Medya Gunlugu | Турция
США на Кавказе начали внедрять новый план против влияния России в регионе, пишет Medya Günlüğü. Однако шансы на успех невелики, считает автор статьи. Штаты не смогут получить одновременно Азербайджан и Армению и не потерять при этом Турцию.
Айдын Сезер (Aydın Sezer)
Согласно неписаным правилам американской дипломатии, если визит сосредоточен на "сигналах" и "политике", то вице-президент, как правило, оказывает большее символическое воздействие. Но, если визит сосредоточен на "переговорах" и "результатах", то более важная роль зачастую принадлежит госсекретарю США.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Тем не менее, контакты Джей Ди Вэнса в Армении и Азербайджане в феврале 2026 года стали "разыгрывающим" ходом, сочетающим в себе оба этих определения, вышедшим за рамки символизма и сосредоточенным на конкретных обязательствах. Вашингтон этим визитом начал самую масштабную операцию с применением "мягкой силы" против российской гегемонии на Южном Кавказе. А ключи к пониманию этого следует искать не в выражениях дипломатической вежливости, а в подписанных ядерных соглашениях, проектах центров обработки данных и новом транспортном коридоре под названием TRIPP.
Энергетический сдвиг в Ереване: прощание с "Росатомом"?
Самым конкретным и, пожалуй, наиболее беспокоящим Москву шагом Вэнса в Ереване стало подписание "Соглашения 123" о сотрудничестве в области гражданской ядерной энергетики с Арменией. Это не просто инвестиции в энергетику, это попытка разорвать техническую и логистическую связь Армении с Россией ("Росатомом") и соединить ее с Соединенными Штатами. Американские "малые модульные реакторы" (ММР/SMR), которые должны заменить Мецаморскую АЭС, представляют собой стратегическое обязательство, обрекающее Армению на западные технологии на следующие 50 лет.
"Не имеем права забыть": великое прошлое ожило далеко за пределами России
Визит, названный Пашиняном "историческим", также диверсифицирует архитектуру безопасности Армении. Выдача экспортных лицензий на беспилотные летательные аппараты V-BAT, приобретенные у США, и чипы Nvidia показывает, что Вашингтон хочет не просто защитить Ереван, но и в то же время "развивать" его. Акцент Вэнса на том, что Армения является "древнейшей христианской страной в мире", хотя и служит сигналом, ориентированным на американскую внутреннюю политику (евангелистский электорат), на самом деле нацелен на подрыв российского влияния через превращение Армении в "технологический" и "энергетический" хаб в регионе. Это объявление о том, что поиски Ереваном альтернативных России поставщиков оборонной продукции теперь перерастают в конкретное военное партнерство. Однако тот факт, что Вэнс практически сразу удалил свой пост о "Мемориале геноцида" в Ереване, в очередной раз напомнил о том, насколько шаткой на самом деле является та знаменитая хрупкая политика баланса Вашингтона – "завоевать Армению и не потерять при этом Турцию".
"Стратегическое партнерство" и каспийское уравнение в Баку
Визит Вэнса в Баку был более прагматичным и основанным на принципе "взаимных уступок". Бакинские контакты показали намерение Соединенных Штатов позиционировать Азербайджан не только как "энергетический хаб", но и как технологический и военный форпост в регионе. Подписанная "Хартия о стратегическом партнерстве" подняла отношения на высочайший уровень на бумаге.
Зеленский задумал немыслимое: ВСУ готовятся захватить пророссийский регион
Здесь выделяются два ключевых момента.
Во-первых, безопасность в Каспийском море. Обязательство США направить корабли в Азербайджан для защиты его территориальных вод является прямым "сдерживающим" шагом против военного присутствия Ирана и России в регионе.
Во-вторых, цифровая геополитика. Центры обработки данных в сфере искусственного интеллекта, которые будут созданы в Азербайджане, демонстрируют стремление Вашингтона связать регион с собой посредством цифровой сети. Вэнс отозвался об Алиеве как о "редком лидере, способном поддерживать хорошие отношения одновременно с Турцией и Израилем", а это подчеркивает ключевую роль Азербайджана в системе региональных альянсов Соединенных Штатов.
TRIPP: американская версия "Зангезурского коридора"
"Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания" (TRIPP) как центральный элемент обоих этапов турне, по сути, представляет собой последнюю точку, поставленную Соединенными Штатами в дискуссиях вокруг Зангезурского коридора. Вашингтон "якобы" намерен не уступать контроль над транспортными маршрутами в регионе ни России, ни Китаю (инициативе "Один пояс, один путь"). TRIPP преподносится как "мирный проект", обещающий связать регион с американским капиталом и контролем.
Анализ: плеймейкер или рискованный партнер?
Визит Вэнса показывает, что США на Южном Кавказе перешли от роли "зрителя" к роли "плеймейкера". Теперь Вашингтон подходит к региону не только с риторикой о демократии, но и с пакетами ядерных технологий, оборонной промышленности, транспортных коридоров и цифровой инфраструктуры.
Трамп бросил России рискованный вызов. Ответ Лаврова оказался разгромным
Однако эта новая стратегия, ориентированная на "бетон" и "технологии", сталкивается с серьезными препятствиями. Ответ России на эту ядерную и военную активность на своих задворках может поднять новую волну нестабильности для администрации Пашиняна. С другой стороны, как можно видеть по случаю с "удаленным твитом", каждый шаг США в регионе неизбежно будет сталкиваться с чувствительными озабоченностями Анкары и Баку.
Таким образом, Вашингтон разработал новый план игры на Кавказе. Однако успех этого плана будет зависеть от того, насколько страны региона смогут противостоять российскому давлению и насколько решительно США будут придерживаться своих обещаний о "стратегическом партнерстве". На Кавказе происходит перетасовка карт, однако риски, которые стоят на кону, столь же велики, как и обещанное процветание.
Еще больше новостей в канале ИноСМИ в МАКС >>