения…
…Она способствовала и явилась соучастницей организации на дому, за спиной партийной и комсомольской организации и деканата кружка, который занимался наряду с изучением статистики, формальной генетикой с приглашением лекторов чуждого нам вейсманистско-морганистского направления в генетике и проявила вредную активность в популяризации этого учения путем вовлечения в кружок новых членов.
Будучи секретарем комсомольского бюро курса она не приняла никаких мер к осуждению участников хора, выступивших на костре в Чашникове с пошлыми частушками, оплевывающими достижения мичуринской науки, видных советских ученых и популяризирующими чуждое нам морганистское направление. Кроме того, эти же частушки, по признанию Н. и Е. Ляпуновых, распевались ими дома в присутствии участников кружка.
Идеи, культивируемые кружком, …давали повод для вредных, необоснованных толкований по вопросам правильности решений сессии ВАСХНИЛ по вопросам биологической науки».
На голосование было поставлено исключение из комсомола, что равносильно отчислению из университета. Но голоса раскололись и сестрам объявили строгий выговор.
Справочно. Елена Алексеевна Ляпунова, родилась в 1936 году в Москве. Биолог, цитогенетик, заведующая лабораторией цитогенетики Института биологии развития РАН им. Н.К. Кольцова, доктор биологических наук, профессор.
Наталия Алексеевна Ляпунова родилась в 1937 году в Москве. Биолог, цитогенетик, доктор биологических наук, член-корреспондент РАЕН. С 1973 года работала в Институте медицинской генетики АМН СССР (ныне - Медико-генетический научный центр им. Н.П. Бочкова). За более чем 40 лет прошла путь от младшего научного сотрудника до руководителя Лаборатории общей цитогенетики.
Выписка из протокола заседания бюро ВЛКСМ биолого-почвенного факультета:
"За верхоглядство в изучении науки, выразившееся в некритическом отношении к идеям, проводимым на домашнем кружке, за потерю комсомольской бдительности, за непринципиальное отношение к общественной работе, что вместе с существованием кружка, привело к расколу курса, за некомсомольское отношение к изучению общественно-политических дисциплин, за плохую учебную дисциплину вынести Н. Ляпуновой выговор с занесением в личное дело и вывести из состава факультетского бюро.
С аналогичной формулировкой Е. Ляпуновой вынесен строгий выговор с предупреждением, а секретарю курсового комитета комсомола Л. Киселеву - выговор без занесения в личное дело».
«Дело» Алексея Андреевича Ляпунова подготовлено и направлено для рассмотрения в парторганизацию мехмата МГУ.
Дела сестер Ляпуновых и их отца не были доведены до логического конца, поскольку после XX съезда партии стала меняться обстановка в стране.
Наталия Алексеевна Ляпунова вспоминала:
"Дома у нас собирались ребята из кружка Смолина(3): Миша Шемякин, Феликс Дзержинский, Алеша Северцов, Коля Дроздов, Женя Панов, Эза Каляева… Биологией мы много занимались с Петром Петровичем. Но папа решил прочесть нам лекции по генетике: в школе генетику не преподавали, было ясно, что без нее нельзя! Быстро выяснилось, что он не может объяснить нам даже законы Менделя, поскольку мы не знаем принципов статистики. Вот тогда и зародились ляпуновские домашние семинары. У нас дома стали появляться и студенты…"
Среди этих студентов были:
Доктор биологических наук, заведующий отделом систематики и географии растений Ботанического сада МГУ Михаил Георгиевич Пименов:
"В доме Ляпунова витал дух старой русской интеллигенции. Я получил там не только биологическое образование, это было прозрение. Я стал разбираться в людях".
Доктор биологических наук, заведующий лабораторией генной инженерии растений Института сельскохозяйственной биотехнологии Михаил Федорович Шемякин:
"Алексей Андреевич был совершенно незаурядным человеком, сыгравшим огромную роль в моей научной жизни. Невероятно искренний, готовый броситься на помощь по первому зову — таким он был и в науке. Таким мы его узнали и в мрачные лысенковские годы".
Доктор биологических наук, заведующий кафедрой теории эволюции биологического факультета МГУ Алексей Сергеевич Северцов:
"Этот кружок ввел нас в нормальную генетику, в круг общения необыкновенно интересных людей. Возникла профессиональная среда, и формировал ее Алексей Андреевич. Это был определенный настрой, и если бы не было ляпуновского кружка, мне пришлось бы намного труднее".
Среди участников кружка был и студент Николай Николаевич Воронцов (1934-2000) будущий муж Елены Ляпуновой и будущий учёный-зоолог, эколог и генетик, доктор биологических наук, профессор, председатель Госкомприроды СССР (1989—1990), первый (и единственный) министр природопользования и охраны окружающей среды СССР.
(1)Цит по - https://rcsz.ru/inf/pp/177?ysclid=mlrob2sbj799853899
(2)Позже преподаватель истории партии профессор Утенков принес извинения, сказав, что его «заставили» провалить Н.А. Ляпунову на зачете.
(3)Пётр Петрович Смолин - советский натуралист, зоолог, популяризатор биологии и охраны природы, воспитавший целое поколение отечественных биологов, географов, экологов и деятелей охраны природы.
В следующей статье расскажу о том, как "мракобесие" в науке после "дела сестер Ляпуновых" продолжалось еще несколько лет.
(окончание следует)