Управление образования Гурьевска Калининградской области пугает семью репатриантов из Казахстана органами опеки, после того как мама русскоговорящего мальчика написала на них жалобу из-за того, что ее сына не приняли в школу. Ранее 12-летнего Сергея (имя изменено) не зачислили в учебное заведение из-за якобы «недостаточного уровня» знания русского языка, выявленного в ходе обязательного тестирования. После неудачной пересдачи теста семье настоятельно рекомендовали перевести ребенка на семейную форму обучения. Родители согласились, устроили мальчика в платную онлайн-школу и написали жалобу на работу управления образования Гурьевска. После жалобы сотрудники ведомства активизировались и начали звонить семье с требованиями, чтобы ребенок снова явился на тестирование для поступления в обычную школу. При этом сотрудники пригрозили проблемами с полицией и органами опеки в случае отказа. Об этом ИА Регнум рассказала мама Сергея Татьяна.
В редакцию ИА Регнум обратилась жительница города Гурьевска Калининградской области Татьяна. Прошлым летом женщина вместе с семьей переехала из Казахстана в Россию. Татьяна — уроженка и коренная жительница Казахстана. Женщина, как и ее родители, родилась и выросла в городе Костанае. Муж Татьяны Иван — также коренной житель Казахстана. Пара воспитывает двоих детей — 15-летнюю Иру и 12-летнего Сергея (имена изменены). Татьяна, Иван и их дети — русскоговорящие граждане Казахстана, которые всю жизнь разговаривали на русском языке.
«Всю жизнь, сколько я себя помню, мы в семье разговаривали только по-русски. Мы с мужем хоть и родились в Казахстане, но не владеем казахским языком — у нас всегда была русскоговорящая среда — семья, наши родители, тети и дяди, наши друзья и знакомые всегда говорили на русском, и необходимости учить другой язык не было. Соответственно, и наши дети говорят на русском языке — это их родной язык, который они знают, на котором говорят и думают с детства. В последние годы языковая ситуация в Казахстане поменялась, от детей и от взрослых стали чаще требовать знания местного языка. С каждым годом перемена в отношении к русскоговорящим жителям стала чувствоваться все сильнее — при поиске и приеме на работу, при учебе в школе, в университете стали возникать разного рода трудности и проблемы», — рассказала ИА Регнум Татьяна.
На этом фоне семья приняла решение переехать жить в Россию, в Калининградскую область, куда несколько лет назад уже переехали отец Татьяны и ее сестры.
«Мы давно думали о переезде, понимали, что хотим жить в России — вернуться на свою историческую Родину. Мы всегда считали и чувствовали себя русскими людьми, у нас русский менталитет и язык. Большая часть нашей семьи уже перебралась в Россию. В 2025 году мы наконец-то решились! Дождались, пока закончится учебный год у детей, и летом переехали в Гурьевск, в Калининградскую область, где уже живут мой отец и две сестры. Планируем, когда обживемся, перевезти сюда мою маму, которая пока остается жить в Казахстане», — отметила женщина.
Татьяна рассказала, что семья уже собрала и подала все необходимые документы для получения российского гражданства — весной 2026 года они должны получить паспорта РФ.
Однако радость от переезда в Россию семье омрачили трудности с поступлением детей в школу.
«Сразу после переезда мы подали документы на поступление в местную школу. В конце июля Иру и Сережу отправили сдавать экзамен на знание русского языка — обязательное тестирование для детей из семей переселенцев. Экзамен проходил в одной из школ Калининграда. Ира успешно прошла тестирование, однако в управлении образования Гурьевска нам сказали, что примут дочь в школу только на класс ниже — снова в 8-й класс. Заявили, что в России и Казахстане разные учебные программы и, несмотря на то что дочь прошла тестирование, в 9-й класс ее не возьмут. При этом никто не стал проверять реальный уровень школьных знаний Иры, просто поставили перед фактом. В управлении образования нам заявили, что такие правила действуют для всех детей переселенцев — что за правила такие? Я не знаю. Сказали, что мы вообще должны радоваться и быть благодарны, что дочь берут в школу и всего на класс ниже, ведь могли бы отправить и на два и на три класса назад. При этом Ира всегда училась на четверки и пятерки, закончила 8-й класс успешно. Дочь отнеслась к новостям стойко, переживала, конечно, но ситуация получилась безвыходной, и она смирилась, что придется второй раз учиться в 8-м классе», — рассказала женщина.
Ситуация с зачислением в школу 12-летнего Сережи оказалась еще сложнее.
«Сережа, как и его сестра, проходил тестирование в конце июля. 1 августа нам сообщили, что сын не сдал тест — не хватило всего двух баллов. В школе нам подсказали, что мы можем подать апелляцию и что обычно при втором рассмотрении детям накидывают плюсом пару баллов и они проходят. Мы не знали, что результаты можно оспорить, в управлении образования нам ничего об этом не говорили, а когда узнали — было уже поздно, время вышло. По правилам оспорить результаты теста можно только в течение двух дней. На мой вопрос, как бы мы успели подать на апелляцию, если результаты тестирования нам сообщили на несколько дней позже последней даты для этого, в управлении образования развели руками, заявив, что не отвечают за задержки регионального центра. В итоге Сереже назначили повторное тестирование — в октябре», — поделилась Татьяна.
Два месяца подросток занимался дома с родителями, читал и писал, изучал школьный материал, готовясь к новому тестированию. Сережа очень переживал, что подводит свою семью тем, что не может сдать тест по родному для него русскому языку.
«Сын очень переживал, усердно занимался дома, готовился. В октябре Сережа отправился проходить повторное тестирование. Он успешно выполнил письменную часть, решил все задания, а на устной части возникли проблемы. Сын сильно переволновался, боялся завалить текст и поэтому обдумывал каждое свое слово и был краток в ответах. Как позже выяснилось, это и стало ошибкой. Ему задавали вопросы вроде: какие праздники вы отмечаете дома с семьей? Он кратко отвечал: «Дни рождения, Новый год, 8 Марта», а нужно было подробно рассказать об этих праздниках. То же самое, когда его спросили о том, что ему нравится — Сережа кратко перечислил свои хобби, а экзаменатор ждал, что будет подробный рассказ. После того как нам пришли результаты тестирования и оказалось, что Сереже не хватило уже четырех баллов и именно по устной части, сын буквально расплакался в отчаянии! Он говорил: «Мама, ну я же не знал, что нужно подробно обо всем говорить! Я отвечал на вопросы, которые мне задавали — откуда мне было знать, что нужно что-то еще?!». Сын сказал, что никто из экзаменаторов не подсказал ему и не объяснил, чего именно от него ждут на экзамене», — поделилась Татьяна.
После второй неудачи на тестировании Татьяна снова обратилась в управление образования Гурьевска, чтобы подать заявление на новую дату тестирования. Однако, по словам Татьяны, в управлении ее стали отговаривать от новой попытки и пугать проблемами с опекой и ПДН.
«Когда я пришла подавать заявление на очередное тестирование, специалист в управлении образования стала пугать меня проблемами с ПДН и службой опеки. Говорила, что у них могут возникнуть претензии к нашей семье из-за того, что Сережа не может сдать тестирование, говорила, что у нашей семьи могут начаться проблемы. Я не разбираюсь во всех тонкостях российского законодательства и очень испугалась. Сотрудник управления образования стала советовать мне перевести ребенка на семейную форму образования и устроить сына в онлайн-школу», — рассказала Татьяна.
Семья испугалась проблем со службами опеки и обдумывала дальнейшие действия. Родители даже рассматривали возможность отправить Сергея обратно в Казахстан к бабушке, чтобы мальчик закончил там 5-й класс и приехал в Россию в следующем году. В итоге родители согласилась на предложение управления образования и отправили Сергея учиться в аккредитованную онлайн-школу. Семья решила дождаться получения российского гражданства и уже после этого устроить сына в школу на общих основаниях.
В январе Татьяна из новостей узнала о других семьях репатриантов, столкнувшихся с аналогичными проблемами при поступлении детей в российские школы из-за теста на знание русского языка. Женщина решила написать жалобу в одно из федеральных ведомств, где подробно изложила случившуюся с ее детьми ситуацию.
По словам Татьяны, спустя несколько недель ей стали поступать звонки от управления образования Гурьевска с требованием забрать Сергея из онлайн-школы и привести сына на очередное тестирования по русскому языку.
«Моя жалоба обернулась новыми проблемами для нашей семьи. 2 февраля мне позвонили из школы, где мои дети ранее проходили тестирование по русскому языку. Сотрудница спросила, почему мой сын не пришел сегодня на тестирование. Сказать, что я удивилась, ничего не сказать. Я объяснила звонившей, что мой сын уже несколько месяцев как перешел на семейную форму обучения, учится в онлайн-школе и ни на какое новое тестирование мы не записывались. После этого в течение нескольких следующих недель мне звонили сотрудники школы, говорили, что они по поручению управления образования. Звонившие, мягко говоря, настоятельно рекомендовали нам изменить решение о семейной форме обучения, забрать ребенка из онлайн-школы и снова пройти тестирование по русскому языку, чтобы устроиться в общеобразовательную школу. То есть сначала в управлении образования меня буквально вынудили перевести сына на онлайн-обучение, а теперь, когда ребенок уже спокойно учится там, хотят все переиграть», — поделилась Татьяна.
По словам женщины, ее семью снова начали пугать проблемами со службой опеки и ПДН.
«В пятницу, 13 февраля, нам в очередной раз позвонили из школы и в ультимативной форме потребовали, чтобы Сережа пришел на тестирование по русскому языку. Они снова начали пугать нас проблемами со службами опеки и ПДН! Говорят, что управление образования Гурьевска напишет заявление в ПДН на нашу семью из-за того, что мы якобы не приводим ребенка в школу! Абсурд какой-то! Несколько месяцев назад они сами настояли на семейной форме обучения, мы устроили Сережу в онлайн-школу, он привык, хорошо учится и тут, на середине учебного года, они хотят все отменить и переиграть. Я не хочу создавать сыну новый стресс! В апреле–мае мы получим гражданство, Сережа закончит программу 5-го класса и с нового учебного года мы устроим его в 6-й класс на общих основаниях. Если сейчас мы уйдем из онлайн-школы, пройдем тестирование, то в школу нас зачислят на класс или два ниже, как это было с Ирой — зачем моему сыну идти снова в 4-й или даже в 3-й класс, если сейчас он проходит программу 5-го? Мы отказываемся от нового тестирования, но в управлении образования нас не слышат и давят на нас, пугают проблемами. Заявляют, что из-за того, что Сережа не ходит в обычную школу, нашу семью поставят на учет и в том числе у нас могут начаться проблемы с получением гражданства, которое мы сейчас очень ждем», — рассказала Татьяна.
Женщина призналась, что вся ее семья очень переживает из-за давления со стороны управления образования Гурьевска. Родители опасаются проблем со службами опеки и ПДН, которые им обещают из-за отказа проходить очередное тестирование по русскому языку. Женщина обратилась к журналистам ИА Регнум за помощью в огласке сложившейся ситуации. Татьяна надеется, что управление образования позволит ее сыну доучиться учебный год на выбранной ранее форме обучения, а после поступить в обычную общеобразовательную школу в Гурьевске.
16 февраля Татьяна вновь была на встрече в управлении образования Гурьевска, где специалист учреждения в ультимативной форме потребовал, чтобы Сергей прошел тестирование по русскому языку, запланированное на 4 марта. По словам женщины, ей пригрозили, что, если ребенок не явится на тест, управление образования напишет на семью заявление в полицию и службу опеки.
Еще больше информации в канале «Регнум» в мессенджере МАХ.