Найти в Дзене
ИНОСМИ

«Ситуация чертовски опасна». Европа столкнулась с суровой реальностью

UnHerd | Великобритания США улыбаются Европе, но на деле оставляют ее одну решать свои проблемы, пишет UnHerd. Рубио фактически признал, что трансатлантический союз рушится, и ЕС теперь вынужден сам заботиться о своей безопасности. Вольфганг Мюнхау (Wolfgang Munchau) Как же все изменилось всего за год! На Мюнхенской конференции по безопасности в минувшие выходные госсекретарю Марко Рубио рукоплескали стоя, хотя он в точности повторил посыл прошлогодней речи вице-президента Джей Ди Вэнса, из-за которой разразился скандал. Рубио обвинил европейцев в попытке "умаслить климатических фанатиков", которые привели Европу к обнищанию, навязав ей катастрофическую энергетическую политику. Как и Вэнс, он раскритиковал иммиграционную политику Европы и ее догматическую приверженность глобальной свободной торговле, которая, по его словам, ускоряет деиндустриализацию и нарушает каналы поставок. Он даже посетовал на сдачу национального суверенитета международным организациям — этот удар не только по ОО
   © AP Photo / Geert Vanden Wijngaert
© AP Photo / Geert Vanden Wijngaert

UnHerd | Великобритания

США улыбаются Европе, но на деле оставляют ее одну решать свои проблемы, пишет UnHerd. Рубио фактически признал, что трансатлантический союз рушится, и ЕС теперь вынужден сам заботиться о своей безопасности.

Вольфганг Мюнхау (Wolfgang Munchau)

Как же все изменилось всего за год! На Мюнхенской конференции по безопасности в минувшие выходные госсекретарю Марко Рубио рукоплескали стоя, хотя он в точности повторил посыл прошлогодней речи вице-президента Джей Ди Вэнса, из-за которой разразился скандал. Рубио обвинил европейцев в попытке "умаслить климатических фанатиков", которые привели Европу к обнищанию, навязав ей катастрофическую энергетическую политику. Как и Вэнс, он раскритиковал иммиграционную политику Европы и ее догматическую приверженность глобальной свободной торговле, которая, по его словам, ускоряет деиндустриализацию и нарушает каналы поставок. Он даже посетовал на сдачу национального суверенитета международным организациям — этот удар не только по ООН и международным юридическим организациям, но и по самому ЕС.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Речь Вэнса европейцам не понравилась. Зато речь Рубио они одобрили. Вся разница в тоне. В отличие от Вэнса, Рубио подсластил пилюлю. "Наш американский дом находится в Западном полушарии, — сказал он, — но мы навсегда останемся детищем Европы". Европейцы просто млеют, когда американцы проявляют уважение к их культурному наследию. Это льстит их гордости и чувству собственного превосходства.

Однако Европа занимается самообманом. И когда председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что снова обрела чувство уверенности, это напомнило мне старую остроту о дипломатии, которую часто (и, возможно, ошибочно) приписывают Уинстону Черчиллю: "Дипломатия — искусство посылать людей к черту так, чтобы они потом спрашивали дорогу".

За те 12 месяцев, что разделяют эти две мюнхенские речи, трансатлантические отношения изменились до неузнаваемости. Как без обиняков заявил на прошлой неделе посол США при НАТО Мэтью Уитакер: "Мы хотим, чтобы Европа взяла на себя обеспечение неядерной обороны своего континента". США остаются частью инфраструктуры НАТО. Но горькая правда в том, что мы остались одни. Наши прежние охранники сторожат чужой дом.

Вместо того чтобы смириться с новой реальностью, Европа убеждена, что статус-кво вернется: президент Дональд Трамп считается аномалией — дескать, как только он уйдет, так трансатлантические отношения сразу же вернутся в нормальное русло и восстановятся. В каком-то смысле это правда, но лишь наполовину. Трамп, вне всяких сомнений, — отклонение от нормы. И через три года он уйдет. Но его доктрина безопасности сохранится.

Сам Трамп с его публикациями в X и пошлинами действительно бывает непредсказуем, однако политика Вашингтона в области безопасности на удивление последовательна. Из Стратегии национальной безопасности Белого дома мы уже выяснили, что в приоритете Западное полушарие — Северная и Южная Америка. На втором месте Азия. И только на третьем — Европа. В выходе из НАТО США не заинтересованы. Североатлантический альянс по-прежнему служит важным целям Вашингтона, пусть и отличным от европейских.

Самоустранение США из европейской системы безопасности — лишь одно из звеньев более обширного плана действий, поскольку Вашингтон готовится к наихудшему сценарию: нападению Китая на Тайвань в сочетании с одновременной атакой России на Западную Европу, а КНДР — на Южную Корею. Если оценить такой сценарий со стратегической точки зрения, становится ясно, что США не смогут одновременно вести войну в Восточной Азии и Европе. Честное разделение бремени в альянсе НАТО требует от европейцев позаботиться о своей территории самим.

В результате Вашингтон готовится к существенным переменам, которые будет непросто отменить. Во-первых, европейцы получат "повышение" в командной структуре НАТО и возглавят все три региональных командования. Германия и Польша на ротационной основе возглавят Объединенное командование вооруженных сил в Брунсюме.

Ударили в грязь лицом. Мерц и Макрон жестко поссорились: прошлый опыт дал о себе знать

Как бы то ни было, Белый дом, как при республиканцах, так и при демократах, последовательно подталкивает европейцев к тому, чтобы заняться собственной обороной — Обама даже назвал их "безбилетниками". Но эти усилия неоднократно срывались из-за того, что Европа пренебрегала взятыми на себя обязательствами по целевым расходам на оборону. Это плачевное положение вещей закончилось лишь при Джо Байдене, когда Россия ввела войска на Украину. Со стороны европейцев были бы наивностью рассчитывать, что проевропейский демократ в Белом доме пожелает вмешаться.

Демократы на Мюнхенской конференции, в частности Александрия Окасио-Кортез и Гэвин Ньюсом призвали европейцев всячески противостоять Трампу, но не следует принимать их слова за чистую монету. Я считаю, это плохой совет. Они злоупотребляют международной ареной ради внутренней политики. Большинство губернаторов и законодателей США не мыслят категориями внешнеполитической стратегии — пока не встретятся с советниками по безопасности и начальниками штабов в оперативном зале Белого дома.

Однако европейцы еще не отскорбели свое из-за распада трансатлантических отношений, и им придется несладко. Они еще не готовы принять новый мир. Только взгляните на тот сумбур, что у них вышел с Украиной. Ричард Ширрефф, бывший заместитель Верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, раскритиковал Европу и Канаду за неспособность разработать и внедрить последовательную стратегию поддержки Украины. Он хочет, чтобы европейцы отмежевались от США и организовали собственную оборону, а это прямо противоположно подходу Марка Рютте — улещивать американского президента. Рютте оправдал свое пресмыкательство перед "папочкой" Трампом, заявив Европейскому парламенту: "Если кто-то здесь думает, что Европейский союз или Европа в целом сможет защитить себя без США — что ж, мечтать не вредно". Хотя это довольно искреннее описание статус-кво, я убежден, что отчаянная попытка Рютте сохранить за США их нынешнюю роль лорда-протектора Европы окончится катастрофой.

Я не исключаю того, что европейцы в итоге примут вызов и взвалят на себя ответственность за собственную безопасность. Но сейчас это представляется маловероятным. Главная проблема не в военных расходах как таковых, а в том, как организована наша общая оборона — безнадежно неэффективно. У каждой европейской страны собственная структура командования. И своя политика закупок. У многих есть собственные системы вооружения. В европейских странах НАТО эксплуатируется десять различных типов боевых танков, в США — лишь один. У европейцев также стоят на вооружении разные истребители, системы противовоздушной обороны и гаубицы.

Последствия такой раздробленности дорого обходятся. Согласно анализу компании Bain, средняя стоимость 155-мм боеприпасов составляет около 4 000 долларов за штуку, тогда как русские покупают свои 152-мм снаряды по тысяче долларов. Эти цифры не совсем сопоставимы, но они указывают на масштабы трудностей, вставших перед Европой. Чтобы сравняться с Россией по военным расходам, нам придется потратить вчетверо больше, чем им. То же соотношение характерно и для других категорий расходов на оборону. Простое увеличение бюджетов без централизации закупок окажется лишь пустой тратой денег.

Европейцы уже начали наращивать траты на оборону. Но они не желают отказываться от своего драгоценного суверенитета ради единой политики закупок — не говоря уже о единой структуре командования. Без этого я не представляю, как стремление Европы к самостоятельности может увенчаться успехом. У ряда крупнейших европейских стран, включая Францию, не осталось финансовых возможностей. Укрупнение и объединение закупок — это самый простой путь. Если у противника преимущество по эффективности затрат четыре к одному — вы проиграете. Даже если мы переведем экономику полностью на военные рельсы, нам будет трудно купить то же, что и им.

На данном этапе Франция и Германия больше заботятся о собственной оборонной промышленности и решительно отвергают общие военные закупки. Единственный сценарий, при котором я предвижу перемены, — это когда такое решение будет навязано войной, что крайне нежелательно.

Вот почему ситуация так чертовски опасна. Мы вышли из одной неэффективной системы безопасности, но новой еще не создали. Мы застряли промеж двух миров. И случиться может все, что угодно.

Рассуждая о сценариях с тремя желанными, но несовместимыми целями, экономисты любят приводить в пример метафору невозможных треугольников. Вот один из них — военный. Его вершины таковы: сокращение вклада США в неядерную оборону Европы; нежелание Европы объединять оборонные закупки и системы вооружений; и, наконец, высокий уровень безопасности. Первое из этих трех условий — выход США из системы обороны Европы — стало реальностью. Теперь Европа осталось соединить две оставшиеся точки.

Американцы только что послали европейцев к черту. А европейцы спрашивают у них дорогу.

Вольфганг Мюнхау — директор аналитического центра Eurointelligence и обозреватель UnHerd

Оригинал статьи

Еще больше новостей в канале ИноСМИ в МАКС >>