Найти в Дзене
Особняковый дневник

Страницы истории: что скрывало здание на Малой Грузинской до Биологического музея.

В здании по адресу Малая Грузинская, 15, строение 1, некогда располагался музей «Российские древности», открытый Петром Ивановичем Щукиным в своей городской усадьбе. Сейчас здесь находится другой музей, но обо всём по порядку. Петр Иванович Щукин второй сын текстильного промышленника купца I-ой гильдии - Ивана Васильевича Щукина. Получив основательное образование сначала в Выборге, а затем и в Санкт-Петербурге, отправился на стажировку во французский Лион, чтобы освоить тонкости текстильного производства. Именно там во Франции, он увлекся коллекционированием. Вернувшись в Россию, он возглавил правление в конторе отца «И. В. Щукин с сыновьями» на Ильинке. Посещая Нижегородскую ярмарку по торговым делам, купец неизменно пополнял свою коллекцию — и весьма значительно. Собрание стремительно разрасталось, перевалив за десять тысяч предметов. Среди своих сокровищ Пётр Иванович особенно ценил коллекции церковных древностей, оружия, тканей, ковров, гобеленов и посуды. В 1890 году не стало Ива

В здании по адресу Малая Грузинская, 15, строение 1, некогда располагался музей «Российские древности», открытый Петром Ивановичем Щукиным в своей городской усадьбе. Сейчас здесь находится другой музей, но обо всём по порядку.

Петр Иванович Щукин второй сын текстильного промышленника купца I-ой гильдии - Ивана Васильевича Щукина. Получив основательное образование сначала в Выборге, а затем и в Санкт-Петербурге, отправился на стажировку во французский Лион, чтобы освоить тонкости текстильного производства. Именно там во Франции, он увлекся коллекционированием. Вернувшись в Россию, он возглавил правление в конторе отца «И. В. Щукин с сыновьями» на Ильинке.

Посещая Нижегородскую ярмарку по торговым делам, купец неизменно пополнял свою коллекцию — и весьма значительно. Собрание стремительно разрасталось, перевалив за десять тысяч предметов. Среди своих сокровищ Пётр Иванович особенно ценил коллекции церковных древностей, оружия, тканей, ковров, гобеленов и посуды. В 1890 году не стало Ивана Васильевича Щукина, основателя семейного предприятия. До этого момента сыновья не располагали собственными средствами. Получив наследство, Пётр Иванович смог не только продолжить коллекционирование с ещё большим размахом, но и начать строительство специального здания для своей быстро увеличивающейся коллекции.

Он взялся за реализацию планов с большим энтузиазмом. Для строительства здания он пригласил архитектора Фрейденберга, автора Сандуновских бань и Петровского пассажа.

Стремясь глубже изучить традиции древнерусского зодчества, Щукин и Фрейденберг совершили две поездки в Ярославль. К сентябрю 1893 года в глубине сада на Грузинской улице было возведено двухэтажное здание: его крыльцо украсила копия подвески из ярославского храма Иоанна Предтечи, а входная дверь – роспись, вдохновленная убранством древних ярославских соборов.

-2

Необходимость расширить пространство для коллекции привела к тому, что в 1898 году появилось второе здание, связанное с первым подземным тоннелем. Проект каменного особняка на красной линии Малой Грузинской разработал архитектор А.Э. Эрихсон. Позднее, в 1905 году, на том же участке появился одноэтажный склад.

-3

Ежедневно и абсолютно бесплатно с 10 до 12 часов музей принимал посетителей – лишь трижды в году он не работал: в Рождество, на Пасху и в день именин Петра Ивановича. Экскурсии проводил лично хозяин.

-4

Ещё в 1891 году Пётр Иванович оформил завещание, согласно которому музей после его смерти должен был перейти в собственность города. После кончины Щукина в 1912 году собрание было распределено между Историческим музеем, Третьяковской галереей и другими музейными учреждениями. В послереволюционный период музей прекратил работу. Здания последовательно занимали: фонды Музея старой Москвы, затем Музей Центрально‑промышленной области; с 1928 года здесь размещалось студенческое общежитие. В 1934 году М. Горький обратился с ходатайством о возрождении музея в щукинских постройках — прошение удовлетворили, однако вместо этого в зданиях обосновался Биологический музей имени Климента Тимирязева, который располагается там и по сей день.