Найти в Дзене
nashgorod.ru

«Экономика выдохлась»: эксперты рассказали, что ждет россиян

После нескольких лет активного роста темпы развития российской экономики замедлились. Статистические данные и комментарии аналитиков указывают на то, что страна входит в период застоя. Разбираемся, что такое стагнация, фиксируется ли она сегодня и как это отражается на благосостоянии граждан. По словам экономиста Константина Селянина, термин «стагнация» применим, когда валовой внутренний продукт (ВВП) не увеличивается на протяжении двух кварталов подряд, а рост находится в пределах статистической погрешности (около 1%). Эксперт отмечает, что даже с учетом официальных данных за 2024 год (около 4%), сейчас динамика сменилась спадом: темпы роста минимальны и имеют тенденцию к снижению. Это позволяет говорить о наступлении застоя. Официальная статистика подтверждает охлаждение: в первом квартале 2025 года прирост ВВП составил 1,4% в годовом выражении, во втором — 1,1%, а в третьем — всего 0,6%. По итогам 11 месяцев Минэкономразвития оценило рост в 1%, что значительно ниже не только прошлы
Оглавление

После нескольких лет активного роста темпы развития российской экономики замедлились. Статистические данные и комментарии аналитиков указывают на то, что страна входит в период застоя. Разбираемся, что такое стагнация, фиксируется ли она сегодня и как это отражается на благосостоянии граждан.

Фото: ИИ фрипик
Фото: ИИ фрипик

Есть ли основания говорить о стагнации?

По словам экономиста Константина Селянина, термин «стагнация» применим, когда валовой внутренний продукт (ВВП) не увеличивается на протяжении двух кварталов подряд, а рост находится в пределах статистической погрешности (около 1%). Эксперт отмечает, что даже с учетом официальных данных за 2024 год (около 4%), сейчас динамика сменилась спадом: темпы роста минимальны и имеют тенденцию к снижению. Это позволяет говорить о наступлении застоя.

Официальная статистика подтверждает охлаждение: в первом квартале 2025 года прирост ВВП составил 1,4% в годовом выражении, во втором — 1,1%, а в третьем — всего 0,6%. По итогам 11 месяцев Минэкономразвития оценило рост в 1%, что значительно ниже не только прошлых лет, но и долгосрочных целевых показателей.

Руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольга Беленькая уточняет, что вопрос терминологии здесь открыт. Ключевая проблема — нездоровая структура этого роста. В обрабатывающей промышленности большинство гражданских секторов показывают спад, а положительная динамика обеспечивается почти исключительно за счет отраслей, связанных с оборонно-промышленным комплексом (ОПК). При этом добывающий сектор начал восстанавливаться после ослабления ограничений ОПЕК+, но находится под давлением санкций.

Отраслевые диспропорции и факторы торможения

Аналитики фиксируют крайне неравномерную динамику в разных секторах. Наблюдается спад в грузоперевозках и оптовой торговле, замедление в рознице на фоне сокращения инвестиций в основной капитал (впервые с 2020 года). Хуже становится качество кредитных портфелей, растет число неплатежей. Доходы бизнеса падают.

Олег Абелев, начальник аналитического отдела «Риком-Траст», полагает, что текущую ситуацию некоторые коллеги склонны называть стагфляцией — сочетанием застоя и высокой инфляции. Это не кризис с обвальным падением, как в 2022-м, но и не устойчивый рост. Эксперт подчеркивает, что экономика работает на пределе мощностей (безработица ниже 2,5%), а разогнанный госспрос конвертируется не в развитие, а в инфляцию.

Ключевые риски для будущего:

  • Жесткая денежно-кредитная политика (высокая ключевая ставка);
  • Дефицит кадров;
  • Структурные проблемы: уход западных технологий, отток специалистов, сырьевая зависимость бюджета.

Сколько продлится период застоя?

По мнению Олега Абелева, официальные прогнозы роста в 2-3% на ближайшие годы выглядят оптимистично. Стагнация, скорее всего, затянется не на кварталы, а на годы. Причинами этого являются:

  1. Сохранение высокой ключевой ставки для борьбы с инфляцией.
  2. Ограниченность бюджетных ресурсов (эффект от военных расходов имеет потолок).
  3. Длительность структурных преобразований (импортозамещение, перенастройка логистики).

Выход из паузы потребует либо ослабления внешнего давления и притока инвестиций, либо глубоких внутренних реформ, направленных на переток ресурсов из оборонных в гражданские высокотехнологичные отрасли.

Что означает стагнация для простых людей?

Для граждан стагнация — это не абстрактный термин, а конкретные изменения в уровне жизни.

Рост цен и неравенство. Высокая инфляция в сочетании с дорогими кредитами «съедает» реальные доходы. Экономисты отмечают усиление расслоения: если работники ОПК, бюджетники и силовики видят рост зарплат, то в гражданских секторах (розница, услуги, малый бизнес, IT) доходы падают.

Снижение качества и доступности товаров. Рынок наполняется продукцией по более высоким ценам, особенно заметно это в сегментах автомобилей, лекарств, одежды и электроники.

Изменение потребительского поведения. Люди откладывают крупные покупки и переходят в режим накопления («под матрасом»). Растет спрос на товары по акциям, покупки становятся максимально прагматичными. Психологически это создает фоновую тревожность и чувство неопределенности относительно будущего, цен и работы.

«Важно понимать: стагнация — это не обвал, — резюмирует Абелев. — Многие воспримут ее как новую реальность. Но в долгосрочной перспективе застой неизбежно ведет к снижению качества жизни и деградации человеческого капитала».