Если кого в Восточной Европе можно поставить в один ряд с гигантами мирового рока, то это Чеслав Немен. Впрочем, этот человек и не нуждается ни в сравнениях, ни в категоризации, ни даже в какой-то территориальной или национальной принадлежности. Штучный, великий артист, уникум. Для огромного числа слушателей в СССР знакомство с миром рок-музыки началось именно с записей Чеслава Немена.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
...Записи ловились по радио — как послания из какой-то другой жизни. Ходили по рукам на пластинках фирмы Muza. Польский рок-н-ролл переписывался на бобины и заслушивался до дыр. Молодые советские музыканты снимали польские «фишки».
Чеслав Немен был из числа тех, кто постоянно развивался и удивлял своими открытиями. Начинал с соула и биг-бита, но пошёл дальше... Для слушателей в СССР услышанный по польскому радио альбом «Катарсис» котировался не нижу космических шедевров Клауса Шульце и Pink Floyd.
«Странен этот мир, и в нём живёт так много зла»... Что испытал польский певец Чеслав Немен в июле 1967 года, когда выходил на сцену фестиваля в Ополе и исполнял свою культовую песню «Dziwny jest ten świat»? Наверняка это были сильные чувства. Он уже считался звездой эстрады, публика его обожала, чиновники ругали за традиционное: вызывающий внешний вид, безыдейность, низкопоклонство перед Западом...
Реакция публики красноречива: выкрики и аплодисменты длились почти столько же, сколько и сама песня.
Песня «Странный этот мир» до сих пор восхищает своим вневременным посланием, которое не утратило своей актуальности. Мир по-прежнему полон зла. Действительно ли в нём много людей доброй воли? Хотелось бы верить, что это так. В 1967 году Чеслав Немен утверждал, что пришло время уничтожить ненависть внутри себя.
Альбом «Dziwny jest ten świat» первым в истории польской звукозаписи получил золотой статус. Заглавная песня решительно вышла за рамки «обычного» хита, став неофициальным гимном польской молодёжи. А теперь и вовсе признана величайшей польской песней XX века.
Чем так подкупил публику молодой голосистый парень на сцене в Ополе? Ответ на этот вопрос даёт польский журналист Марек Гашиньски: «Он дал нам образец твёрдого человека, неуступчивого, не гнущегося, идущего против ветра, показал, что лучше дарить, чем отбирать, поскольку в годы, когда всем хочется прибрать всё к рукам, он предпочитал одаривать. Он дал нам столько радости, но столь же часто подсказывал нам, что необходимо размышлять — хотя бы о том, что время уплывает, подобно реке».
Чеслав Юлиуш Выдржицкий родился за несколько месяцев до начала Второй мировой войны — 16 февраля 1939 года. Место рождения — крохотная деревня Старые Василишки, по сей день известная своим неоготическим костёлом. С ранних лет Чеслав увлекался музыкой. В детстве он пел и игран на органе в школьных и церковных хорах. В подростковом возрасте начал брать уроки игры на фортепиано и посещал музыкальную школу, которую не окончил из-за пропусков занятий.
В 1958 году 19-летний Чеслав вместе с семьёй перебрался из советской Белоруссии в Польшу в рамках репатриации поляков с восточных приграничных территорий.
Он дебютировал в начале 1960-х на волне популярности биг-бита и поначалу исполнял музыку в духе соула «Мотауна» и Джеймса Брауна. После успешного выступления на фестивале молодых талантов в Щецине Чеслав в качестве награды отправился в турне по стране с группой Czerwono-Czarni. В декабре 1963 года он вместе выступил на сцене концертного зала «Олимпия» в Париже и тогда же взял себе творческий псевдоним — Нимен.
Вскоре Чеслав Немен начал создавать музыку, адресованную более требовательным слушателям. Обладая голосом исключительных возможностей, он стал одной из величайших индивидуальностей польской сцены. Не только певцом, но и глубоко мыслящим автором, философом среди музыкантов, великолепным клавишником.
Эволюция Чеслава Немена была стремительна. Не ограничиваясь каким-то одним направлением, он начал исследовать территории психоделии, прогрессивного рока, джаза, фолка, писал музыку на классическую польскую поэзию... А затем мог выпустить, например, альбом русских песен, снявшись для обложки в косоворотке среди берёз.
Уже в 1969 году Чеслав Немен записывал амбициозные, продолжительные, сложные по форме произведения на стихи польских поэтов, приглашая в студию джазменов уровня саксофониста Збигнева Намысловского.
Он с головой ушёл в прогрессивный рок и джаз-рок, увлекался синтезаторами и стал одним из первых, кто начал использовать «Муг» в странах Восточной Европы. Альбом «Enigmatic» (1970) по праву считается одним из лучших в истории польского рока.
Такого артиста не могли не заметить и на Западе. Его группа гастролировала по разным странам. Чеслав Немен участвовал в церемонии открытия Олимпийских игр в Мюнхене. Немецкий филиал лейбла CBS предложил записать несколько англоязычных пластинок. Побывав в Польше с гастролями в 1969 году, американские герои джаз-рока Blood, Sweat & Tears предложили Чеславу Немену скататься в Штаты ради совместного проекта. Совместная запись так и не вышла.
Чеслав Немен выступал с лучшими музыкантами, но при этом сохранял верность малой родине: мог запросто посадить всех своих односельчан в автобус и свозить на концерт в Варшаву. Однажды он съездил в Старые Василишки на такси из Москвы, чтобы просто провести в любимых местах пару часов.
Немен катался с концертами в СССР, пел на отличном русском языке и запросто общался с местными поклонниками, делясь планами и идеями. Судя по воспоминаниям, никакой звёздной болезнью Чеслав Немен не страдал.
В 1976 году Чеслав Немен пошёл ещё дальше и записал целый альбом, сыграв на всех инструментах, включая синтезаторы, меллотрон, клавинет, перкуссию, гитару, флейты. Он сам написал тексты и сам нарисовал обложку с плачущей дамой.
Пластинка «Катарсис» была вдохновлена научной фантастикой, которой в то время в Восточной Европе было немало (Станислав Лем и братья Стругацкие — лишь вершина айсберга). Её сюжет — антиутопическая история о том, как люди открывают всё новые пространства и миры и затем агрессивно колонизируют новую галактику. Композиции альбова варьируются от чисто атмосферных произведений до инопланетных фанковых грувов под драм-машину.
Чеслав Немен занимался музыкой на протяжении всей жизни, пусть со временем гастроли стали реже, как и пополнения в дискографии. Вместе со своими группами он давал концерты по всей Европе, задавая новые тенденции в рок-музыке, заезжал и в Индию, и в США. Чеслав перешёл к электронной музыке, занимался компьютерной графикой.
Последний альбом мастера «Spodchmurykapelusza» вышел в 2001 году. Спустя три года Чеслав Немен покинул этот странный мир, в котором по-прежнему так много зла...
В качестве постскриптум — цитата Павла Бродовского, бывшего бас-гитариста группы Чеслава Немена «Акварели»: «Удивительный мир его звучаний и философии жизни возник в результате столкновения двух разных культур, даже в чем-то двух отличных цивилизаций: Востока и Запада, на стыке традиции и современности, музыки старой и новой, народной и городской, светской и религиозной, популярной и классической, джазовой и экспериментальной, акустической и электронной».
Своей музыкой Чеслав стремился сделать наш мир немного светлее и добрее. И его старания определённо увенчались успехом. Жаль только, к музыкантам не прислушиваются...
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!