Найти в Дзене
КОСМОС

Жуткая причина, по которой в эпоху паруса орудийные палубы красили в красный цвет

Один из характерных элементов британского военного кораблестроения Британская империя господствовала на морях в XVII, XVIII и XIX веках во многом благодаря своему мастерству в кораблестроении. Постройка линейного корабля — огромного военного судна, способного одновременно вести огонь десятками пушек, — занимала годы. Эти гиганты создавались из массивных дубовых брёвен, которые сначала должны были несколько лет сушиться в специальных складах. Если корабль строили из «сырой» древесины, не прошедшей должную сушку, срок его службы сокращался вдвое или даже больше. Будем рады если вы подпишитесь на наш телеграм канал Одним из последних этапов подготовки судна к выходу в море была покраска. Палубы, борта, фальшборта и наружная часть корпуса окрашивались в разные цвета — по разным причинам. Во время этого процесса полы орудийных палуб красили в неприятный красновато-охристый оттенок. Краска защищала древесину, но имела и другое назначение. Палубы красили в красный цвет, чтобы скрывать кровь в

Один из характерных элементов британского военного кораблестроения

Британская империя господствовала на морях в XVII, XVIII и XIX веках во многом благодаря своему мастерству в кораблестроении. Постройка линейного корабля — огромного военного судна, способного одновременно вести огонь десятками пушек, — занимала годы. Эти гиганты создавались из массивных дубовых брёвен, которые сначала должны были несколько лет сушиться в специальных складах. Если корабль строили из «сырой» древесины, не прошедшей должную сушку, срок его службы сокращался вдвое или даже больше.

Будем рады если вы подпишитесь на наш телеграм канал

Одним из последних этапов подготовки судна к выходу в море была покраска. Палубы, борта, фальшборта и наружная часть корпуса окрашивались в разные цвета — по разным причинам.

Во время этого процесса полы орудийных палуб красили в неприятный красновато-охристый оттенок. Краска защищала древесину, но имела и другое назначение. Палубы красили в красный цвет, чтобы скрывать кровь в разгар сражения.

Логика была проста. Служба канонира была крайне опасной и кровавой. Пушки весом в сотни килограммов яростно откатывались назад после выстрела, изрыгая огонь и дым. Вражеские ядра прочёсывали палубы, отрывали конечности и разрывали людей на части. Пол легко становился скользким и отвлекающим из-за крови и останков. Если же он уже имел цвет засохшей крови, это помогало скрыть шокирующую картину от окружающих моряков и тем самым поддерживать боевой дух.

Адмиралтейство опасалось, что вид крови и тел на палубе будет отвлекать экипаж — и небезосновательно. А отвлечённый моряк — плохой моряк. Линейные корабли должны были стрелять и продолжать стрелять, чтобы оставаться в бою. Британцы особенно гордились своим артиллерийским мастерством. Некоторые французские и испанские адмиралы признавали, что хорошо обучённый британский экипаж способен стрелять в два-три раза быстрее. Это давало им возможность сделать два или три залпа на каждый залп противника — огромное преимущество в сражении.

Моряк мог сражаться на палубе, залитой кровью, но если зрелище было менее наглядным, предполагалось, что он будет меньше отвлекаться и продолжит вести огонь.

Именно такую историю рассказывали бывалые моряки новичкам — с известной долей цинизма.

Однако у характерного красного цвета британских орудийных палуб могла быть и более практичная причина. Охра была дешёвой и широко доступной краской. Её легко было добыть, просто закупать в больших объёмах, и она защищала древесину не хуже, чем более дорогие краски или смолы. Британские чиновники насмехались над утверждением, будто палубы красили ради сокрытия крови павших товарищей. Тем не менее, эта история продолжала циркулировать среди моряков и простых людей, которые представляли себе, каково это — стоять на качающейся палубе боевого корабля в разгар сражения.

На самом деле краска выполняла все эти функции одновременно. Она действительно скрывала кровь на палубе. Сказать, насколько это влияло на мораль экипажа, сложно. Но также верно и то, что краска была дешёвой и доступной. Для британцев это был беспроигрышный вариант. Трудно сказать, перекрасили бы они палубы в синий цвет, если бы именно синяя краска оказалась самой дешёвой на рынке.

Если вы проигрывали морское сражение в эпоху паруса, количество крови на палубе, вероятно, было бы наименьшей из ваших проблем. Нужно было постоянно следить за состоянием легко воспламеняющегося пороха, положением пушек, состоянием и боеспособностью товарищей. Стоило лишь на мгновение потерять внимание — и можно было получить перелом ноги от откатившейся пушки или быть поражённым осколками. В такие моменты времени разглядывать лужи крови под ногами попросту не было.

Какой бы ни была истинная причина, орудийные палубы самых передовых кораблей эпохи паруса имели красный пол. Это любопытная деталь той эпохи, которая со временем почти исчезла. Во многих случаях краска — особенно оригинальная — на старых парусниках давно стёрлась. Но в 1800 году такие корабли поддерживались в идеальном состоянии. Каждый заход в порт для ремонта сопровождался свежими слоями краски, чтобы судно выглядело достойно и чтобы древесина была защищена от постоянного износа.

Именно такие мелкие детали оживляют историю и напоминают нам, что прошлое было не менее ярким, а возможно, даже более насыщенным и красочным, чем сегодняшний день.