Светская Москва, конечно, ничего особо яркого, самобытного и вдохновляющего давно не генерит — все ищут новых героев, но находят все больше старых. Зима практически подходит к концу — надо пережить блины и драконов, а там уже и мимозу понесут в бухгалтерию. Но даже самый яркий светский сезон года не принес никаких сюрпризов.
Вот в январе по соцсетям, запрещенным и не очень, прокатился флешмоб: Ксения Собчак, Карина Нигай и другие герои светской Москвы стали вспоминать свою жизнь десятилетней давности. Архивные фото мелькали разные и примерно одинаковые — все знакомились с международными звездами и путешествовали чаще, чем пили чай. Глядя на их веселые беззаботные лица, становилось очевидно, насколько тот мир рухнул. Но если не сравнивать и не вдумываться, то и сейчас все хорошо. Все так и делают. Обсудят Долину и сугробы — и снова спать. И как будто бы ничего не изменилось. Даже в Куршевеле по-прежнему на столах в Bagatelle танцуют и российский флаг под «Матушку» выносят.
Ну да, международные бренды ушли, и глянец умер. Но, с другой стороны, как бы и жив. Новые журналы продолжают запускаться, а «наше глянцевое все» в лице «Москвички» так уже и два года отметило. Раньше глянец являлся важным звеном рынка потребления с ключевым девизом «продай почку — купи сумку». Теперь все стали осознанные, все подряд не покупают, кушают авокадо и безглютеновый хлеб, разве что одна Яна Рудковская продолжает за всех отдуваться в парижских бутиках Dior. И поскольку никаких индустрий теперь продвигать не надо (рынок потребления осознал свою порочность и покаялся), то новый глянец — и «Москвичка» не исключение — пишет про «смыслы» и пытается найти новых героев. Но почти как Веничка Ерофеев, мечтавший попасть на Красную площадь и каждый раз оказывающийся на Курском вокзале, упирается в героев, которые и 10 лет назад уже не были майскими розами. Тем не менее охваты сами себя не сделают, так что без Филиппа Бедросовича и здесь никуда: юбилейный номер вышел в том числе и с ним на обложке, и на грандиозной вечеринке в стиле старого глянца с речами со сцены и кучей узнаваемых лиц в зале Киркоров стал главным гостем.
А какая же вечеринка с Киркоровым без Димы Билана и Николая Баскова? Последнего глянец всегда снобски считал слишком народным, но охваты от него точно бешеные, тут снобизму не место.
Тимати, Джиган, Алена Водонаева и какая-нибудь, прости господи, Виктория Лопырева раньше могли попасть в глянец первого эшелона только через труп главного редактора. Как забыть те времена, когда Ксения Собчак, будучи главной «блондинкой в шоколаде» всей страны, угодила в черный список журнала Vogue — тогдашний главред Алена Долецкая не шла ни на какие компромиссы. Но теперь все смешалось в доме Облонских, и светская Москва принимает всех — от админов маленьких ТГ-каналов до героев «Дома-2». Разве что Ольга Бузова еще не стала героиней великосветских приемов, но тут тоже еще бабушка надвое сказала.
Впрочем, и без нее желающих понаступать Киркорову на пятки пруд пруди — хедлайнером вечеринки «Москвички» стал новый герой зумеров Ваня Дмитриенко, который настолько умело отрабатывает в общественном сознании архетип героя-любовника, что, к всеобщему изумлению, завоевал сердца аудитории, до этого скорее тяготевшей к Стасу Михайлову.
Говоря о героях нашего времени, как забыть про издателя «Москвички» Кристину Потупчик, кто единственная на сегодня смогла реализовать лозунг make glossy big again — созданный ею журнал, конечно, новым Vogue не назовешь, но статус главного глянца страны держит крепко. На январской вечеринке в честь дня рождения Потупчик в ресторане Бориса Зарькова Ikura под песни Димы Билана танцевали как мужчины в серых костюмах, которых не рекомендовалось снимать на телефон, так и цвет московского света от Екатерины Мцитуридзе до Светланы Бондарчук. Очевидно было, что песня про «невозможное возможно» пелась исключительно для именинницы.
Неудивительно, что именно Кристина Потупчик в декабре стала «героиней года» по версии онлайн-издания People Talk. Вместе с ней премии получили, например, народный артист России Олег Меньшиков — наверняка он чем-то в прошлом году прославился, хотя, возможно, кто-то просто вовремя пересмотрел «Покровские ворота» или «Утомленных солнцем». «Актером года» стал Юрий Колокольников, что его, кажется, самого смутило, а «актрисой года» — Марина Александрова, и тоже причина не очевидна.
«Открытием года» стала Анна Пересильд, которую, если положить руку на сердце, открыли в «Слове пацана» за год до этого, а в прошлом году чуть не закрыли обратно на волне всеобщего разочарования новой «Алисой в Стране чудес». Но премию ей вручала мама Юлия Пересильд, и это был трогательный и красивый момент. Ну а вручение Оксане Самойловой «инфлюенсера года» на фоне ее громкого разрыва с Джиганом вообще было похоже на акт женской солидарности, что в принципе можно только приветствовать.
Но, как видите, на манеже все те же — прошедшая в Малом Манеже церемония удивила только один раз: когда на сцену в списке героев года вышла врач-онколог Ольга Желудкова.
Совсем других героев и в другом Манеже, центральном, назвала премия «Вызов», ставшая одним из самых ярких и эмоциональных событий зимы. Герои премии «Вызов» — это люди, которых редко показывают по телевидению, у которых нет миллионов подписчиков и их появление на красной дорожке не вызывает визга фанатов. Зато это те самые люди, что исследуют светящиеся растения, чтобы научить светиться раковые клетки, и создают новое топливо для ядерных реакторов.
Премия «Вызов» впечатляет — за призовой фонд в 60 миллионов борются сотни ученых страны, а за международную номинацию «Открытие» — лучшие мозги из десятков стран мира.
Уже не первый год за церемонию отвечает режиссер Константин Богомолов. Премия была посвящена школе: зал выглядел как огромная студенческая аудитория со столами-партами, а победителей вызывали «к доске». Драматургия церемонии была построена вокруг первых учителей лауреатов — одной из первых на сцене появилась химик Вера Виль, у которой буквально слезы брызнули из глаз при виде на сцене своей лицейской учительницы.
Среди гостей можно было увидеть и бизнесмена Яна Яновского, и режиссера Алексея Учителя, и писателя Евгения Водолазкина, и продюсера Алексея Бокова, и телеведущую Татьяну Геворкян, и легенду хоккея Вячеслава Фетисова, и даже певицу Ладу Дэнс.
Если научная среда активизировалась, то благотворительность по-прежнему играет второстепенную роль в светской жизни города, хотя богатые и знаменитые все чаще пытаются публично в ней участвовать. Тут первенство держит Светлана Бондарчук, чей аукцион короткометражных фильмов Action! традиционно собирает десятки миллионов для самых известных благотворительных кампаний, и покупают там работы обычно никому не известные предприниматели, а не гордящиеся своим красивым отдыхом в Куршевеле и коллекциями бриллиантов светские дамы. Впрочем, большие деньги по-прежнему любят тишину, это объяснимо.
Зато в феврале несколько известных светских дам вышли на сцену Театра на Трубной, чтобы сыграть в благотворительном спектакле «Улика». В постановке приняли участие первая леди WRF Ирина Зарькова, владелица GallaDance Ольга Панченко, дизайнер Александра Серова и попечитель благотворительного фонда «Жизнь как чудо» Алина Ковалева. Громче всех в зале хлопал Борис Зарьков — весь город знает, как он обожает свою красавицу жену. Как правильно заметила присутствовавшая в зале светский журналист Евгения Милова, «тренд это многовековой» — светские благотворительные спектакли призывали таланты блистательных дам и их желание покрасоваться на сцене с незапамятных времен. В кулуарах шушукались, что пьеса довольно незатейлива и игра была слишком любительская, но восторгу собравшихся это не мешало — текст все выучили и озвучили с максимальным блеском, а Ирина Зарькова так и вовсе была признана восходящей звездой.
Впереди светскую Москву ждут громкие ресторанные открытия, вечеринки больших и маленьких брендов, бесконечные презентации и светские дни рождения, но сколько из этих событий откроют миру новые идеи и таланты, помогут менее удачливым или просто принесут красоту и гармонию в холодную Москву, покажет время. Возможно, ничего и не откроют и не принесут.
Текст: Мария Лобанова