Одним из главных событий Мюнхенской конференции по безопасности, которая прошла 13–15 февраля, стала речь госсекретаря США Марко Рубио. Он дипломатично призвал Европу к сотрудничеству, но раскритиковал ее за те же проблемы, на которые указывает президент США Дональд Трамп. В Евросоюзе восприняли выступление неоднозначно и склоняются к дальнейшему разрыву с США. Что пишут мировые СМИ об отношениях Вашингтона и Брюсселя — в дайджесте «Известий».
NBC News: у Рубио нашлись более теплые слова для Европы, чем у Трампа
Госсекретарь США Марко Рубио выступил на Мюнхенской конференции по безопасности, явно пытаясь сгладить разногласия в отношениях между США и Европой, хотя иностранные дипломаты не были уверены, что за этим последуют реальные изменения. Его прямое обращение к Европе резко контрастирует с пренебрежительными высказываниями президента Дональда Трампа в Давосе в прошлом месяце, когда лидер США заявил, что часть Европы «уничтожается», и сказал, что США «ничего не получили» от участия в НАТО.
NBC News
Рубио сорвал овации за свою эмоциональную речь в Мюнхене, в которой он обратился преимущественно к европейской аудитории: «Во времена, когда заголовки возвещают о конце трансатлантической эпохи, пусть все знают и понимают, что это не является ни нашей целью, ни нашим желанием, потому что для нас, американцев, наш дом может находиться в Западном полушарии, но мы всегда будем детьми Европы».
Однако некоторые иностранные дипломаты в зале скептически отнеслись к тому, что эта речь отражает реальные изменения в позиции администрации Трампа. В своей речи Рубио подверг резкой критике миграционную и климатическую политику Европы, предупредив, что «беспрецедентный» уровень массовой миграции угрожает «сплоченности наших обществ, преемственности нашей культуры и будущему наших народов». Он также раскритиковал ООН, заявив, что она «практически не играла никакой роли» в крупных мировых событиях от Газы до Украины, и выступил в защиту интервенций США в Венесуэле и Иране.
Associated Press: европейцы отвергают заявления США об «уничтожении цивилизации»
Глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Кая Каллас выступила на Мюнхенской конференции по безопасности на следующий день после того, как госсекретарь США Марко Рубио обратился к европейским союзникам с несколько обнадеживающим посланием. Он занял менее агрессивную позицию, чем вице-президент Джей Ди Вэнс, выступавший перед ними на той же встрече в прошлом году, но сохранил твердую позицию относительно намерений Вашингтона перестроить трансатлантический альянс и продвигать свои политические приоритеты.
Associated Press
Каллас упомянула критику, содержащуюся в стратегии национальной безопасности США, опубликованной в декабре, в которой утверждалось, что экономическая стагнация в Европе «затмевается реальной и более мрачной перспективой уничтожения цивилизации». В ней предполагалось, что Европу ослабляют ее миграционная политика, снижение рождаемости, «цензура свободы слова и подавление политической оппозиции», а также «потеря национальной идентичности и уверенности в себе».
Каллас отвергла то, что она назвала «оскорблением Европы». Она заявила, что Европа «не находится на грани исчезновения цивилизации», и отметила, что во время прошлогоднего визита в Канаду ей сказали, что многие там заинтересованы в вступлении в ЕС. В то время как Рубио ясно дал понять, что администрация США будет придерживаться своей позиции по таким вопросам, как миграция, торговля и климат, европейские официальные лица, выступившие перед собравшимися, сообщили, что останутся верны своим ценностям, включая свой подход к свободе слова, изменению климата и свободной торговле.
Financial Times: призыв Рубио к единству в Мюнхене не находит отклика в Европе
Рубио подкрепил свою речь заверениями в том, что «нерушимая связь» между США и Европой существует с тех пор, как европейские поселенцы прибыли на Американский континент. Толпа европейских лидеров, министров и высокопоставленных чиновников вскочила на ноги и зааплодировала, но не столько от восхищения, сколько от облегчения. Хотя тон Рубио был более вежливым, чем у Вэнса, суть послания США осталась прежней.
Financial Times
«Рубио — лучшее, на что мы можем рассчитывать от администрации [США], — сказал один из высокопоставленных европейских министров, присутствовавший на встрече. — Но он ясно дал понять, что если трансатлантические отношения и не разорваны, то они существенно отличаются от тех, к которым мы привыкли». По словам европейских чиновников, во многих отношениях с речью Вэнса в 2025 году было проще справиться, потому что она была настолько откровенно агрессивной, что обеспечивала единство в ответных действиях. По их словам, из-за нюансов в речи Рубио было сложнее определить, в чем заключается угроза.
Сразу после выступления Рубио председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен ясно дала понять, что, несмотря на смену риторики, отношения между США и Европой по-прежнему остаются крайне напряженными. По словам одного высокопоставленного дипломата ЕС, истинным посланием Рубио для континента стал его визит в Словакию в воскресенье, за которым последовала поездка в Венгрию — две страны, вызывающие наибольшие опасения у Брюсселя. Уровень беспокойства таков, что даже Германия, страна, которая всегда отказывалась от предложений Парижа присоединиться к французскому ядерному «зонтику» и рассчитывала на американский атомный щит, рассматривает возможность изменить свою позицию.
Reuters: Европа стремится меньше зависеть от обороны США
Трансатлантические отношения Европы и США и без того были напряжены в течение последнего года из-за возвращения Трампа в Белый дом. Но стремление президента США аннексировать Гренландию резко усилило сомнения в Европе относительно приверженности Вашингтона защите континента в рамках НАТО. Рубио в своей речи в Мюнхене дал европейцам лишь ограниченные заверения. Он заявил, что США хотят сотрудничать с Европой, но не упомянул вопросы, по которым между США и их партнерами по альянсу возникла пропасть.
Reuters
Канцлер Германии Фридрих Мерц, президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Великобритании Кир Стармер в Мюнхене подтвердили свою приверженность укреплению «европейской опоры» в рамках НАТО. Но более сильная внутренняя оборона также является страховкой от того, что Трамп или будущий лидер США решат не защищать Европу. «Это новое начало правильно при любых обстоятельствах. Оно правильно, если Соединенные Штаты продолжат дистанцироваться. Оно правильно до тех пор, пока мы не сможем гарантировать свою собственную безопасность самостоятельно», — заявил Мерц на конференции в пятницу.
Главный вопрос для Европы и ее лидеров заключается в том, смогут ли они подкрепить свои слова делами — закупать и разрабатывать новые системы вооружения, восполнять пробелы в своих арсеналах в таких областях, как ракеты большой дальности, и координировать свою работу. Пока что признаки неоднозначны. Некоторые масштабные общеевропейские проекты с трудом продвигаются вперед. Будущее франко-германско-испанского проекта по созданию истребителя FCAS находится под вопросом уже несколько месяцев, поскольку партнеры не могут договориться о распределении работы между участвующими компаниями. Обсуждения оборонных проектов Европейского союза сопровождались спорами о том, следует ли ограничивать их участие компаниями ЕС или открывать для других стран.
Bloomberg: новый мировой порядок Трампа подталкивает Швецию к сближению с еврозоной
После резкой смены позиции Швеции в отношении членства в НАТО она начинает рассматривать еще один исторический сдвиг — переход на евро. Хотя дискуссия находится на начальной стадии, по мере изменения условий происходит тонкий, но заметный сдвиг. В 2003 году, когда избиратели на референдуме отклонили единую европейскую валюту, основное внимание было уделено способности кроны выступать в качестве буфера для крупнейшей скандинавской экономики, но теперь геополитические соображения приобрели новую глубину.
Bloomberg
«Швеция теперь является полноправным членом НАТО, и мы укрепляем свою оборону вместе с нашими партнерами по ЕС, — заявила в интервью в стокгольмском парламенте Сесилия Рённ, депутат от Либеральной партии Швеции. — Но мы по-прежнему одной ногой стоим вне системы, поскольку не участвуем в валютном сотрудничестве».
Аргумент в пользу евро заключается в том, что единая валюта укрепит политические связи и предоставит шведам возможность участвовать в общеевропейских валютных вопросах. Это дополняет традиционные коммерческие аргументы, такие как расширение торговли и содействие прямым инвестициям. Если эта тенденция действительно укрепится, это повысит доверие к евро в то время, когда доминирование доллара в мировой торговле и в качестве резервной валюты ставятся под сомнение.