Найти в Дзене
Росбалт

Заразиться надо умудриться: что известно про оспу обезьян в Петербурге

Заболевание в чем-то похоже на печально известную черную оспу. Диагноз «оспа обезьян» поставили двум петербуржцам. О том, как экзотическая болезнь теплых стран попала в зимний Петербург, насколько опасна, тревожила ли город на Неве раньше — в материале ИА «РосБалта». Первым заболевшим оказался 49-летний петербуржец, недавно возвратившийся из путешествия в Таиланд. Симптомы появились уже в Северной столице — высокая температура, за ней характерная сыпь. Обследование в кожно-венерологическом диспансере принесло неутешительные результаты — подтверждение диагноза «оспа обезьян». Вторым инфицированным стал ровесник и сосед «нулевого пациента» по квартире, который, узнав диагноз товарища, отправился к медикам — и был изолирован. Он побывал в Таиланде вместе с другом. После возвращения почти ни с кем мужчины тесно не общались, у их немногочисленных близких симптомы не выявлены. Примечательно, что самый первый случай заболевания оспой обезьян в России тоже был зарегистрирован в Петербурге — в
Оглавление

Заболевание в чем-то похоже на печально известную черную оспу.

  1MI
1MI

Диагноз «оспа обезьян» поставили двум петербуржцам. О том, как экзотическая болезнь теплых стран попала в зимний Петербург, насколько опасна, тревожила ли город на Неве раньше — в материале ИА «РосБалта».

Нулевые пациенты

Первым заболевшим оказался 49-летний петербуржец, недавно возвратившийся из путешествия в Таиланд. Симптомы появились уже в Северной столице — высокая температура, за ней характерная сыпь. Обследование в кожно-венерологическом диспансере принесло неутешительные результаты — подтверждение диагноза «оспа обезьян».

Вторым инфицированным стал ровесник и сосед «нулевого пациента» по квартире, который, узнав диагноз товарища, отправился к медикам — и был изолирован. Он побывал в Таиланде вместе с другом. После возвращения почти ни с кем мужчины тесно не общались, у их немногочисленных близких симптомы не выявлены.

Примечательно, что самый первый случай заболевания оспой обезьян в России тоже был зарегистрирован в Петербурге — в июле 2022 года. Тогда вирус привезли из Португалии. Именно в 2022-м, и еще в 2023–2024 годах фиксировались первые случаи заражения в разных странах мира, однако, несмотря на некоторые опасения после тяжелого ковидного опыта, эпидемии не случилось.

Сложно заразиться, можно переболеть без осложнений

Оспа обезьян — сравнительно молодая болезнь, впервые обнаруженная в Республике Конго в 1970 году. Наблюдения за вспышкой болезни в Африке выявили высокую смертность — до 9,8% от общего количества заболевших. Однако впоследствии выяснилось, что далеко не везде показатели столь удручающие, а главное — количество заболевших даже в наиболее благоприятных для болезни регионах не превышает нескольких тысяч. Кстати, распространителями становятся не обезьяны, а грызуны, но от обезьян могут заражаться люди.

Для того, чтобы заболеть, нужен контакт с носителем. Инфекция может передаваться либо через «загрязненные» личные вещи и предметы обихода, либо при близком контакте с заболевшим — через его биологические жидкости (моча, слюна, отделяемое язвочек). Либо — воздушно-капельным путем, при длительном контакте. Возможность заражения половым путем до конца не доказана.

Подхватить болезнь можно при укусе инфицированным животным, контакте с его биологическими жидкостями, а также — употребив в пищу недостаточно термически обработанного мяса больного животного.

До появления симптомов может пройти от семи дней до трех недель. Заболевание начинается с повышения температуры, головных болей, лихорадки. Затем симптоматика становится похожей на проявления черной оспы в легкой и среднетяжелой формах. Однако оспу обезьян от других видов оспы отличает наличие почти у 90% больных лимфаденита. Через 1-3 дня появляется сыпь, которая обычно локализируется на лице и руках, реже переходит на туловище. При легком течении заболевания общее состояние остается в целом удовлетворительным. Болезнь длится две-четыре недели. Осложнения в основном связаны с присоединением вторичной инфекции и включают в себя бронхопневмонию, заражение крови, энцефалит.

Петербург оспой не удивишь

До оспы обезьян существенной проблемой человечества была натуральная или черная оспа. От оспы в январе 1730 года умер император Петр II, последний представитель династии Романовых по мужской линии. Болезнь перенес и император Петр III. Хотя оспа была известна и ранее, именно в XVIII веке в России она получила прозвище «болезнь царей».

Наибольшая активность вируса пришлась на 60–70-е годы XVIII века. Осенью 1768 года императрица Екатерина II Великая, во многом под влиянием заболевания своего мужа Петра III, прошла через процедуру вакцинации, точнее — искусственного занесения инфекции для выработки иммунитета, вариоляции. Примечательно, что это был весьма небезопасный способ борьбы с болезнью, даже официально запрещенный в то время во Франции, но зато разрешенный в Англии. Императрица перенесла процедуру успешно, часть аристократии последовала ее примеру.

После этого в Российской Империи 21 ноября отмечалось как день победы над страхом перед оспой. Вариоляция впоследствии широко распространилась по России — об этом свидетельствует письмо Екатерины II к губернатору Малороссии Петру Румянцеву в 1787 году.

«Среди других обязанностей попечительских советов в вверенных вам губерниях одной из важнейших должно быть введение прививки от оспы, которая, как мы знаем, наносит большой вред, особенно среди простых людей. Такая прививка должна быть распространена повсеместно, и сейчас это тем более удобно, что почти во всех районах есть врачи или фельдшеры, и это не требует огромных затрат», — писала Екатерина II.

Окончательно и во всем мире победить черную оспу удалось только ко второй половине XX века, причем это едва ли не единственный случай победы человечества над вирусной болезнью. Опыт борьбы против черной оспы в какой-то степени помогает сдерживать оспу обезьян в очагах ее распространения — в Центральной и Западной Африке.

Евгений Богучарский

Е
Евгений Богучарский
Журналист