Найти в Дзене
CatGeek

Тай Лунг — жертва, а не злодей: переосмысление конфликта в «Кунг‑Фу Панде»

При просмотре первой части серии «Кунг-Фу Панда» у вас не возникало чувство, что сама панда в этой истории лишняя? Вообще в этом мультфильме многое не соответствует тому, как это многое подают авторы и тем, что они показывают нам, собственно, действием. Вся история первой части — это не история панды По. Он введен в историю лишь для того, чтобы сделать ее комичной и удобной для подачи детям. На же самом деле первая часть — это история красной панды Шифу. За много лет до событий фильма он усыновляет маленького барса, дает ему имя Тай Лунг и смысл жизни. Тот полюбил приемного отца, полюбил кунг-фу, а Шифу готовил его как будущего избранного, Воина Дракона. Шифу буквально изводил ребенка тренировками аж до «треска костей», а Тай Лунг не противился этому, ибо хотел оправдать ожидания отца, хотел быть достойным его уважения, хотел чтобы отец гордился им. За долгие годы пути к заветной цели Шифу превращает Тай Лунга в идеальную машину для убийства, которая за всю жизнь не знала ничего, кроме

При просмотре первой части серии «Кунг-Фу Панда» у вас не возникало чувство, что сама панда в этой истории лишняя? Вообще в этом мультфильме многое не соответствует тому, как это многое подают авторы и тем, что они показывают нам, собственно, действием.

Вся история первой части — это не история панды По. Он введен в историю лишь для того, чтобы сделать ее комичной и удобной для подачи детям. На же самом деле первая часть — это история красной панды Шифу.

За много лет до событий фильма он усыновляет маленького барса, дает ему имя Тай Лунг и смысл жизни. Тот полюбил приемного отца, полюбил кунг-фу, а Шифу готовил его как будущего избранного, Воина Дракона. Шифу буквально изводил ребенка тренировками аж до «треска костей», а Тай Лунг не противился этому, ибо хотел оправдать ожидания отца, хотел быть достойным его уважения, хотел чтобы отец гордился им. За долгие годы пути к заветной цели Шифу превращает Тай Лунга в идеальную машину для убийства, которая за всю жизнь не знала ничего, кроме кунг-фу, и для которого звание Воина Дракона становится смыслом существования и вершиной жизненного пути.

Но было в этой истории и третье действующее лицо — Угвей. Настоятель Нефритового Храма, учитель Шифу. Воина Дракона выбирал он. И, когда настал момент истины, Угвей отказал Тай Лунгу. И Тай Лунг сломался. Но сломался он не потому, что Угвей не дал ему желанное — это он еще может и пережил бы, — его сломало слепое подчинение Шифу воле настоятеля. Шифу не пытался оспорить решение Угвея, не вступился за своего сына. Он, Тай Лунг, чувствовал себя преданным. Отцом, который научил его лишь убивать. Отцом, который готовил его к этому всю жизнь. Отцом, которого он любил. Вполне закономерно, что Тай Лунг сломался.

И вот вопрос. А точно плохой — это Тай Лунг? Он в этой истории жертва. Типичная жертва родителя, который, проецируя свои нереализовавшиеся амбиции и мечты на ребенка, ломает этому самому ребенку жизнь. Тай Лунг не был злым от природы, он не хотел кого-то убивать или причинять зло, его попросту сломали. И сломал его не Шифу. Точнее, не он один. Ведь мы помним, что в этой истории есть третье лицо, верно?)

Угвей. Вопреки тому, как его в мультфильме пытаются подать создатели, это — глубоко безответственный субъект и морально несостоятельная фигура. Авторы это показывают действием. Потому что Угвей видел, во что Шифу превращает Тай Лунга. Угвей видел, какие амбиции и мечты Шифу вкладывает в Тай Лунга. Угвей видел, что Шифу ломает жизнь ребенку. И что же сделал мудрый мастер Угвей? А ничего он не сделал. Когда пришел час Х, Угвей к тому же еще и достаточно резко отказал Тай Лунгу, не пытаясь того как-то умиротворить. Ему было все равно как отреагирует ученик Шифу. Мудрый мастер Угвей просто забил. А знаете, что он сделал, когда Тай Лунгу сорвало крышу от того, что Угвей на пару с Шифу сломали его об колено? Правильно, он заточил его в тюрьму на глубине сотен метров, без возможности даже почесаться. Двадцать лет провел в этой тюрьме Тай Лунг. Двадцать лет. Угвей не просто не остановил Шифу, когда тот ломал судьбу мальчика, он еще и вместо реально гуманного умерщвления сломанного наглухо Тай Лунга «гуманно» отправил его гнить в «одиночке».

Через двадцать лет Тай Лунг сбегает из тюрьмы и жаждет мести. Он направляется в Долину. И что же делает Угвей?) Барабанная дробь... Угвей просто уходит в закат, оставляя Шифу разбираться с Тай Лунгом. Прекрасно зная, что остановить собственного ребенка Шифу не может, а толстая панда, если уж мы будем реалистами, никак за пару дней или даже месяцев не может стать воином, способным противостоять тренирующемуся с детства терминатору. Вот такой он вот мастер Угвей. При этом, я лично полагаю, исходя из предыдущих действий персонажа, что Угвей намеренно выбрал безнадежную толстую панду в качестве Воина Дракона, тем самым в последний раз цинично подшутив над своим учеником.

В этой истории панда По структурно вторичен. Он не выступает источником конфликта, не участвует в формировании основного трагического узла, никак не связан с тем, что происходит в истории Шифу, и попадает в эту историю случайно. Для По тут нет места, это суррогат для детской аудитории, разгружающий драматическую серьезность повествования. Если убрать из этой истории По — история ничего не потеряет, ведь под детским мультфильмом скрыта полная трагедии взрослая история с экзистенциальным конфликтом и хорошо прописанной мотивацией «злодея», который и не злодей вовсе. Вся история, мотивация и эмоциональная напряженность главного конфликта сосредоточена в треугольнике «Тай Лунг — Шифу — Угвей».

Тай Лунг — это жертва тотальной проекции родительских ожиданий, разумное существо, лишенный выбора, воспитанный и сформировавшийся не как личность, а как функция. Любовь Тай Лунга к кунг-фу неразрывно связана с его желанием заслужить признание отца. Даже его агрессия не есть сознательный выбор, а следствие действий других лиц, имевших над ним полную власть и непререкаемый авторитет.

Шифу — это центральная фигура повествования, главный герой и главный же злодей, источник конфликта и его разрешение. Он создал Тай Лунга, он отказался его «защитить», он же его и сломал. Теперь Шифу должен искупить свою вину, остановить монстра, которого породил. Возможно, ему придется для этого отдать свою жизнь и забрать жизнь сына. Но это - его катарсис.

Угвей — безответственный архитектор системы, сломавший Тай Лунга. Именно Угвей, как настоятель Нефритового Храма, задает правила воспитания, определяет допустимые и недопустимые практики, имеет право окончательного решения. Это высший моральный авторитет, задающий иерархию. Именно он выбирает Воина Дракона. Он не просто безответственный сторонний наблюдатель, а тот, кто создал саму систему, в которой действовал Шифу. Это его невмешательство легитимизировало методы воспитания последнего. На самом деле, говорить о вине Угвея в этой истории можно долго, ведь он, как архитектор, имел отношение ко всему, что творилось в Нефритовом Дворце: от культа избранности до подчинения личной судьбы пророчествам.

Если бы это было взрослое драматическое кино, панда По все-таки должен был уйти со всеми прочь, а остановить Тай Лунг должен был бы сам Шифу. Но даже в мультфильме сцена их встречи — одна из самых сильных в драматическом плане в истории анимации. Если когда-нибудь переснимут историю первой части под взрослое кино, не меняя весь сценарий лишь до последнего финального боя — то определенно получится очень крепкая трагедия.

P.S. Воинственная пятерка не забыта мною, но и в этой, и в последующих частях она играет вторичную роль и необходима для раскрытия основных героев (флешбэки про Шифу и Тай Лунга, например), юмористической разрядки и всего такого.

________________________

Автор текста: Ерсултан Тохтарбаев

🎮 🎲 Также читайте нас на других ресурсах:

  • Телеграм ↩ – новости, заметки и розыгрыши.
  • ВК ↩ – наша Родина.

Мы всегда рады новым авторам. Если хотите предложить статью на CatGeek или заинтересованы в сотрудничестве — пишите сюда или сюда.

Предложить статью за вознаграждение — сюда или на почту.

🎲🎥 Читайте также: