Найти в Дзене
Сергей Михеев

Не стоит преувеличивать значение Мюнхенской конференции

По поводу завершившейся 15 февраля Мюнхенской конференции: действительно, снова был слет русофобов, но они были в раздрае. Госсекретарь США Марко Рубио проигнорировал отдельную встречу с лидерами главных европейских стран, сказав, что «у меня на вас нет времени». А еще партнеры по блоку ЕС, министры иностранных дел проигнорировали призыв главного евродипломата Каи Каллас собраться после встречи и обсудить, как подавить Россию, - никто не пришел. Все разъехались, а Каллас постояла-постояла – и ушла. С одной стороны, провальная конференция; с другой стороны, у европейцев немного отлегло, поскольку М. Рубио не стал их «пинать» так, как в прошлом году «пинал» вице-президент США Джей Ди Вэнс. Он сказал: «Ладно, Америка остаётся в НАТО, но нам нужны сильные союзники, а не вассалы». Сергей Михеев: Можно выделить несколько моментов. Во-первых: мы все так обсуждаем Мюнхенскую конференцию, как будто это какое-то мероприятие с вынесением обязательных для исполнения решений. Это не так. Многие схо

По поводу завершившейся 15 февраля Мюнхенской конференции: действительно, снова был слет русофобов, но они были в раздрае. Госсекретарь США Марко Рубио проигнорировал отдельную встречу с лидерами главных европейских стран, сказав, что «у меня на вас нет времени». А еще партнеры по блоку ЕС, министры иностранных дел проигнорировали призыв главного евродипломата Каи Каллас собраться после встречи и обсудить, как подавить Россию, - никто не пришел. Все разъехались, а Каллас постояла-постояла – и ушла. С одной стороны, провальная конференция; с другой стороны, у европейцев немного отлегло, поскольку М. Рубио не стал их «пинать» так, как в прошлом году «пинал» вице-президент США Джей Ди Вэнс. Он сказал: «Ладно, Америка остаётся в НАТО, но нам нужны сильные союзники, а не вассалы».

Сергей Михеев: Можно выделить несколько моментов. Во-первых: мы все так обсуждаем Мюнхенскую конференцию, как будто это какое-то мероприятие с вынесением обязательных для исполнения решений. Это не так. Многие сходятся во мнении, что во всей истории Мюнхенской конференции были всего-навсего две сильные речи, два ярких момента. Первое: это выступление Путина в 2007 году, который сказал, что «вы, господа западники и европейцы, не туда идёте, и это плохо кончится» (и все его прогнозы сбылись); он еще тогда призывал к тому, чтобы сообща переосмыслить действительность, найти новые формы взаимодействия и перестать друг другу угрожать. То его выступление было для очень многих неожиданностью, в том числе даже в Москве (смеется). Путин там говорил совершенно здравые вещи, которые никто в Европе слышать не захотел. Тогда же говорилось о том, что они зря всё это затеяли в Югославии, к чему всё это шло - развал системы международного права, неучёт интересов и т.д.

Второе: эта речь пока нам не так известна, поскольку ее произносил не наш президент. Я имею в виду прошлогоднее выступление Вэнса в Мюнхене. Тогда для Европы это был полный шок, потому что фактически Вэнс сказал, что «всю эту историю под названием «евроатлантическое единство» мы должны либо полностью пересмотреть, либо совсем забыть; новые приоритеты» и т.д.

Когда мы обсуждаем Мюнхенскую конференцию, то понятно, что это информационный повод, поскольку там собрались все эти лидеры. Но при этом не стоит преувеличивать ее значение.

Во-вторых: из интересного еще было выступление Рубио. Да, он всё это протранслировал европейцам гораздо мягче, чем Вэнс, и от этого стало чуть легче. Но если вслушаться в то, что он говорил, то это ненамного отличается от позиции Трампа и Вэнса. Рубио на контрасте с Трампом (который недавно на Давосском форуме всех довел до трясучки) выглядел намного мягче, но он все равно, в целом, сказал, что «да, все мы вместе, но давайте на каких-то новых правилах». А эти правила простые: американцы говорят, что «да, в крайнем случае мы вместе, но вы решайте сами свои собственные проблемы, в том числе те, которые сами и породили. У Америки и так много забот: Южная Америка, Китай, Тихий океан и многое другое, а Европа в этом никак не участвует. Поэтому как-нибудь давайте сами – побольше тратьте денег, побольше ответственности». И Рубио подытожил, что «мир, основанный на правилах, и в целом мир, установившийся в послевоенное время, уходит в прошлое. Глобализация по сути завершается неудачей, она была ошибочной, а национальные интересы в приоритете. А так – мы вместе». Иными словами: «Будут деньги – заходи, а так – позванивай». В итоге: Европа всё равно должна переосмысливать, хотя тон Америки был более мягкий.

В-третьих: я для себя отметил концентрацию русофобов, как «клуб анонимных психопатов». Им надо как-то отвести душу: и поэтому давай гавкать на Россию в совершенно беспредельном тоне. Особенно «отличился» Мерц: «Бундесвер будет самой мощной армией мира!» Я так понимаю, они отрабатывали свои комплексы. Снова прозвучали предложения: «Давайте нанесём поражение России!», «Россия должна отказаться, сдаться, капитулировать» и многое другое в том же духе.