Найти в Дзене

Из Риги – в Абакан!

В Хакасии продолжается реализация программы по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637). Она направлена на стимулирование и организацию процесса добровольного переселения соотечественников в Россию, содействие социальноэкономическому развитию регионов и решение демографических проблем. О том, как эта программа осуществляется в Республике Хакасия, рассказала советник отдела трудовой миграции Министерства труда и социальной защиты РХ Ирина МИХАЛКИНА. Также корреспондент «Абакана» встретился с одной из участниц данной программы, переехавшей в столицу Хакасии из Риги. Чем жительницу этой прибалтийской республики привлек наш сибирский регион, в котором у нее на момент переезда не было ни родственников, ни знакомых? Об этом – в нашем материале. – Ирина Александровна, кто может принять участие в данной программе и каковы требования, выдвигаемые для соотечественников, являющихся
Оглавление

История участницы программы по переселению соотечественников

Личное измерение

В Хакасии продолжается реализация программы по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637). Она направлена на стимулирование и организацию процесса добровольного переселения соотечественников в Россию, содействие социальноэкономическому развитию регионов и решение демографических проблем. О том, как эта программа осуществляется в Республике Хакасия, рассказала советник отдела трудовой миграции Министерства труда и социальной защиты РХ Ирина МИХАЛКИНА. Также корреспондент «Абакана» встретился с одной из участниц данной программы, переехавшей в столицу Хакасии из Риги. Чем жительницу этой прибалтийской республики привлек наш сибирский регион, в котором у нее на момент переезда не было ни родственников, ни знакомых? Об этом – в нашем материале.

Наши соотечественники, кто они?

– Ирина Александровна, кто может принять участие в данной программе и каковы требования, выдвигаемые для соотечественников, являющихся иностранными гражданами?

– Программа «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Хакасия соотечественников, проживающих за рубежом» реализуется в нашем регионе с 2014 года. За этот период ее участниками стали более 1 600 человек из тринадцати государств.

Участие в программе могут принять граждане России, постоянно проживающие за рубежом, либо иностранные граждане, которые раньше жили в республиках СССР, а потом стали гражданами соответствующих государств. Это относится и к иностранным гражданам – соотечественникам, которые проживают на территории нашей республики.

Если иностранный гражданин проживает в Хакасии, он подает заявление на участие в программе в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Хакасия. Если же иностранный гражданин проживает за рубежом, то подает заявление в уполномоченный орган (посольство) в стране проживания. Это заявление далее поступает в МВД по Республике Хакасия. Только после этого документы направляются в Министерство труда и социальной защиты РХ, так как мы являемся уполномоченным органом по реализации программы. Мы рассматриваем поступившие материалы, беседуем с заявителем и уже только после этого выносим документы на рассмотрение межведомственной комиссии при Правительстве Республики Хакасия.

При положительном решении комиссии человек включается в число участников программы и получает свидетельство, которое действует в течение пяти лет. Срок достаточный, чтобы приехать на выбранное место жительства и работы. Участники программы и члены их семей, переселяющиеся совместно, получают гражданство России в упрощенном порядке.

– Скажите, каковы при этом требования к заявителю?

– Претендент, проживающий в Хакасии, должен иметь стаж работы не менее шести месяцев на территории республики, либо осуществлять предпринимательскую деятельность, либо вести личное подсобное хозяйство – также в течение не менее шести месяцев. Заявитель должен иметь среднее профессиональное или высшее образование, либо образование, полученное по программе профессиональной подготовки (переподготовки) рабочих, служащих. Требования устанавливаются и для иностранных студентов: они должны обучаться в образовательных организациях республики очно и находиться в возрасте до 30 лет.

Для тех соотечественников, кто проживает за рубежом, установлены требования к образованию и стажу работы, также учитываются имеющиеся на территории Хакасии подходящие вакансии, так как целью программы является сокращение дефицита трудовых ресурсов в регионе.

– Ирина Александровна, какова статистика приезжающих в Хакасию соотечественников, и в Абакан – в частности? Из каких преимущественно стран они прибывают? Какими профессиями владеют? Много ли среди них студентов?

– Приведем цифры за последние три года. Так, в 2023-м к нам прибыли 57 соотечественников – участников программы (с учетом членов семей), 33 из них выбрали местом жительства Абакан. В 2024-м из 30 приехавших соотечественников 10 остались жить и работать в Абакане. В 2025 году всего в Хакасию прибыли 23 человека, Абакан из них предпочли 13 переселенцев. Как видим, столицу республики для постоянного места жительства выбирают более 50 процентов соотечественников.

Что касается государств, из которых к нам прибывают по программе переселения. Отчасти они меняются местами по числу прибывших к нам за последние годы, но в целом остаются одними и теми же: Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Германия, Армения, Латвия… Если говорить о профессиях переселенцев, то это как квалифицированные рабочие – бетонщики, каменщики, электрогазосварщики, штукатуры, повара, так и специалисты – бухгалтеры, педагоги, психологи, ИТР – инженеры по архитектуре и строительству, мастера строительных работ. Ежегодно участниками программы становятся и иностранные студенты образовательных организаций республики.

С прибывшими в Хакасию и Абакан соотечественниками мы работаем и впоследствии.

Остается сказать, что средний возраст переселенцев – 30–45 лет. Они владеют русским языком, имеют образование, опыт работы и быстро адаптируются на новом месте. В 2025 году участниками программы стали врач-невролог, студентка Хакасского многопрофильного техникума, а также инструктор по лечебной физкультуре.

«Прорубить окно» из Европы в Сибирь, в Хакасию!

Одна из участниц программы, переехавшая на постоянное место жительства в Хакасию, – Светлана КРАЧКОВСКАЯ. Элегантная, изящная женщина практически сразу расположила к себе своей непосредственностью, доброжелательной улыбкой. Моя собеседница родилась и всю свою жизнь прожила в Риге, в Латвии. Она русская по происхождению: отец – донской казак, мать родом с Кубани. В силу обстоятельств отцу еще в советское время выпало работать в Латвии. Ни родители, ни их дочь Светлана не имели гражданства этой прибалтийской республики. С ушедшим в историю СССР во многих бывших советских республиках на русскоязычных граждан стали смотреть, мягко говоря, недружелюбно. К примеру, в Латвии бывшим советским гражданам, чтобы остаться жить и работать (в случае Светланы Олеговны – в Риге), нужно было иметь гражданство страны, знать историю Латвии, латышский язык и многое-многое другое. В дальнейшем недружественное отношение латышей к «иностранцам» только нарастало, и люди, не отвечающие требованиям, стали вынужденно покидать страну. Тяжелая общественная атмосфера, сложная экономическая ситуация в прибалтийской республике вынудили и С.О. Крачковскую покинуть эту ставшую откровенно русофобской территорию.

– Я не стала связываться с хлопотной «переделкой» всех необходимых для рижской администрации документов – слишком всё это выглядело претенциозно, к тому же и финансово накладно. Обратившись в представительство России в Латвии, написала соответствующее заявление для получения вида на жительство в нашей стране, – поясняет Светлана Олеговна. – Для себя я решила, что незачем мне бороться за латвийское гражданство, незачем оставаться в Риге. Обстановка с положением русскоязычных людей там продолжала ухудшаться... Я воспользовалась российской государственной программой по переселению соотечественников, прошла через «барьер переговоров», заручилась поддержкой куратора от МВД России, затем «вышла» на службу по трудоустройству. На это ушли месяцы, но оно того стоило.

Однако не только эти «общественные причины» вынудили Светлану Олеговну переехать в Россию. Ушли из жизни ее отец и мать, свекровь, а в 2023 году и муж Оскар… Держаться стало не за что и не за кого, всё окружение лишь болезненно напоминало женщине о прошлой счастливой жизни. И она решилась…

Светлана Олеговна внешне и манерами напоминает чистокровную прибалтийку, хотя это, по сути, не так.

– На улицах меня принимали за свою, – смеется она, и в речи улавливается легкий латвийский акцент. – На работе уважали… Но дальше жить в стране, ставшей для меня чужой, я больше не могла. Подруга сказала мне: «Так что ж ты медлишь?» Это было последней каплей…

До «перестройки» всё складывалось у нее в жизни хорошо. Окончив в Риге школу, Светлана получила высшее образование, стала работать инструктором по лечебной гимнастике. После курсов повышения квалификации получила статус физиотерапевта, стала практиковать. Почему она выбрала это направление? Еще в школе девушка занималась фигурным катанием, в пятнадцать лет получила травму. Фигурное катание не забросила, только теперь уже в качестве тренера помогала осваивать данный вид спорта малышам 4–6 лет.

– После института я получила распределение в школу, где отработала несколько лет, – рассказывает она. – Потом меня пригласили в рижскую элитную железнодорожную больницу, где я стала заниматься со взрослыми. Там был сильный врачебный состав, что положительно сказалось на моей дальнейшей деятельности. Вскоре я снова вернулась к детям, занималась с ними лечебной гимнастикой. Со временем менялась специфика работы, внедрялись новые технологии, методики… Я совершенствовала свою квалификацию.

– Как складывалась ваша семейная жизнь, Светлана?

– Детей у нас с Оскаром не было, мы реализовывали свой потенциал, воспитывая других мальчишек и девчонок… Что еще сказать? С мужем в семье и на работе я буквально цвела, была счастлива. Когда он умер, реальная действительность словно обнажила передо мной свою ужасную гримасу. Оскар был последним, что связывало меня с рижской отталкивающей обстановкой.

Во время откровенного разговора мы как-то незаметно перешли со Светланой на «ты». Она неожиданно первой, я поддержал… И это только пошло на пользу нашей дальнейшей беседе.

– При замужестве я не взяла фамилию Оскара. Он отнесся к этому снисходительно. Оскар вообще был мягким, душевным человеком. Он любил Россию, практически, как и я, обладал русским менталитетом. Ведь я, жена, русская по происхождению, невольно воспитывала его на наших отечественных традициях, переданных мне моими родителями. В советское время, да и чуть позже, мы ездили на семинары, повышение квалификации в Москву (мы были с ним коллегами), во время курсов познакомились там со многими сибиряками – из Новокузнецка, Красноярска. Помню, нам читал лекции профессор-невролог из Сибири… Мы подружились со многими, часто перезванивались. Из России после семинаров и я, и он приезжали окрыленными. Я ему уже тогда предлагала уехать из Латвии. Но в наши планы вмешалась болезнь мужа…

Когда мы обратились в разговоре к сегодняшней действительности, мне, не скрою, приятно было услышать от Светланы Олеговны, что наш Абакан нисколько не хуже – если не лучше – той же Риги, в которой они жили с мужем долгие годы. Рига, по ее мнению, такой же маленький город, как и Абакан. И хотя дом у супругов был на окраине, рядом с леском и озером, а работа – в шаговой доступности, Светлана Крачковская не меньше восхищается и нашим, а теперь и ее уютным, комфортным Абаканом, в котором сейчас живет и уже работает.

– Абакан, я бы сказала, мягкий, добрый и человечный город, – делится она своими впечатлениями. – И какой зеленый! Рядом много природных красивых мест, которых в Прибалтике вы не найдете. Я хотела было поначалу остановиться на Красноярске, где живет моя знакомая по московским курсам. Но этот город мне не понравился: большой и, как мне показалось, суровый, даже жесткий, хоть и старинный. Для меня он показался уж слишком-слишком большим.

– А как попал в твое поле зрения Абакан?

– У подруги из Красноярска живет двоюродная сестра в Абакане. Я приехала к ней – и всё сразу поняла: Абакан – это мое место, которое уже становится притягательным и родным.

Восторженная, нисколько не смущенная улыбка и неожиданное заключение:

– Так я и прорубила окно из Европы в Сибирь, в Хакасию!..

Я улыбкой оцениваю неожиданную словесную находку.

С.О. Крачковская приехала в Абакан в конце мая 2025 года. Прошла все необходимые «бумажные» процедуры, сняла на время квартиру по улице Советской. А совсем недавно купила современную на Комарова – поближе к своей работе. Работу же Светлана нашла практически сразу: гуляла в районе детской поликлиники, где «детей при входе приветствует доктор Айболит». Они с подругой решили заглянуть в медучреждение. И удачно! Там Светлана познакомилась с реабилитологом, который впоследствии «свел» Крачковскую с практикующими врачами: абаканскими травматологами-ортопедами. Они и пригласили Светлану Олеговну в организующийся сейчас в столице республики Центр детской ортопедии.

– Я там буду работать инструктором по лечебной гимнастике, – с нескрываемой радостью говорит моя собеседница.

Что ж, в когорте врачей, среди востребованных профессий стоящих в Абакане по списку на первом месте, прибавился еще один опытный специалист. И добрый, располагающий к себе человек, что не менее важно. История с Ригой обернулась для Светланы Олеговны комфортным сибирским Абаканом. И, верится, счастливо обернулась.

Валерий ПОЛЕЖАЕВ
Фото из открытых источников, а также из архива Светланы Крачковской

-2