Некоторое время назад в в Милане, в местном музее культуры и искусства проходила выставка под названием Татуировка в истории Средиземноморья. Факт – коренные народы земель, окружающих Средиземное Море, издревле практиковали татуировку, которая является неотъемлемой частью их культурной идентичности. Организаторы выставки взяли на себя смелость раскрыть эту бездонную тему. Среди прочих экспонатов заинтересовали экземпляры срезанной татуированной кожи, позаимствованные в анатомическом музее Болоньи, которые являются материальным свидетельством того, что представляли из себя итальянские татуировки второй половины XIX века.
Итальянские татуировка в понимании Чезаре Ломброзо
«Татуировка – это аномалия, которая может определить антропологический тип преступника. Прирожденный преступник демонстрирует определенные характеристики, которые приближают его к животным и первобытным людям. Акт нанесения татуировок является симптомом регресса к первобытному и дикому состоянию», – писал в 1876 году тюремный врач Чезаре Ломброзо. Последний известен как родоначальник, так называемой, криминальной антропологии: это когда вывод о склонности человека к преступлениям делается на основании асимметрии черепа, необычной формы ушей или других аномалий, которые могут быть во внешности. В подобные признаки Чезаре Ломброзо с уверенностью также занес татуировку.
Работы Чезаре Ломброзо тянут за собой длинный след неоднозначности и критики, однако, несмотря на массу антинаучных заблуждений и полное отсутствие доказательной базы, Чезаре Ломброзо известен тем, что сделал первые шаги в создании детектора лжи. Именно он начал проводить эксперименты по измерению пульса и давления у допрашиваемых преступников. А что касается татуировок, Чезаре Ломброзо провел титанический труд по систематизации тех сюжетов, которые на себе носили тогдашний итальянский криминалитет.
В конце XIX века интерес к татуировкам преступников был далеко не единичным случаем: татуировки умерших и казненных заключенных срезались, бальзамировались и отправлялись на хранение. Таким образом, в архивах многих европейских музеев и университетов присутствуют коллекции срезанной татуированной кожи. Именно по этой причине сохранились выставленные в Милане итальянские татуировки прошлого, которые находились многие годы в анатомической коллекции Луиджи Каттанео при университете Болоньи в Италии.
Итальянские татуировка и ее религиозный аспект
Едва ли не половина сюжетов на этих кусочках кожи являются христианскими. В отличие от привычных тату-изображений (обнаженные женщины, цветочки, кинжалы, перекрещенные сабли и прочее), наделены они символизмом истинных верующих. Такие татуировки наносились паломниками как знак, что они таки-сумели побывать в Святом Доме Лоретто. Это одна из величайших католических святынь, находящаяся в итальянском регионе Марке. Это тот самый дом, ранее находившийся Назарете, в котором родилась Дева Мария и где произошло чудо Благовещения. Почему он оказался в Италии? Потому, что в 1291 году ангелы перенесли его из Израиля по воздуху, дабы спасти от разорения сарацинами.
Одним из таких свидетельств являются рассказы Антонио Стоппани, опубликованные в 1876 году. В них автор описывает как на улицах Лорето сапожники, а именно они были ответственны за нанесение татуировок, привлекали клиентов стуча друг о друга деревянными штампами. Татуировку начинали делая оттиск на коже, потом по нему проходились иглой до появления кровотечения, а в финале в наколотую рану втирали чернила индиго. 25 ноября 1871 года муниципалитет Лорето ввел запрет на практику татуировки, справедливо объясняя его заботой о здоровье своих граждан и гостей города. Также этот запрет объясняется общей тенденцией властей Италии сделать свою страну более современной и свободной от предрассудков. Однако, все те же письменные источники говорят, что после официального запрета, паломнические татуировки делались еще очень долго.
Итальянские татуировки – любовная тематика
Вторым самым распространенным мотивом у живших давно итальянцев была тематика любовная. Помимо сердец, профилей и имен любимых, делалось много татуировок, которые, если говорить мягко, можно назвать непристойными. «Сексуальное возбуждение могло быть вызвано лишь наблюдением за своими собственными татуировками, даже такими простыми, как инициалы имени возлюбленной. Такие татуировки представляли собой замену порнографии для низших слоев населения, как правило, необразованных и часто неграмотных людей, которые не имели доступа к качественной эротической литературе», – цитируем уже известного нам Чезаре Ломброзо.
Для историков подобные артефакты несут в себе массу информации! Комплексный анализ тату-сюжетов, техник нанесения, состав пигментов может значительно дополнить имеющуюся информацию о временах, когда кто-то носил на себе эти татуировки. К сожалению, в большинстве своем, подобные коллекции лишены каких-либо описательных документов, что значительно осложняет работу с ними. Лишь в конце XIX века, в Европе на татуировку обратили внимание, как на распространенное социальное явление, пусть и не всегда в положительном смысле. Татуировка фактически была признана, до этого она воспринималась исключительно как атрибут диких народов, земли которых, расы считавшие себя более цивилизованными, с удовольствием колонизировали.