18 февраля в 11 часов утра по московскому времени в Женеве продолжились переговоры делегаций России, США и Украины, которые накануне длились около шести часов. Информации о том, что происходит за закрытыми дверями, почти нет.
На Радио «Комсомольская правда» говорили с политическим обозревателем из Крыма Владимиром Джараллой.
АМЕРИКАНСКИЙ «ОПТИМИЗМ»
— Что скажете о первом дне переговоров в Женеве — американцы излучают осторожный оптимизм…
— Здесь для понимания подходит выступление вице-президента США Вэнса, направленное на свою, американскую аудиторию.
— Он что, резко высказался?
— Вэнс сказал, что все происходящее сейчас на целом ряде треков (причем он подразумевал не только российско-украинские переговоры, но и ряд других) сталкивается с саботажем со стороны Европы. Это американцы уже видят ясно. И для них сейчас переговоры в Женеве — это возможность дернуть за ниточки европейцев. Посмотреть, насколько они еще послушны. Ведь европейцы без приглашения на эти переговоры сами заявились. Очевидно, что они играют на украинской стороне. Работают на саботаж, на срыв этих переговоров.
— Американцы в Женеве — за позитив?
— Американцы взялись сразу за несколько дел. Там же прошли и переговоры с иранцами. Всех удивило то, что внезапно там появились такие нотки с обеих сторон - кажется, могут договориться без нанесения авиаударов. Что же касается российско-украинских переговоров, то очевидно, что сейчас они начинают играть по тому же сценарию, что и раньше. Российская сторона свою позицию озвучила и работает над ней. Украинская сторона, прогнувшись под давлением американцев, сейчас при помощи европейцев пытается все заболтать. Скупые сливы того, что происходит, идут только с той стороны.
— С нашей — практически никаких намеков?
— Нет. Из последних новостей — желание Зеленского выставить себя главной фигурой, пытаться организовать переговоры напрямую с Путиным. То есть, украинская делегация начинает традиционный гопак вокруг стола для того, чтобы не обсуждать главное.
ЕВРОПЕЙСКОЕ ДВУЛИЧИЕ
— На этом фоне в ЕС твердят про 20-й пакет санкций, жесткий и неприятный — но при том они же хотят сесть за стол переговоров. Стоит ли договариваться с Европой?
— Надо договариваться, если они хотят договариваться. Но пока мы видим только вечного Макрона, который отказывается от своих слов на следующий день после соглашения. А немцы и англичане работают на то, чтобы произошел срыв переговоров. Европейская сторона чувствует себя стороной, которая хочет и американцев подкузьмить, чтобы на выборах у Трампа были неприятности, чтобы он получил внешнеполитическую неудачу, и продолжить давление на Россию, потому что она для них — единственный объединяющий фактор. Пустить европейцев за стол переговоров можно — но при понимании, что такие переговоры могут закончатся ничем.
— Главное, чего переговоры касаются — перемирие и вывод ВСУ с Донбасса?
— Перемирие нужно всем сторонам, они к этому готовы. Но есть проблема. Когда это соглашение будет заключено, первый день мира станет и первым днем подготовки к новой войне.
— Но сейчас все стороны готовы, по крайней мере, разговаривать?
— Для России есть решение этой задачи в двух вариантах — в военном или в политическом. В любом случае мы выигрываем.
УКРАИНСКИЕ ТЕРЗАНИЯ
— Сейчас ведение переговоров опирается на принцип: главное — не победа, главное — участие?
— Соглашусь, потому что очевидно, что российская сторона ни по одному из пунктов не уступит. Главные пункты — не только освобождение территорий, столь же важно, чтобы на Украине сменился режим, а новый никогда больше для России не представлял угрозы.
— А с этим — проблема.
— Европейская сторона, как, впрочем, и американская, стремится к тому, чтобы вывести из-под удара, сменить Зеленского, но затем продолжить ведение враждебной к России деятельности на территории бывшей Украины.
— Тогда СВО закончится исключительно на поле боя — а дипломатических вариантов не просматривается?
— Согласно западным информационным агентствам, которые опираются на данные разведки, весной и летом ожидается российское наступление. Вероятно, после него станет понятно: либо мы добьемся окончательного решения вопроса на поле боя, либо улучшим свои переговорные позиции — и вернемся к переговорам уже в других условиях. Похоже, пока дело идет именно к этому.
— После первого дня переговоров сообщалось о «расколе» внутри украинской делегации?
— Буданов* работает на тот вариант, который я озвучил. Очевидно, что Украина приближается к краху. Им надо это остановить — и подготовиться к следующему раунду, который будет потом.
— Но это означает конец лично для Зеленского.
— Да, поэтому он и саботирует условный позитив переговоров. Для него окончание боевых действий — это конец, в лучшем случае, политической карьеры. Раскол в украинской делегации очевиден. И столь же очевидно, что Зеленский прямо сейчас обеспокоен личным выживанием.
* Внесен в список экстремистов и террористов Росфинмониторинга
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Затянуть конфликт на Украине еще на два года: кто в Европе препятствует переговорам с Россией
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru