The Wall Street Journal | США
Норвегия с ошеломительным успехом выступает на зимних Олимпийских играх, пишет WSJ. Автор попытался проанализировать, как "маленькая европейская страна" с населением в один американский штат возглавляет зачет по золотым медалям – оставляя США далеко позади.
Бен Коэн (Ben Cohen), Джошуа Робинсон (Joshua Robinson)
Каждые четыре года американцы включают трансляции зимних Олимпийских игр по телевизору и задаются одними и теми же вопросами. Что такое четверной лутц? Кому вообще пришло в голову выступать в монобобе? Почему керлинг так затягивает?
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
И главное — как Норвегия, страна с населением примерно, как у Миннесоты, умудряется доминировать над всем миром в спорте?
На трех последних Олимпиадах эта гастролирующая дружина викингов возглавляла зачет по золотым медалям — и общий медальный зачет тоже. Теперь они проезжаются катком по Играм в Милане и Кортине-2026. К понедельнику у норвежцев набралось 12 золотых медалей — в несколько раз больше, чем у США, хотя населения у них меньше 2% от американского.
И никто особенно не удивлен. Самая успешная страна в истории зимних Игр уже давно лидирует по количеству золотых, серебряных, бронзовых и общему числу медалей за все времена. За последнее десятилетие Норвегия закрепила за собой право считать эту Олимпиаду своей территорией.
И дело не только в том, что у многих дисциплин в названии есть слово "северный", — и даже не в том, что норвежцы будто появляются на свет уже в лыжах и на коньках.
Величайшая история успеха на Играх началась… с болезненного разочарования.
Когда Норвегия вернулась с Олимпиады 1984 года всего с тремя золотыми, страна встревожилась настолько, что тут же запустила экстренную программу "Проект 88". Но через четыре года стало еще хуже: норвежцы приехали домой вообще без единого золота.
А дальше речь была уже не о национальной гордости. Речь была о реванше.
В 1994 году весь мир съехался в Норвегию на зимние Олимпийские игры в Лиллехаммере — и страна с нефтью и суверенным фондом сделала инвестицию, которая работает до сих пор.
Появилась организация "Олимпиатоппен" (организация, входящая в состав Норвежского олимпийского и паралимпийского комитета и Конфедерации спорта) — структура, чья единственная задача заключалась в том, чтобы находить и выращивать второй по ценности природный ресурс Норвегии: олимпийских спортсменов.
На своем льду и снегу Норвегия прошла путь от ноля золотых до 10 золотых медалей и победы в общем зачете.
С тех пор загадочные методы подготовки спортсменов в этой стране заставляют остальных ломать голову над своими ошибками.
"Многие страны приезжают в “Олимпиатоппен”, чтобы понять: что делают норвежцы? — рассказывает Томас Хауген (Thomas Haugen), норвежский профессор, изучавший методы подготовки выносливых спортсменов. — И когда они приезжают, они разочаровываются".
Украинцев прижали на Олимпиаде. МОК не стерпел провокаций — и выгнал спортсмена. На Банковой завыли о дискриминации
Условия там скромные. Расписание — до неприличия здравое. Люди внутри охотно делятся "секретами" со всеми, кто готов слушать. Они объясняют свою философию гуманистического развития и "радости для всех", вдохновенно рассуждают о том, как вырастить счастливых детей, сосредоточенных спортсменов и здоровых граждан, всерьез сравнивают свою организацию скорее с живым организмом. А остальному миру кажется, что с ними разговаривают по-норвежски — буквально.
"Мы считаем, что для нас это преимущество: очень трудно понять, почему это работает", — говорит Торе Овребо (Tore Øvrebø), шеф миссии, глава норвежской делегации.
Отчасти это работает потому, что норвежская модель подготовки почти зеркально противоположна американской.
Пока детский спорт в США становится неприлично дорогим, Норвегия настаивает: массовый спорт должен быть доступен каждому.
Там ставят удовольствие людей выше побед. Следят за тем, чтобы расходы на спорт у населения оставались низкими, а участие в нем — массовым. Поощряют детей пробовать как можно больше видов спорта и не загоняют юных атлетов в специализацию очень рано. Они даже не ведут счет, пока детям не исполнится 13 лет.
И только после этого лучших начинают отбирать в академии, где у них появляется доступ к топовым тренерам и другим спортсменам элитного уровня. В стране, подпитанной нефтяным достатком, есть и конвейер талантов, который не иссякает, а продолжает "качать" олимпийцев.
Самый свежий пример — Йоханнес Хёсфлот Клебо (Johannes Høsflot Klæbo): живая реклама норвежской модели обучения спортсменов — в лыжном спринте, на полном ходу. В детстве его семья переехала из Осло в Тронхейм — колыбель зимних видов спорта. Он рос и тренировался в местном многопрофильном спортивном клубе, пробуя разное, прежде чем выбрать дисциплину, которую ему предстояло перевернуть: лыжные гонки.
Теперь, когда этот бог с севера включает режим форсажа против соперников, норвежцы не могут им насытиться. Его лицо сияет на всех билбордах. Его фирменный спринтерский прием — почти предмет культа. И их восхищает его готовность терпеть всю скучную рутину, без которого не добиться величия в спорте.
Перед главными стартами Клебо сводит контакты с внешним миром к минимуму, чтобы не подхватить инфекцию. Он так стремился подойти к Олимпиаде в пике своей спортивной формы, что даже отказался видеться с невестой.
Воздержание, похоже, оказалось выигрышной тактикой. Здесь Клебо может выиграть шесть золотых, а рекорд по олимпийским золотым медалям за карьеру на зимних Играх он уже побил. До него он принадлежал троим другим спортсменам — и все они норвежцы.
"Вы теряете дар речи": ученые раскрыли секрет четверного акселя Ильи Малинина
Но перед поездкой в Италию никто не обещал очередной безоблачной зимы. Страна переживала национальный позор: норвежцев поймали на незаконной переделке паховой части костюмов для прыжков с трамплина. А уже по ходу Игр их настиг еще один "читерский" скандал — на этот раз не на трассе, а в личной жизни: история с изменой одного биатлониста.
А потом Норвегия просто продолжила выигрывать столько золота, что о нем быстро забыли, как, вероятно, и его бывшая.
Хотя стратегия норвежского превосходства на зимних Играх строится десятилетиями, подготовка к Олимпиаде-2026 по-настоящему началась год назад, когда почти вся команда собралась вдали от фьордов.
Поскольку Игры растянуты на семь площадок — в Милане и в горах, — в прошлом мае норвежцы устроили недельный сбор на Гран-Канарии, в Испании. Идея была в том, чтобы спортсмены ощущали себя не набором отдельных лыжников, конькобежцев и прыгунов, а одной командой. Они должны были делить тренировки, еду и идеи.
"Мы все время занимаемся этим “перекрестным опылением”", — говорит Овребо.
Уехали спортсмены оттуда с легким загаром, целью в 35 медалей и планом захватить еще одну Олимпиаду.
Пока остальные страны думали, как бы стать на них похожими, норвежцы уже работали над следующим шагом.
"Нам нужно быть меньше норвежцами, — смеется горнолыжница Мина Фуерст Холтманн (Mina Fürst Holtmann). — Больше викингами".
Комментарии читателей The Wall Street Journal
Judy Neuwirth
Норвежцы отлично выступают в видах спорта на снегу и льду. Ну кто бы мог подумать, что это сработает?!
BRENT HUFFMAN
Это сработало бы и для США, если бы каждый родитель в "снежных" штатах поступал как скандинавы и ставил детей на лыжи и коньки, как только те научатся ходить. Но вряд ли.
Terrence Gaab
Вообще-то они правы. Если к седьмому или восьмому классу в каком-нибудь виде спорта (да почти в любом, который играют в США) ты не занимаешься только им на элитном уровне круглый год — тебя не позовут в старшей школе в одну из "топовых" команд. У меня был племянник в хоккейной программе уровня AAA, и в восьмом классе он хотел поиграть весной в лякросс. Ему сказали: если будешь играть в лякросс, а не в весенний хоккей, то осенью можешь даже не приходить на отбор в зимний хоккей. Подразумевается, что тогда не будет и стипендии в колледже. Мы давим на подростков, заставляя их готовиться к колледжу и профильному обучению, выбирая один-единственный вид спорта. И знаете что? В США больше нейрохирургов, чем игроков, которые представляют любую страну в НХЛ.
"Русских не хватает": в Чехии сделали резонансное заявление об Олимпиаде
Michael Falciani
"Мы все время занимаемся этим “перекрестным опылением”". Так вот куда делись все презервативы на Олимпиаде!
Trevor Aldwin
Они же викинги. Родились в зиме, которая длится шесть месяцев, где холод и волки тысячу поколений "отбраковывали" слабых. Они и должны выигрывать все.
kris thrivillakkat
Ну да! Никакого секрета нет (разве что для репортера WSJ, который не знает истории). Скандинавские страны — Норвегия, Швеция, Швейцария, Финляндия, Австрия и так далее — годами доминируют на зимних Олимпиадах. Они растут и живут со снегом с самого раннего возраста, как только начинают ходить. А их настоящий девиз — "тренируйся, тренируйся", пока не станешь идеальным. Смотреть на это очень интересно.
Tom Haxby
Ну вы посмотрите на население США. Многие никогда не видели снега. Многие имеют лишний вес или просто не в форме, а многие боятся пристегнуть что-то к подошвам и лететь с горы со скоростью 70 миль в час (около 110 км/ч). Давайте честно: норвежцы будут обыгрывать нас каждый раз.
Michael Collins
Живешь в морозильнике под открытым небом — учишься приспосабливаться. Зимние виды спорта становятся частью жизни, чтобы ты не сходил с ума от "зимнего заточения". Прямо как водка…
Christopher Andrews
Если спорт — часть культуры страны и ее радости, это трудно воспроизвести одними деньгами и усилиями. Спросите у мужской сборной США по футболу.
Sarah Grant
Ну и отлично для Норвегии. А у МИРА разве нет других поводов для беспокойства?
Ronald Duke
Олимпиада превратилась в бесполезную политическую болтовню.
Aaron K
Рад, что именно это вы вынесли из этой статьи.
Еще больше новостей в телеграм-канале ИноСМИ >>