Когда я делал обзор фильма «Каждый мечтает о собаке», я обратил внимание на «фанерного мальчика» Петю Нечипоренко. Заглянув в его фильмографию, я обратил внимание на фильм с громким названием: «Сокровища партизанского леса». Прочитав аннотацию о детях, спасающих музейные ценности от фашистов, я понял: надо смотреть!
Ну, что вам сказать. Из плюсов – Петя оказался совсем не деревянным, и со своей ролью вполне справился, видимо, многое зависит от режиссёра. Но, когда сценарий представляет собой одну огромную шляпу, такой фильм ни один Петя не спасёт.
Авторы решили снять фильм про войну для деток лет четырёх, поэтому сценарист врубил максимально щадящий режим. Немецко-фашистские захватчики и полицаи в фильме – нехорошие дяди, война – неприятное событие, дети – молодцы. Вот только кому нужен такой беззубый фильм?
В 2020 году художественный руководитель проекта Вадим Абдрашитов на питчинге в Министерстве культуры анонсировал патриотический фильм о войне с участием Галины Польских, Милоша Биковича и Александра Ильина. Денежки были получены, освоены, и на выходе получился фильм с неизвестными актёрами в формате «войнушка для малолетних чайников».
Ну, что же, давайте, расскажу, о чём фильм.
Началась война. Сотрудница музея по фамилии Дроздова упаковала все самые ценные экспонаты в ящики и приготовилась эвакуироваться вместе с детьми. Её коллега, антиквар Станислав Андреевич, сказал, что он останется в городе, так как немцы – культурные люди, и музей тронуть не должны.
Тут раздались стрельба и взрывы: немцы входили в город. Грузовик с музейными ценностями в кузове успел уехать в последний момент: милиционеры уже вступили в бой, отстреливаясь от вражеских танка и пехоты из револьверов. Ясно: не жильцы.
Дроздова с детьми сидела на ящиках в кузове. Когда она поняла, что водитель Григорий едет не в соседний город, а свернул в лес, она принялась набивать детский рюкзачок драгоценностями из ящика. Предчувствия её не обманули: коварный Григорий остановил машину посреди леса и велел матери с детьми валить на все четыре стороны.
Мать для порядка обозвала Григория последними словами, и двинула в лес. Григорий же поехал дальше. Но уехал он недалеко: он горел желанием пощупать похищенные ценности своими руками.
Поэтому он остановил грузовик посреди леса и принялся открывать ящики один за другим. Так… в одном – платье барыни.
В другом – опять тряпьё, быт помещичьей усадьбы. В третьем – опять тряпки… возникают вопросы к матери Дроздовой: женщина, вы в адеквате? Вы что вывозить собирались?!
Григорий взбеленился: он точно знал, что в маленьком ящичке были золото-брильянты. Но, когда он открыл ящик, оказалось, что в нём лишь детские игрушки, которые раньше лежали в рюкзачке. Делать нечего, поехал он домой.
Разбудили его оккупанты, которые тоже искали музейные ценности. Григорий выразил горячее желание служить в полиции и помогать новым хозяевам в розыске пропавших реликвий.
Заправлял всем грустный картавый немецкий полковник, который своим акцентом больше напоминал какого-нибудь ростовщика с Малой Арнаутской.
Полковник отправил Григория с товарищами искать золото, а сам сел играть в шахматы с антикваром Станиславом Андреичем. Когда Станислав Андреич имел неосторожность поставить немцу мат, тот рассердился и велел своему помощнику простучать все стены и пол, чтобы найти, где старичок прячет что-нибудь ценное. Во взрослом фильме он обязательно бы попросил помощника простучать всего старичка, так как это намного эффективнее, но в нашем детском фильме он смог сдержать себя в руках.
Мать с детьми набрели на домик лесника, которого по-любому и должен был играть Александр Ильин, но как-то не сложилось.
Двойник Александра Ильина грустно сказал, что «наших нет», потому что «а кто сейчас наши»? Затем он вздохнул, что война – это божья кара за всё, что накуролесили за последние годы. У сценариста Татьяны Фирсовой булки не только французские, но ещё и хрустящие. Это то, что нужно для детей, любят они эти булки.
Мать сказала: «Может, уже прогнали наши немцев?» - и абсолютно немотивированно попёрлась в город, бросив детей в избушке лесника.
Естественно, ноги понесли мать к себе домой, где уже в засаде притаился полицай Григорий. К счастью, напарник Григория не вовремя чихнул, выдал себя, и мать бросилась бежать. Григорий вскинул винтовку, выстрелил, подранил мать, но, пока он подбежал, она… исчезла. Дело было в том, что к ней подбежал тот самый старичок-антиквар, отвёл к себе в подвал и спрятал. Просто не понятно, как Григорий не видел процедуры спасения матери, тогда как он находился в нескольких метрах от неё, причём, в прямой видимости.
Сидели-сидели дети в лесу, а матери всё нет и нет. Велела сестра брату вести себя хорошо, и пошла в город, мать искать.
Яблоко от яблоньки, как говорится, мало чем отличается, поэтому дочь тоже со страшной силой потянуло домой. Но дочери повезло больше: её успел предупредить соседский мальчик, поэтому в ловушку она не попалась.
А полицай Григорий, желая выслужиться перед немцами, доложил: в лесу есть домик лесника, где могли укрыться мать с детьми. И немцы засобирались в дорогу.
Узнала об этом девочка, и кинулась в лес, спасать брата. Ей помогал соседский мальчик, чей отец, как и Григорий, пошёл служить полицаем. Отца мальчик осуждал.
Успели дети предупредить лесника, и он спрятал их под домом. Приехали полицаи, нашли детскую кепочку, и стали требовать, чтобы лесник рассказал, где дети и драгоценности. Лесник рассказывать отказался, и за это полицаи принялись пинать его ногами. Попинали-попинали, потом полицай Семён, отец соседского мальчика, сказал: «Они, наверное, давно ушли!» Он, на самом деле, работал на партизан. И полицаи, вместе с немецкими солдатами, с лёгким сердцем поехали обратно, докладывать начальнику, что они облажались.
Лесника же бросили валяться возле дома: не убивать же его на глазах у маленьких зрителей, в самом деле! К счастью для киноделов, он сам через минуту испустил дух ради приличия.
Начальник немцев был крайне раздосадован: он обещал сделать Григорию «пуф-пуф». Но Григорий продолжал источать креатив, и вот уже немцы получили приказ переловить всех детей в городе, чтобы полицай смог опознать детей Дроздовых.
Девочка в городе увидела объявление с портретом матери и подпись: «партизанка Дроздова». Отсюда был сделан вывод: надо идти к партизанам.
Немцы, кстати, тоже с чего-то решили, что в лесу есть партизаны. Местные женщины канючили: мол, отдайте детей! Но немцы сказали: как только женщины расскажут, где партизаны, им вернут детей.
Интересные эти немцы – не успели в город войти, а им уже партизан подавай! А что, если партизаны ещё не успели организоваться? Что делать прикажете – самим формировать отряд, а потом сдавать его немцам, потому что у тех в инструкции сказано, что в каждом лесу должны быть партизаны?
Но больше всего меня развеселила угроза: мол, если никто не расскажет немцам, где партизаны, то они увезут детей в Германию и заставят их работать! Это должно действительно напугать современного маленького зрителя: ведь эти ленивые паразиты совершенно не хотят помогать родителям в домашних делах!
Когда наши маленькие герои пробирались к партизанам, они наткнулись на полицаев, и те их переловили. До утра их заперли в сарае, откуда девочке удалось удрать через окно.
А наутро детей доставили к картавому начальнику, который очень обрадовался при виде большого рюкзака. Однако, когда он увидел, что рюкзак набит картошкой и яблоками, он осерчал.
Он стал требовать, чтобы маленький Петя (или как там его звали в фильме) рассказал, где партизаны и где драгоценности. Петя отважно заявил, что ничего не скажет.
Тогда начальник попросил у Пети медведика и велел ассистенту поджечь медведику лапки. Изверг какой!
Петя плакал, причём весьма натурально. Помня об его игре в предыдущем просмотренном фильме, я не хотел даже думать, как режиссёр смог этого от него добиться.
Увидев, что после издевательств над медведиком дети ничего не рассказали, начальник устало махнул рукой: мол, ничего они не знают, отведите их к остальным заложникам.
Фашизм – это зло, так никаких медведиков не хватит на этих фашистов!
После этого - вы просто не поверите - начальник отправился к машине. Он открыл дверь и заметил, что в машине сидит голубь. Голубь как будто этого и ждал: он выпорхнул в форточку, а к лапке у него за нитку была привязана чека гранаты, которую голубь выдернул, и начальника разорвало!
А девочка бежала-бежала, пока не встретила партизан. До этого рассказывали, что немцы убили милиционеров, но, как оказалось, оба милиционера, которые перестреливались с немцами, не только живы-здоровы, но уже успели организовать партизанский отряд!
Партизаны отправились на окраину города, перебили полицаев и освободили детей. К счастью, немцы сделали вид, что не слышат, как партизаны убивают их полицаев, поэтому партизаны с триумфом вернулись в лес, а освобождённые дети вновь обрели родителей.
Девочка обратилась к главному милиционеру, ныне командиру партизанского отряда: мол, надо из домика лесника золото забрать. Актёр, который играл командира, привык играть недалёких персонажей, вот и в этот раз недалеко ушёл: командир принялся сердиться и ругать девочку, чтобы не городила глупостей.
Поэтому дети пошли забирать драгоценности самостоятельно. Оказалось, что в собачьей конуре был зачем-то двойной потолок, куда девочка и припрятала золото-брильянты. Тут как тут нарисовался полицай Григорий и его напарник, которые чудом ушли от партизан, уплыв по реке, как два ихтиандра.
Дети успели заскочить в дом и закрыться изнутри, а два здоровых лба принялись кричать и причитать: «Что же теперь делать?!»
Затем напарник Григория принялся пытаться залезть через окно, дети поставили на подоконник капкан, и он защёлкнулся на руке незадачливого полицая. «Один дома в партизанском отряде».
Но Григорий всё-таки проник в дом и забрал мешок с драгоценностями. Он сказал: «Всем до свидания!» и выскочил из дома. Что ни говори, воспитанный был мужик.
Но, только он выскочил за дверь, его поленом по хребту одарила подоспевшая мать Дроздова. Вырубить его таким сомнительным ударом не получилось, и Григорий уже хотел расправиться с надоедливой женщиной при помощи секатора, как вдруг прозвучал выстрел, кто-то закричал: «Стоять!» и из леса вышли партизаны.
Драгоценности собрали, Григория и его напарника поставили на колени, и я уже думал, что им погрозят пальцем, велят впредь не безобразничать, и отпустят домой, но партизаны построились и зачем-то увели полицаев за собой. Наверное, заставят их в отряде дрова рубить и воду носить, ведь труд – он облагораживает.
Тут, как бы, и фильму конец. Идут финальные титры, во время которых зачем-то демонстрируют портреты маленьких героев Великой Отечественной.
Дикая халтура, которую невозможно смотреть без смеха. Причём, не нужная как взрослым, так и детям.
Сейчас опять в комментариях нарисуется один непонятливый читатель, который заведёт свою песню: «Ага, до этого фильма ты доколупываешься, а на несоответствие волосатости лошадиных ножек историческим реалиям в «Злом городе» ты закрыл глаза!»
Ему невдомёк, что я критикую фильмы не за какие-то детали. Специально для него рассказываю, что в этом фильме мелькает современное газовое оборудование, на крышах стоят телевизионные антенны, а окна – пластиковые. Но я об этом не сказал ни слова. Доходит, что я критикую нечто иное, или до сих пор не доходит?
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «Сокровища партизанского леса» (2022).