Шесть российских гостиничных сетей прекратили продажи через сервис Яндекс.Путешествия после того, как крупный агрегатор отказался отменить увеличение стандартной комиссионной ставки с 15% до 17%. Обсуждаем возможные последствия для путешественников, отелей и рынка в целом, а также анализируем, не может ли за демаршем отелей скрываться нечто более масштабное, чем просто желание убрать два процента комиссии.
Ход событий между сетевыми отелями и Яндексом
Вкратце освещим предысторию: в 2025 году интернет-агрегатор Яндекс.Путешествия заявил о повышении с 1 февраля 2026 года базовой комиссии, взимаемой с отелей за каждую фактически прожитую ночь по бронированию.
Базовая (начальная, без дополнительных услуг) комиссия выросла с 15% до 17%. Переговоры, которые, по данным источников, сервис пытался провести с отелями, не дали результата.
В итоге пятнадцать российских отельных сетей (включая крупные) в январе 2026 года подписали коллективное письмо в адрес Яндекса. В нем представители гостиничного бизнеса просили отменить планируемое повышение базовой комиссии крупнейшего онлайн-агрегатора с 15% до 17%, вступающее в силу 1 февраля 2026 года.
В письме акцент был сделан на том, что отрасль в России имеет низкую маржинальность, и решение агрегатора «перераспределяет» в его пользу средства, которые государство и бизнес инвестируют в развитие инфраструктуры. Также сети утверждали, что повышение комиссии самым крупным агрегатором может «спровоцировать рост ставок у других игроков», что приведет к удорожанию для туристов.
Яндекс.Путешествия свою позицию не изменил. С 1 февраля новые размеры базовой комиссии вступили в силу. В ответ некоторые сети прекратили сотрудничество с сервисом.
Однако на текущий момент, по данным СМИ, ушли далеко не все.
Сейчас на сайте и в приложении Яндекс.Путешествий нельзя забронировать отели шести сетей: группы Mantera, сети Cosmos, большинства отелей Azimut (но не всех, некоторые доступны), «Русские Сезоны», сетей «Ателика» и Alean Collection (две последние, впрочем, традиционно продавались в основном напрямую и через туроператоров). При этом сами объекты сетей, их описания и отзывы на площадке остались.
Отели же остальных девяти сетей из подписавших январское письмо по-прежнему доступны для бронирования на Яндекс.Путешествиях на ближайшие даты и летний сезон (часть или все объекты).
Вице-президент АТОР по внутреннему туризму Сергей Ромашкин ранее предположил, что откажутся от услуг агрегатора лишь некоторые из сетей, с наименьшей долей Яндекс.Путешествий в объемах бронирований и с развитым прямым или туроператорским каналом продаж.
Агрегатор в ответ на запрос «Вестника АТОР» прокомментировал ситуацию осторожно, вновь подчеркнув, что повышение базовой комиссии связано с экономическими причинами: растущими издержками на развитие и поддержание сервиса, чтобы обеспечивать отели заказами даже в условиях удорожания инфраструктуры.
Он повторил и предыдущий тезис о том, что это первое изменение комиссии за три года.
«Партнерами Яндекс.Путешествий являются более 35 тыс. российских отелей с совокупным номерным фондом более 1 млн, с которыми мы на протяжении нескольких лет успешно развиваем отношения, помогаем привлекать новых клиентов и развивать региональный туризм. Нам важен каждый партнер, поэтому в настоящий момент мы находимся в переговорах с сетями, приостановившими продажи на нашем сервисе», – рассказал руководитель Яндекс.Путешествий Евгений Абрамзон.
Последствия ухода сетей с популярного агрегатора для туристов
По мнению аналитиков, в целом – ничем существенным не грозит. Все ранее сделанные через агрегатор бронирования будут honor. Ни у кого ничего не отменится.
Выбор отелей тоже не сократится. Сейчас на агрегаторах, включая Яндекс.Путешествия, представлены десятки тысяч объектов в России. А любимые отели отключившихся сетей можно по-прежнему забронировать на других онлайн-агрегаторах, напрямую на сайтах отелей или через туроператоров.
«Сложившаяся ситуация наглядно демонстрирует, что рынок онлайн-турагентств (OTA) – живой и не монополизированный, как было до 2022 года, когда Booking контролировал порядка 80% гостиничных бронирований в России. Поэтому решение ряда отельных сетей отключиться от Яндекс.Путешествий глобально не должно сказаться на потребителях в плане широты выбора объектов размещения. Популярных качественных площадок много, и на большинстве из них все эти гостиничные сети представлены», – считает директор Ассоциации туристических агрегаторов (АТАГ) Александр Брагин.
В плане цен изменений тоже ждать вряд ли стоит. Несмотря на то, что сетевые отели, уйдя с агрегатора, казалось бы, решили проблему его повышенной комиссии (если бы они согласились на нее, это «заставило бы цены расти для потребителя» – так это постулировалось в письме), цены в прямом или других каналах, разумеется, не снизят.
А цены в этом году, конечно, выросли. И не из-за увеличения базовых комиссий агрегаторов (которые выросли не только у Яндекс.Путешествий).
По оценкам аналитиков рост отельных тарифов в целом по стране на лето 2026 года составит около 10% год к году (в среднем), и он связан не с комиссиями, а с комплексом других факторов – усилением налогового бремени, удорожанием по всей цепи поставок и пр.
Вклад повышения комиссий в рост цены у сетевых отелей как раз минимален по сравнению с этими факторами. Ушедшие с Яндекса сети были очень мало зависимы от агрегаторов. Доля продаж через этого агрегатора у них оценивается в 2–3%.
Влияние прекращения продаж на Яндекс.Путешествиях на сами отключившиеся отели
Вице-президент АТОР Сергей Ромашкин спрогнозировал, что поскольку у отключившихся сетей уйдет один из каналов продаж, то в первый месяц возможен спад продаж у отельеров.
«Дальнейшая скорость восстановления зависит от маркетинговой работы отелей: как они выстроят прямые отношения со своими клиентами, будут рекламировать свои услуги, коммуницировать с туристами и так далее», – сказал он.
«Отключение от одного из самых популярных агрегаторов не может не сказаться на загрузке объектов», – согласна и Валерия Шураева, руководитель направления торговой и гостиничной аналитики IBC Real Estate.
Однако, по ее словам, такая реакция на повышение комиссии создала прецедент на рынке. Очевидно, сети хотят показать силу своего влияния, а небольшая доля Яндекс.Путешествий в продажах делает этот шаг почти безболезненным для текущих продаж.
Но один из участников гостиничного рынка обращает внимание на то, что прямые продажи, которые отключившиеся сети теперь будут стимулировать, вкладываясь в них, в перспективе – не такой дешевый источник броней.
Для крупных сетей, первыми покинувших агрегатор, благодаря отлаженным бизнес-процессам и эффекту масштаба, затраты на прямой канал сопоставимы с прежней базовой комиссией Яндекса.
А вот для других сетевых игроков (и тем более независимых отелей) все совсем не так однозначно –因此 «единого порыва» всего рынка ждать не стоит.
«Общая доля прямых бронирований на рынке, по данным Travelline, составляет примерно 40%, а у отключившихся от Яндекс.Путешествий сетей – более 60–80%. При этом на Яндекс.Путешествия приходилось всего 3–4% в их общей структуре продаж. Но прямые продажи у отеля тоже требуют затрат. И они, в зависимости от размеров бизнеса, сопоставимы с комиссиями агрегаторов или даже выше. Речь о маркетинге, эквайринге, модулях бронирования. Если смотреть стоимость одного привлеченного гостя, то затраты при прямых продажах могут составлять от 15% до 32% от стоимости номера (зависит от локации и сезона). При этом необходимо понимать, что для среднего и малого бизнеса продвижение через агрегатора оказывается эффективнее – огромная лояльная аудитория. Они вряд ли уйдут с агрегаторов вслед за сетями», – говорит собеседник в отельной отрасли.
Еще один источник на отельном рынке склонен полагать, что от ухода шести крупных сетей выиграют другие участники рынка – то есть конкуренты сетевых отелей.
«Решение ряда сетей отключиться от Яндекс.Путешествий, я думаю, позитивно скажется на менее известных и более мелких игроках, позиции которых в выдаче этого агрегатора улучшатся и их объекты станут более заметными. У ушедших сетей – порядка 35 тыс. номеров из 1 млн, то есть 3,5%», – полагает он.
Он также указывает, что сами по себе объекты ушедших сетей никуда с Яндекс.Путешествий не исчезли. Они выдаются по поиску названия, просто там «нет номеров» или «нет предложений». А вот в поисковой выдаче по параметрам (например, курорты, «все включено», даты, категория 4* и т.п.) на сервисе их уже не видно.
«Представьте, если кому-то из не очень раскрученных отелей раньше приходилось соревноваться за гостя с известным отелем сети N, которая кого-то из гостей привлекала своим брендом, то теперь именно их предложения (а не предложения сети N) будут видеть те, кто ищет жилье через агрегатор по схожим параметрам. И неважно, будет человек бронировать там, или будет использовать Яндекс просто как площадку для поиска, чтобы потом забронировать напрямую…», – рассуждает эксперт.
Вопрос важности присутствия на агрегаторах в качестве первой точки касания туриста и отеля, подтверждают и другие эксперты.
Даже крупным сетям, у которых доля Яндекс.Путешествий невелика, важно присутствовать на всех ключевых агрегаторах, потому что это доступ к многомиллионной аудитории и часто – первое касание с клиентом, соглашается Александр Брагин из АТАГ.
Агрегаторы предоставляют туристу удобную площадку для сравнения вариантов, изучения отзывов, обеспечивают безопасность платежей и выступают гарантом, помогая решать спорные ситуации. Кроме того, они вкладываются в продвижение региональных направлений, повышая тем самым и привлекательность отелей, подчеркивает он.
Читайте также:
«Мы с тобой два берега у одной реки»: отели и агрегаторы в битве за комиссию
Гостевые дома исчезли, чтобы вернуться легально
TÜRSAB: блокировка иностранных онлайн-агрегаторов в Турции не навредит российским туристам
Приведет ли демарш сетей к уступкам агрегатора по вопросу базовой комиссии
Два независимых отельера заметили, что несовпадение бизнес-интересов, которое вместо решения вопросов в кулуарах перешло в медийную стадию с публичным требованием публичных же уступок, фактически не оставляет агрегатору выбора.
Ведь даже если Яндекс.Путешествия и вернут комиссию к прежним уровням, это обязательно опубличкуют как «победу», чего сервис, разумеется, не хочет репутационно.
«Скорее всего, сейчас Яндекс выберет стратегию активного замещения номерного фонда за счет подключения новых объектов на индивидуальных выгодных условиях. Среди которых будут не только классические гостиницы, но и апартаменты, дома отдыха, глэмпинги и др. Также компания может сфокусироваться на повышении лояльности туристов с помощью новых рекламных кампаний и бонусных программ», – полагает Валерия Шураева, руководитель направления торговой и гостиничной аналитики IBC Real Estate.
Медийность, внезапная и противоречивая
Объединение крупных и конкурирующих между собой игроков против одного из партнеров само по себе довольно нехарактерно для российского бизнеса.
Обычно участницы высококонкурентных рынков, как ритейл, туристическая или отельная отрасль, предпочитают действовать в таких случаях кулуарно, исходя из собственной выгоды и выторговывая лучшие условия.
С одной стороны, полагают аналитики гостиничного рынка, такая острая реакция отельеров вызвана тем, что именно сейчас на рынке гостеприимства наступают очень «чувствительные» времена. Иностранный турпоток, как показал 2025 год, почти не увеличивается, по меньшей мере, не с той скоростью, на которую рассчитывали отельеры. А внутренний поток, по разным данным, либо растет слабыми темпами, либо стагнирует и кое-где (как в Сочи) даже падает.
«Любое увеличение расходов, в том числе и комиссий, сказывается на доходности объектов. Гостиницы исторически являются самыми сложными и долгоокупаемыми активами. А за последние несколько лет срок окупаемости вырос до 15–18 лет и более, в зависимости от проекта», – замечает Валерия Шураева из IBC Real Estate.
В целом, склонны полагать часть наших визапи, возможно, что Яндекс.Путешествия со своим повышением стали для сетей своеобразным триггером, и попали под раздачу как самый крупный игрок, хотя, конечно, они далеко не первые повышали комиссии.
Другой источник на рынке склонен к более сложным объяснениям. Он тоже обращает внимание на то, что сетевые отельеры, жестко конкурирующие между собой, причем порой в одних и тех же локациях, объединились впервые. Но по поводу, который в теории не должен был выноситься на люди. По крайней мере, со стороны это выглядит так.
Два лишних процента комиссии у сетей, у которых доля «яндексовского» агрегатора составляет от 3 до 7%, полагает наш собеседник, не выглядит реальной причиной для медийной ссоры. Да и другие высказанные участниками конфликта мотивы – тоже.
«Защита интересов «всего рынка», т.е. средних и мелких отелей, гораздо более, чем крупные сети, зависимых от Яндекса» – не слишком рациональная причина. Крупные бизнес-игроки никогда не мыслят так альтруистично и романтично. Тезис «вслед за Яндексом повысят остальные агрегаторы» – тоже небесспорен, не он начал этот процесс, отельеры это знают. И от Ozon Travel, ровно так же и в те же сроки повысившего комиссию с тех же 15 до 17%, никто не отключался», – рассуждает источник.
Конспирология или все-таки «национальный-частный госагрегатор отелей»?
По осторожному предположению осведомленного источника редакции на рынке, корни и первопричина всей этой внешне странной истории могут быть глубже, чем кажутся. И реальные причины могут быть очень логичными.
На это, в частности, могут навести другие тезисы январского письма «отельеров к Яндексу» – обращенные на внешнюю аудиторию, в данном случае, «государственную», считает он.
Политика агрегатора, говорится в письме, приводит к «перераспределению в пользу агрегатора части средств, которые государством и бизнесом целевым образом направляются на развитие номерного фонда, повышение качества сервиса и расширение туристической инфраструктуры страны».
А в начале письма невзначай упоминается национальный проект «Туризм и гостеприимство» с целями по количеству поездок.
Складывается впечатление, что в бизнес-конфликт всеми силами стараются затянуть регулятора и в целом государство, которое не было ранее склонно выступать арбитром по вопросам процентов комиссии отелей OTA.
Однако сам момент, рассуждает наш собеседник, выбран довольно тонко: массовый внутренний туризм в целом стагнирует из-за общеэкономических факторов и перехода населения к сберегательной модели потребления. А въезд тоже не демонстрирует впечатляющих прорывов. На этом фоне давление на «болевые точки» может и сработать. Но… для чего?
Как полагает источник, общий тренд несложно проследить – идея «национального мессенджера» с легкостью перетекает в идею «национального отельного агрегатора» или «единой цифровой платформы», которая уже возникала с той или иной периодичностью в информационном поле весь прошлый год.
«Государство из вполне прагматичных соображений склонно выбирать для таких проектов частных подрядчиков (даже владелец национального мессенджера, напомним – коммерческое ООО, а не ГБУ). И не исключено, что среди подписавших письмо есть интересанты, желающие стать ключевыми участниками такого частно-государственного проекта. Это люди, обладающие лоббистскими возможностями и имеющие собственные наработки по такого рода системам. И тогда все в этом паззле складывается – и внезапное объединение отельеров, и нарочитая медийность конфликта, и обращенные к государству, а не к Яндексу, тезисы письма, и последующие настойчивые призывы к регулятору вмешаться в рыночные споры», – предполагает собеседник.
Все эти рассуждения нашего собеседника, конечно, могут показаться конспирологией или усложнением простых вещей. Но прямо во время подготовки этого материала по поводу ситуации вокруг спора сетей и Яндекса внезапно высказался заметный и авторитетный представитель государственной власти.
Так, председатель комитета по туризму Госдумы Сангаджи Тарбаев в СМИ счел нужным прокомментировать спор отельеров и агрегатора. Он, в частности, указал, что повышение комиссий со стороны крупных цифровых платформ способно привести либо к росту стоимости проживания для гостей, либо к снижению маржинальности гостиничного бизнеса.
Наличие нескольких сопоставимых по масштабу игроков, по мнению депутата, делает условия работы для отелей более гибкими и снижает зависимость рынка от отдельных агрегаторов.
А поэтому, по словам г-на Тарбаева, снова встает вопрос о необходимости новой цифровой платформы, в том числе и при государственной поддержке. Она может стать «дополнительным стимулом для развития конкуренции и создания альтернативных каналов продаж для гостиниц».
Что ж. Наблюдаем дальше.
Редакция интернет-портала АТОР
Фото: freepik.com
Турция укрепила позиции в премиальном туризме: 26 отелей страны вошли в престижный рейтинг Forbes, а восемь из них получили высшую пятизвездочную оценку. Раскрываем названия лауреатов и стоимость туров в эти отели на майские праздники с перелетом из Москвы.
Перед отпускным сезоном спрос на загранпаспорта традиционно растет, а оформить или заменить документ лучше заранее. Рассказываем о сроках, стоимости, отличиях биометрического паспорта от старого и случаях, когда получить его можно быстрее.
Желающих увидеть и попробовать то, от чего поначаому пробирает легкая дрожь, ждет северо-восток Таиланда. Регион Исан включает 20 провинций. Побывали в нескольких из них, в том числе на границе с Лаосом. Подготовили фотообзор.
Весна в Токио – это всеобщее помешательство на розовой, невесомой и такой эфемерной красоте. Чтобы почувствовать магию цветущей сакуры, стоит отправиться не только по проторенным тропам, но и в места, популярные у самих токийцев. В нашей подборке – ТОП-10 таких локаций.